При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Шапошников Дмитрий Федорович

Он родился 9 ноября 1913 года в Пензе. После окончания школы-семилетки в 1932 году Дмитрий вместе с родителями переехал в Самару. Здесь в 1933-1934 годах он учился в школе ФЗУ, получил специальность токаря 5-го разряда. Первым местом работы 17-летнего Дмитрия Шапошникова стал завод №13 (впоследствии завод «Кинап») (рис. 1).

Здесь же он сделал свой первый шаг в профессиональной карьере: уже в 1934-1938 годах работал инструктором токарного дела при заводской школе ФЗУ. А после работы учился сам - на рабфаке. В 1938 году Шапошников поступил в Куйбышевский строительный институт, а спустя год перешёл в Куйбышевский индустриальный институт.

В 1942 году Дмитрий Федорович окончил вуз по специальности инженера-механика и поступил на 4-й Государственный подшипниковый завод. Это предприятие стало для Шапошникова местом, где он состоялся как профессионал экстра-класса и как личность с активной гражданской позицией. На одном из ведущих предприятий подшипниковой отрасли Советского Союза он прошел путь от рядового инженера-технолога до технического директора - первого заместителя генерального директора производственного объединения «ГПЗ-4».

Не простым был этот путь для Дмитрия Федоровича. В 1944 году его выдвинули на должность старшего механика цеха точных подшипников № 2 - крупнейшего и важнейшего на заводе. Здесь большую кропотливую работу по выбору инструментов, режимов резания и охлаждающих эмульсий проводила группа квалифицированных рабочих, механиков, инженеров. Трудиться в этой экспериментальной команде получил право и молодой инженер Шапошников. В среде признанных профессионалов Дмитрий Федорович показал себя самым достойным образом, и в феврале 1948 года он был назначен начальником нового цеха № 3, который позднее стал называться цехом нового станкостроения.

В 1950 году Дмитрий Фёдорович возглавил отдел главного механика завода и вложил много сил в создание комплекса цехов - литейного, экспериментально-технологического и станкостроительного конструкторских бюро. Максимум новаторского и полезного в использовании техники и современных технологий постарались заимствовать главный механик Шапошников и его коллеги во время командировки на московский завод «Калибр». В Москве представительная делегация куйбышевских подшипниковцев знакомилась с передовым опытом и коллектива «Калибра», и других предприятий столицы. Наша делегация приняла вызов москвичей на социалистическое соревнование, и, вернувшись на Волгу, помогала коллегам в его организации по стахановскому методу.

На пять лет Дмитрий Федорович расстался с родным предприятием. С 1957 года по 1962 год Шапошников - начальник отдела Куйбышевского Совета народного хозяйства. На родное предприятие Дмитрий Фёдорович возвратился в октябре 1962 года.

В должности заместителя главного инженера он возглавил всю работу по техническому развитию завода, отделов и цехов, создававших новую технику и технологии. При Шапошникове цех новой техники был преобразован в цех нового станкостроения. Станкостроение было организовано и на филиале завода (впоследствии завод приборных подшипников). Дмитрий Федорович принимал активное участие в модернизации производства: при нём было налажено изготовление новейших инструментов - эльборовых шлифовальных кругов, алмазного шлифовального и правильного инструмента. В качестве экспериментаторской базы была создана мощная лаборатория по освоению и внедрению новых станков собственного изготовления, а также импортных.

Двадцать второго марта 1966 года Дмитрий Федорович Шапошников был назначен главным инженером завода. Шапошников и возглавляемые им технические службы завода уделяли первостепенное внимание совершенствованию работы специально построенного корпуса «А» для производства особо ответственных, тяжело нагруженных авиационных, ракетно-космических, военно-морских и других специальных подшипников. Так был заложен технический и производственный фундамент для завода авиационных подшипников.

При непосредственном участии и под руководством Д.Ф. Шапошникова эта работа продолжилась и после организации в 1981 году производственного объединения «ГПЗ-4». Хорошо оснащенная база собственного станкостроения, основанная на разработках заводских конструкторов, снабжала предприятие современным высокопроизводительным оборудованием и инструментом. Под руководством Шапошникова на предприятии ежегодно изготавливалось около 300 единиц оборудования, не имевшего в СССР аналогов.

К началу 1980-х годов специалистам и высококвалифицированным рабочим предприятия удалось добиться значительного повышения качества и надежности изделий особого класса, предназначенных для передовых отраслей промышленности Советского Союза. В 1982 году за проведение этой работы Д.Ф. Шапошников был удостоен премии Совета Министров СССР.

В 1981 году он как опытный управленец и высококвалифицированный специалист был назначен главным инженером и одновременно первым заместителем генерального директора производственного объединения «ГПЗ-4» - одного из крупнейших промышленных предприятий Куйбышева и области, на котором выпускалось 20 процентов всех подшипников, производимых в Советском Союзе.

Стратегически грамотно и тактически оперативно определяя техническую политику и перспективы развития завода, Дмитрий Федорович Шапошников внёс большой вклад в освоение и внедрение новых прогрессивных технологических процессов в производстве подшипников. При его непосредственном участии проведены работы, позволившие значительно повысить качество и надёжность подшипников для спецтехники и авиационной промышленности. Впервые в отрасли были разработаны и внедрены принципиально новые способы получения заготовок колец методом холодной раскатки вместо металлозатратной токарной обработки.

Шапошников стал признанным в городе и области инициатором активных действий по рационализации и сокращению малоэффективных рабочих мест, особенно тех, где применялся ручной труд. Основанием сокращения их становилась объективная и профессиональная аттестация. Областная комплексная целевая программа, разработанная под руководством Д.Ф. Шапошникова, так и называлась - «Аттестация рабочих мест».

За активное участие в развитии подшипниковой промышленности Советского Союза Дмитрий Федорович Шапошников был удостоен ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почёта», медалей, звания «Заслуженный машиностроитель РСФСР».

Высококвалифицированный специалист Шапошников отличался и активной политической и общественной позицией. Он избирался членом Октябрьского райкома КПСС, был председателем технико-экономического совета при райкоме, членом научно-технического совета при Куйбышевском областном комитете партии.

Решением исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 8 октября 1986 года за большой личный вклад в развитие подшипниковой промышленности, внедрение в производство новейших достижений в технике и технологии, активное участие в общественной жизни города главному инженеру производственного объединения «Четвёртый государственный подшипниковый завод» Шапошникову Дмитрию Федоровичу было присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева».

По состоянию здоровья 25 апреля 1988 года Дмитрий Федорович ушёл с должности технического директора ПО «ГПЗ-4». Но родное предприятие он не оставил, и ещё два года был советником-наставником молодых членов дирекции.

Дмитрий Фёдорович Шапошников скончался 15 мая 1994 года и был похоронен на городском кладбище Самары.

 

Источники

ЦГАСО, P-56, оп. 55, д. 674, л. 2.

Там же, д. 706, л. 231.

Там же, P-2558, оп. 16, д. 109, л. 165.

Там же, оп. 18, д 944, л. 266.

СОГАСПИ, Ф-656, оп. 199, д. 145.

Архив ЗАО «Самарский подшипниковый завод-4».

Ковалев Л.Р. Летопись подвига: Страницы истории Куйбышевского четвертого подшипникового завода. Куйбышев, 1966. С. 97, 110, 165, 199, 202.

Волжская заря. 1994. 18 мая.

Там же, 2000. 11 ноября.


Просмотров: 5


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара