При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Третьяков Анатолий Тихонович

Под его руководством осенью 1941 года на эвакуированном в Куйбышев заводе № 1 было освоено производство легендарных штурмовиков Ил-2 (рис. 1).

Он родился 4 июля 1899 года в селе Сормово Нижегородской губернии, в семье кузнеца Сормовского судостроительного завода. В 1924 году с дипломом техника Третьяков переехал в Москву, где поступил на Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ-1). Здесь он прошёл трудовой путь от простого чертёжника до директора предприятия. На этот руководящий пост А.Т. Третьяков был назначен в феврале 1941 года.

В августе того же года правительством было принято решение: не прекращая выпуска МиГ-3, параллельно организовать на заводе № 1 выпуск штурмовиков Ил-2. А в сентябре Третьякову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Но во второй половине октября 1941 года положение на фронте резко осложнилось: немцы пошли в массированное наступление на Москву. Поэтому 18 октября началась эвакуация из столицы оборонных предприятий, в том числе и завода № 1, который отправился в Куйбышев. Переезд занял всего 10 дней. Были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь, архив со всеми документами и прочее. Уже 28 октября нарком авиапрома Шахурин подписал приказ о начале работы завода № 1 на новой площадке.

Всего за два месяца приехавшие на Безымянку заводчане сумели здесь наладить выпуск самолётов. Но это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли у ворот Москвы, а эвакуированные заводы ещё только набирали обороты. Именно поэтому 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила знаменитая телеграмма, подписанная председателем ГКО И.В. Сталиным и адресованная директору завода № 1 Третьякову и директору завода № 18 Шенкману. Вождь писал, что «самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной, по две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2…»

Всего через сутки после получения этой телеграммы завод № 1 стал выпускать по три самолета Ил-2 в день, и в дальнейшем их производство продолжало наращиваться. Только в 1943 году завод № 1 выпустил 4462 таких штурмовика.

В июле 1944 года Третьяков был отозван в Москву, в распоряжение Наркомата авиационной промышленности. На место директора предприятия тогда же был назначен В.Я. Литвинов, до этого работавший главным инженером завода № 1.

После войны А.Т. Третьяков работал на различных должностях в Министерстве авиационной промышленности СССР.

Депутат Верховного Совета СССР (1946—1950).

Анатолий Тихонович Третьяков скончался 19 июля 1978 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Ерофеев В.В. Третьяков Анатолий Тихонович. В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2007 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2009. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2009 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 34


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара