При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Самосуд Самуил Абрамович

Он родился 2 (14) мая 1884 года в Тифлисе в семье военного капельмейстера. В 1906 году Самуил окончил Тифлисское музыкальное училище по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее он учился в Праге и в Париже по классам композиции и дирижирования. По возвращении в Россию Самосуд стал виолончелистом оркестра Народного дома в Санкт-Петербурге, затем служил дирижёром оперного театра Народного дома и в Мариинском театре. В 30-е годы он преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, и в 1934 году стал профессором.

В начале Великой Отечественной войны в эвакуацию в Куйбышев первый поезд с артистами Большого Театра прибыл 6 ноября 1941 года. До наступления Нового, 1942 года местными властями был решён вопрос о более-менее комфортном размещении творческих работников, после чего началась основная деятельность труппы. Именно Самуил Самосуд руководил первым в мире исполнением Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича оркестром ГАБТа, которое состоялось 5 марта 1942 года.

Сохранились воспоминания арфистки Большого театра В.Г. Дуловой о том, как за два месяца до этого события прошла «домашняя премьера» симфонии в одной из квартир, где жили музыканты ГАБТа.

«В комнату, где стояло взятое напрокат пианино, пришли композитор Дмитрий Шостакович, пианист Лев Оборин и ещё кто-то из музыкантов. Сев за инструмент, Шостакович и Оборин по только что законченной партитуре в четыре руки начали исполнять симфонию. На звуки музыки пришёл Самосуд (он жил этажом ниже) и тихо встал в дверях. При последних аккордах первые слушатели, потрясённые, продолжали сидеть молча, боясь разрушить нахлынувшие чувства… И тут вдруг Самосуд пересёк комнату, снял с пюпитра партитуру, сунул её под мышку и со словами: «Завтра же начинаем роспись по голосам», ушёл… Он был в то время художественным руководителем и главным дирижёром театра, а своя рука - владыка…»

Но оказалось, что в Куйбышеве нет нотной бумаги и невозможно начать роспись оркестровых партий. В Москву спецрейсом был отправлен самолёт, и задание выполнили с военной чёткостью. Уже вскоре все оркестранты трудились как переписчики. «У всех было одно желание, — вспоминала далее Вера Георгиевна, — скорее начать репетировать… Наконец 5 марта состоялась премьера… Публика стоя приветствовала автора и дирижёра. У многих на глазах были слёзы, незнакомые люди обнимались…»

В 1951—1953 годах Самосуд руководил Оперно-симфоническим оркестром при Всесоюзном радиокомитете. В 1953 году на его основе организовал и возглавил Симфонический оркестр Московской филармонии (1953—1957). В 1957 году создал и до 1964 года возглавлял Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (ныне Государственная академическая симфоническая капелла России).

Он играл важную роль в музыкальной жизни СССР. Под его управлением состоялись первые постановки опер советских композиторов, среди которых — «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Д.Д, Шостаковича, «Война и мир» С.С. Прокофьева (1946, в сокращённом варианте) и другие. Оркестром под его управлением впервые были исполнены, кроме 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), также оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония С.С. Прокофьева (1952). Ещё он осуществил концертные постановки многих оперных произведений.

Самуил Абрамович Самосуд умер 6 ноября 1964 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Ерофеев В.В. Самосуд Самуил Абрамович. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. М. 1984

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.

 


Просмотров: 187


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара