При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Поляков Виктор Николаевич

Он родился 18 февраля (3 марта) 1915 года в Томске. Свою трудовую деятельность начал в 1930 году учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества. В 22-летнем возрасте Поляков стал заместителем начальника цеха АРЗ № 3 Мосавтотреста. Совмещая работу на производстве с учёбой, он в 1938 году окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.

С 1938 по 1946 год Поляков служил в ремонтно-восстановительных батальонах Западного и Карельского фронтов. В октябре 1941 года был тяжело ранен. Войну он закончил в звании инженер-майора, был награждён орденом Красной Звезды (рис. 1).

С 1946 по 1958 год В.Н. Поляков находился на различных должностях на Московском заводе малолитражных автомобилей, с 1958 по 1963 год — его директор. С 1963 по 1965 год он — заместитель председателя, председатель Совета народного хозяйства Москвы. В 1965 году его назначили заместителем министра автомобильной промышленности СССР.

В августе 1966 года В.Н. Поляков получил новую ответственную должность – он стал генеральным директором строящегося Волжского автомобильного завода, который возглавлял до 1975 года. В феврале 1970 года на предприятии было начато изготовление первых деталей, а в апреле 1970 года — первых автомобилей с маркой ВАЗ. В начале 1970-х годов на ВАЗе под руководством Полякова началась разработка полноприводного автомобиля «Нива». К декабрю 1973 года, когда правительственная комиссия приняла в эксплуатацию последнюю, третью, очередь завода, ВАЗ уже выпустил более миллиона автомобилей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года В.Н. Полякову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1975 по 1986 годы В.Н. Поляков был министром автомобильной промышленности СССР. Период его работы во главе автопрома — это пик развития советского автомобилестроения. За эти одиннадцать лет Советский Союз занял шестое месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии), выпуская более 2 миллионов автомобилей ежегодно.

С 1986 по 1992 год В.Н. поляков работал экспертом центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. С 1992 по 1994 год он — консультант на строительстве Елабужского автомобильного завода. Непосредственно курировал подготовку ЕлАЗа к производству автомобиля «Ока», а затем и совместной советско-итальянской модели легкового автомобиля А-93.

Когда в 1993 году на КАМАЗе произошёл пожар на заводе двигателей, Поляков возглавил временную консультативную группу по восстановительным работам при генеральном директоре ОАО «КАМАЗ». К декабрю 1993 года завод двигателей восстановил производственные мощности.

С 1994 по 1999 год В.Н. Поляков — начальник консультационно-экспертного отдела представительства ОАО «АВТОВАЗ» в Москве. С 1999 года он работал в аналитическом центре АвтоВАЗа.

Он был кандидатом в члены ЦК КПСС (1976—1981 годы), а затем членом ЦК КПСС (1981—1989 годы), депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989) от Куйбышевской области.

За свою боевую и трудовую биографии В.Н. Поляков имел четыре ордена Ленина (1971, 1975, 1981 и 1985 годы), орден Отечественной войны I степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды. Он также был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью Жукова, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 г.г.», медалью «За оборону Советского Заполярья».

За особые заслуги перед городским сообществом решением Тольяттинской городской Думы от 4 марта 1995 года № 86 Полякову Виктору Николаевичу было присвоено звание «Почётный гражданин города Тольятти».

За особые заслуги перед коллективом «Камаза» в повышении производительности и качества труда приказом № 41 АО «Камаз» от 2 марта 1995 года Полякову Виктору Николаевичу было присвоено звание «Заслуженный Камазовец».

Решением Самарской областной думы от 9 июня 2003 года В.Н. Полякову было присвоено звание «Почётный гражданин Самарской области».

Виктор Николаевич Поляков скончался 1 июня 2004 года на девяностом году жизни после продолжительной болезни и был похоронен на Баныкинском кладбище в Тольятти.

В Тольятти решением администрации города от 26 августа 2005 года именем Полякова названы улица и площадь в Автозаводском районе.

У здания заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ» 19 апреля 2007 года был открыт памятник В.Н. Полякову. Ещё имя В.Н. Полякова носит лицей № 76 в Тольятти.

На доме в Москве в переулке Хользунова, где жил первый генеральный директор АвтоВАЗа, 20 декабря 2010 года была открыта мемориальная доска. Авторы мемориальной доски — скульптор Филипп Рукавишников и архитектор Михаил Корси.

В Набережных Челнах именем Виктора Полякова названа улица и остановка общественного транспорта.

В 2005 году Министерством связи РФ был выпущен художественный маркированный конверт, посвященный В.Н. Полякову.


Просмотров: 192


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара

    Разработка и продвижение сайта
    seo63.ru