При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Погодин Михаил Андреевич

Он родился 11 октября 1916 года в Самаре в семье железнодорожников и навсегда связал свою судьбу с этой профессией (рис. 1).

С 16 лет Михаил шёл по этому пути прямо, не сворачивая. После окончания школы-семилетки в 1932 году он поступил в школу фабрично-заводского ученичества, в которой готовили помощников машинистов. Два года он осваивал профессию, о которой первое представление получил еще дома - от родителей. А трудовая биография Михаила Погодина началась в 1934 году в локомотивном депо Самаро-Златоустовской железной дороги, переименованной в 1936 году в железную дорогу имени В.В. Куйбышева.

В первой своей рабочей должности - помощник машиниста, Михаил проработал до 1937 года, до призыва в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Действительную военную службу он проходил в Дальневосточном крае. И как бы ни были замечательны те дальние земли Советского Союза, всё же родная Волга манила к себе, так что в 1940 году Погодин вернулся в Куйбышев. В родном депо отслужившего красноармейца приняли на хорошо знакомую ему должность помощника машиниста, но уже в 1941 году Михаил стал машинистом. Это был знак признания профессионализма, высочайшей дисциплинированности молодого железнодорожника, ведь ему доверялись важные для советской страны грузы, которые нужны были для строительства заводов, для укрепления обороны Родины.

С началом Великой Отечественной войны 25-летний Михаил Погодин, как и сотни тысяч его ровесников по всему Советскому Союзу, пошёл в военкомат. Как и все они, куйбышевский машинист хотел одного - на фронте, на самом переднем крае защищать свою страну от фашистских захватчиков. Но ему отказали в призыве: Родина нуждалась не только в бойцах, но и в тех, кто по всей стране должен был работать для Победы, отдавая этому особо важному заданию все свои силы, знания, мастерство. Для Победы нужно было доставлять по всему Союзу различные грузы, эвакуировать по железным дорогам людей и целые предприятия. Машинист Погодин должен был работать на этом трудовом фронте.

В годы войны М.А. Погодин служил машинистом на мощном грузовом скоростном паровозе ФД2686 локомотивного депо станции Куйбышев. В 1944 году Михаил Андреевич вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. Он отдавал все свои силы, всего себя, чтобы обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Для этого Михаил Андреевич, несмотря на колоссальную нагрузку военного времени, стремился совершенствовать своё мастерство, повышая производственную квалификацию.

Закончилась Великая Отечественная славной Победой всего народа, в которой была частичка и усилий машиниста Погодина. Но спокойнее его жизнь и работа в мирное время не стали. После войны он перешёл на управление пассажирским паровозом П36. Успешно сдав экзамены, он в 1947 году получил квалификацию машиниста первого класса.

Двадцать лет Погодин водил по Куйбышевской железной дороге паровозы. Но электрификация стремительно внедрялась в железнодорожную отрасль. Классный специалист, уважаемый в коллективе человек Михаил Андреевич Погодин не мог оставаться в стороне от технического прогресса. В 1958 году он закончил специальные курсы и получил удостоверение на право управления электровозом. В 42 года Погодин начинает водить поезда дальнего следования.

Еще с дореволюционных времён в среде железнодорожников сохранилась поговорка: по движению поездов можно часы проверять - настолько точно они курсировали от станции к станции. Для Погодина эта поговорка была руководством к действию. Михаил Андреевич всегда обеспечивал высокий уровень безопасности движения поездов, которые под его управлением ходили строго по расписанию. Если же по техническим причинам возникали опоздания, то он всегда своим мастерством, интуицией профессионала сводил их до минимума, так что порой люди и не замечали промежуточных задержек движения.

Как новатор производства, М.А. Погодин завоевал авторитет среди коллег безупречным отношением к служебному долгу, высокой сознательностью и дисциплинированностью.

Машинист электровоза М.А. Погодин никогда не стоял в стороне от активной общественно-партийной работы: он избирался членом бюро партийной организации локомотивного депо, его избирали в члены парткома дороги и членом Пролетарского райкома КПСС города Куйбышева.

Авторитетного, активного гражданина и высококвалифицированного производственника машиниста электровоза Михаила Андреевича Погодина коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих локомотивного депо станции Куйбышев выдвинул кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР, где с 1 марта 1959 года по 3 марта 1963 года коммунист Погодин достойно представлял интересы своих избирателей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года старшему машинисту локомотивного депо Куйбышевской железной дороги Михаилу Андреевичу Погодину за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Трудовые достижения М.А. Погодина также отмечены двумя медалями «За трудовую доблесть», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Были у Михаила Андреевича Погодина и профессиональные награды: знаки «Почётному железнодорожнику», «Отличный паровозник», «Ударнику сталинского призыва».

Труд машиниста можно сравнить с работой лётчика: напряжённость и высочайшая ответственность за каждое мгновение рейса. Михаил Андреевич Погодин в полной мере обладал этими качествами, и с 1971 года он стал передавать свои знания, опыт молодым железнодорожникам. Он работал в родном ему локомотивном депо инструктором производственного обучения.

За большой личный вклад в развитие железнодорожного транспорта, новаторство, плодотворную деятельность по наставничеству и коммунистическому воспитанию молодежи машинисту локомотивного депо имени Г.М. Кржижановского Михаилу Андреевичу Погодину решением исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 3 ноября 1977 года присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева».

Михаил Андреевич Погодин скончался 18 апреля 1984 года и был похоронен на городском кладбище Самары.

 

Источники

ЦГАСО, Р-32, оп. 33, д. 309, л.172об.

Там же, P-56, оп. 55, д. 103, л. 29.

Там же, оп. 57, д. 28, л. 349.

Там же, P-5050, оп. 1, д. 432, л. 203.

Там же, д. 867, л. 72-74.

СОГАСПИ, Ф-636, оп. 164, д. 5, л. 172.

Там же, Ф-1720, оп. 4, д. 144.

Там же, Ф-1911, оп. 2, д. 124, л. 156.

Там же, д. 155, л. 39.

Там же, д. 180, л. 89.

Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам: картотека.

Отдел наград аппарата правительства Самарской области: картотека Героев Социалистического Труда.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1959, 6 августа, № 31, ст. 165.

«Правда», 1959, 2 августа.

«Волжская коммуна», 1959, №№ от 22 февраля, 6 марта, от 4 и 30 августа.

Там же, 1984, № от 20 апреля.


Просмотров: 22


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара