При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Оборин Лев Николаевич

В мировую элиту фортепианных исполнителей он, тогда ещё совсем молодой парень, вошёл в 1927 году, после своей оглушительной победы на Первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве (рис. 1).

Журналист Илья Эренбург писал о его триумфе так: «Полякам пришлось признаться, что лучше всех исполняет Шопена «москаль». А в газете «Известия» появилась карикатура любимца Сталина — Бориса Ефимова, изображавшая торжествующего 19-летнего Оборина и готовых лопнуть от злобы дряхлых врагов Советского Союза, с иронической подписью: «Тут действуют руки Москвы». Сталину, безусловно, доложили о восторгах великого польского композитора Кароля Шимановского: «Это нельзя назвать успехом, даже не фурором. То было сплошное победное шествие, триумф!»

Он родился 29 августа (11 сентября) 1907 года в Москве, в семье инженера-путейца. После окончания музыкального училище имени Гнесиных по классу фортепиано Оборин продолжил обучение в Московской консерватории. Уже тогда критики отмечали зрелость и академичность его исполнения. А после победы на конкурсе имени Ф. Шопена он начал давать концерты не только в СССР, но и за рубежом, что в 30-е годы разрешали лишь единицам.

С началом войны Лев Оборин в числе многих других московских деятелей культуры был эвакуирован в Куйбышев, о чём арфистка Большого театра В.Г. Дулова вспоминала так:   

«Артисты Большого театра, многие с семьями, жили в Куйбышеве уже четыре месяца… Первое время все «лежали вповалку», и настроение витало «аховое». Жили в школьных классах, по 18-20 человек. На полу — матрацы. «Среда обитания» разгорожена чемоданами, подобием занавесочек… В центре стоит большой стол, один на всех. Все были в равных условиях: именитые певцы и хористы, скромные оркестранты и дирижёры, балетные примы и премьеры и кордебалет, дети, бабушки, престарелые родители…»

Вопрос об улучшении бытовых условий московских артистов куйбышевскими властями в основном был улажен ещё до наступления Нового, 1942 года. Меры принимались самые решительные. Путём уплотнения квартир в старом городе эвакуированные из столицы получили если не отдельную комнату, то по крайней мере собственный угол, и им уже не нужно было «лежать вповалку». Музыканты, в том числе и Лев оборин, оказались особенно востребованы после того, как Дмитрий Шостакович завершил работу над своей Седьмой симфонией. Её первое исполнение состоялось 5 марта 1942 года во Дворце культуры на площади имени Куйбышева и имело грандиозный успех.

В 1943 году Л.Н. Оборин, а также скрипач Д.Ф. Ойстрах и виолончелист С.Н. Кнушевицким создали музыкальное трио, которое в составе фронтовых бригад неоднократно участвовало в концертах для бойцов Красной Армии. За кулисами этого «живого эфира» случались всякие неожиданности. Зима 1942 года. В московской радиостудии играет знаменитое трио: Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий. Внезапно гаснет свет. Что такое студия в темноте? Абсолютная чернота! Такая плотная, что кажется тяжелой. У диктора Валентины Соловьевой от ужаса чуть сердце не остановилось. Ведь невозможно ни прервать передачу, ни единого слова сказать без цензуры.

Но чудо! Музыка продолжала звучать. А в паузе Кнушевицкий нащупал край дикторского стола и положил туда коробку спичек. Но их мало. В ход пошла газета, скрученная жгутом. От импровизированного факела летит пепел, искры… вот газета догорает… к счастью, с финальными аккордами трио. Передача окончена. И почти сразу в студии вспыхивает свет… Музыканты были в полуобморочном состоянии. Несколько минут никто не мог произнести ни слова.

После войны Л.Н. Оборин преподавал в Московской консерватории, был председателем Совета профессоров фортепианного факультета.

Лев Николаевич Оборин умер 5 января 1974 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Ерофеев В.В. Лев Николаевич Оборин. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.


Просмотров: 171


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара