При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Лемешев Сергей Яковлевич

Он родился 27 июня [10 июля] 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии. В 1914 году Сергей окончил церковно-приходскую школу, а в зимнее время занимался сапожным делом в Санкт-Петербурге. Пения он учился по граммофонным записям, а вот азы нотной грамоты и пения освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Во время учёбы на Тверских образцовых курсах комсостава РККА (1920) Лемешев получил направление в Московскую консерваторию, где в 1921—1925 годах учился в классе Н.Г. Райского (рис. 1).

С 1924 года Лемешев пел в Оперной студии Большого театра под руководством К.С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), где, среди других, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»). Именно эта роль, которую певец исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей.

В 1926 году Лемешев дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. В 1927—1929 годах он — солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929—1931 — Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили).

В 1931 году его пригласили в Большой театр (Москва), где Лемешев дебютировал в партиях царя Берендея («Снегурочка»), Джеральда («Лакме» Л. Делиба) и Ленского («Евгений Онегин»). Таким образом, перед началом Великой Отечественной войны в Большом театре служили два великих тенора – Иван Козловский и Сергей Лемешев. При этом популярность Лемешева в СССР просто зашкаливала. Ведь он в то время снялся в художественном фильме «Музыкальная история» (1940) в роли шофёра Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Молодые девушки буквально не давали певцу прохода, требуя у него автографы. Образовалась даже группа наиболее фанатичных его поклонниц, прозванных «лемешистками», которые чуть ли не круглосуточно дежурили у входа в Большой Театр и у подъезда дома, где жил тенор.

Когда в октябре 1941 года фашистские танки подошли к Москве, Большой Театр решили эвакуировать в Куйбышев. С третьей группой артистов и работников администрации 17 октября должен был уехать и Сергей Лемешев. Однако он сильно простудился во время ожидания поезда на Казанском вокзале в день отправления. Простуда перешла в воспаление лёгких, и затем началось осложнение. В итоге Лемешеву той осенью пришлось остаться в столице.

Немного подлечившись, Сергей Яковлевич вновь приступил к работе на сцене. С группой артистов, не уехавших в Куйбышев, он снова пел в спектаклях, среди которых были «Евгений Онегин», «Травиата» и «Севильский цирюльник». Но, не успев в первую зиму спеть и двух десятков раз, Лемешев снова серьезно заболел - осложнение всё-таки дало о себе знать. Также открылся активный процесс воспаления и в правом лёгком.

Лемешев был прикован к постели целых два месяца, и лишь в июне 1942 года его направили на лечение в Елабугу с заездом в Куйбышев. По возвращении из санатория Сергей Яковлевич пел в опере «Риголетто», но воспалительный процесс в лёгком открылся вновь.

Врачи приняли трудное, но единственно возможное решение – отключить от работы одно лёгкое. Тем не менее Лемешев, несмотря на болезнь, не оставил сцену. И поскольку во время исполнения арий воздуха ему не хватало, Сергей Яковлевич часто задыхался, после чего врачи пытались совсем запретить ему петь. Но для певца такой запрет равносилен смерти. Подлечившись, Лемешев снова начал выступать в спектаклях, сначала по одному, по два в месяц, и даже вновь исполнил партию Ромео. А затем его самочувствие настолько улучшилось, что Лемешев постепенно вновь вернулся к прежнему режиму работы. Но это было только в 1948 году. А в 1950 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

За свою творческую жизнь певец собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представив их своей широчайшей аудитории. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П.И. Чайковского, помимо романсов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и других.

В качестве оперного режиссёра Лемешев дебютировал в 1951 году постановкой оперы «Травиата» Дж. Верди на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 году он выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы Ж. Массне «Вертер» и исполнитель заглавной партии. Затем в 1951—1961 годах он руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969—1971 — кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а в 1959—1962 годах - Оперной студией при Московской консерватории, где поставил несколько спектаклей. Кроме того, Лемешев вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.

В течение своей жизни С.Я. Лемешев был удостоен ряда государственных наград. В 1937 году он был награждён Орденом «Знак Почёта». В 1941 году за большие достижения в области театрально-вокального и киноискусства Лемешеву присудили Сталинскую премию второй степени. В дальнейшем он был также награждён тремя орденами Ленина (1951, 1972 и 1976 годы), имел несколько медалей.

Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

Грошева Е. С.Я. Лемешев. М., 1960.

Добрусин В.А. Большой театр в запасной столице. «Волжская коммуна», 22 декабря 2018 года.

Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.

Ерофеев В.В. Лемешев Сергей Яковлевич. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Кудрявцева-Лемешева В.Н. Рядом с С.Я. Лемешевым. М.: Музыка, 2002. 904 с.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Лемешев С.Я. О певческом мастерстве. СМ: журнал. 1954, № 1.

Лемешев С.Я. Путь к искусству. М.: Искусство, 1968, 1974, 1982. 384 с.

Лемешев С.Я., Золотухин В.С., Хайкин Б.Э. С.Я. Лемешев. Из биографических записок. Статьи. Беседы. Письма. Воспоминания о С.Я. Лемешеве. Сост. и ред. Е. Грошева. — Советский композитор, 1987. 400 с. — (Деятели музыкального театра).

Львов М. С.Я. Лемешев. М.-Л., 1947.

Львов М. Русские певцы. — М., 1965. Сергей Яковлевич Лемешев: буклет. — М., 1953.

Мелик-Пашаев А.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1976.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года.


Просмотров: 158


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара