При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

1921 год. Документы-6

Основной текст

Помощь религиозных организаций голодающим

 

Проект положения об аппаратах православной русской церкви, ведающих делом помощи голодающим, направленный в ЦК Помгол Патриархом Московским и Всея Руси Тихоном

16 января 1922 г.

С ведома органов власти:

а) непосредственно обращается с воззванием о помощи голодающим к населению России и живущим за пределами России, полученные на его имя пожертвования из России и из-за границы направляет в ЦК Помгол с обозначе­нием направления пожертвованного.

б) сносится с епархиальными архиереями через священный синод и высшее церковное управление, посылает распоряжения о сборах и о направле­нии пожертвований, требует однообразия в этих сборах применительно к требованиям советской власти, посылает воззвания с тем, чтобы они были на местах распубликованы.

С ведома советской власти:

в) Патриарх имеет право пополнять состав высшего церковного управления новыми членами с ведома советской власти, в ведении которых было бы дело о помощи голодающим.

Епархиальный архиерей.

Через епархиальный совет делает распоряжения по епархии на основании постановления Советской Республики о сборах и направлении сборов на голодающих.

Пополняет состав епархиального совета членами с ведома советской власти для ведения дела сбора пожертвований.

Уездный архиерей.

Делает распоряжения о сборах и о направлении пожертвований по уезду.

По приходам.

1) Производят сбор на голодающих в церкви за богослужениями члены приходского совета и сдают собранные суммы для хранения церковному старосте, заведующему хозяйственной частью в приходской церкви.

2) Приходский совет употребляет и другие способы к получению пожертвований на голодающих (обходит прихожан по домам с подписными листами, устраивает чтения, лекции, концерты в пределах прихода и другими закон­ными способами).

3) В продолжение недели по прошествии месяца все собранные суммы через настоятеля храма поступают к благочинному (в заведывании которого находится несколько, средним числом 20 церквей благочиния) с обозначением особой воли жертвователей с пожертвованных сумм, если таковая будет выражена.

Благочинные.

В продолжение следующей недели (от 8-15 числа) месяца отправляют все доставленные им суммы епархиальному или уездному архиерею, причём осо­бое лицо в канцелярии архиерея, несущее казначейские обязанности, прини­мает эти суммы и незамедлительно пересылает их компомгол. Канцелярия же архиерея делает сводку по особым желаниям жертвователей, и архиерей сообщает о сём отделению компомгол.

Все собранные материальные пожертвования незамедлительно пересылаются в ближайшие учреждения Советской Республики, принимающие эти пожертвования, если будет выражена особая воля жертвователей, с обозна­чением направления пожертвований. В местностях, поражённых голодом, приходские советы озабочиваются осведомлением положения голодающих в приходе, помогают отделениям КПГ в организации столовых, пунктов пита­ния и в других видах деятельности в помощь голодающим и посылают заявления о нуждах епархиальному архиерею.

Препровождая вышеизложенный проект положения в ЦК помгол, прошу об утверждении его.

Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси

РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2097. Л. 63 - 65. Копия.

 

Проект положения о порядке деятельности Центрального духовного управления мусульман внутренней России в Сибири по оказанию помощи голодающим

20 января 1922 г.

В целях использования всех источников и средств для оказания помощи пострадавшему от неурожая населению Республики центральное духовное управление мусульман привлекается к участию в деле помощи голодающим на основаниях, приведённых в настоящем положении.

Порядок деятельности.

1. Для привлечения средств и целесообразного использования их между голодающими духовному управлению предоставляется:

а) обращаться внутри страны и вне её с воззваниями о помощи голодающим, особенно к народам мусульманского Востока (с ведома органов власти).

б) организовать сборы за границей, особенно в странах мусульманского Востока, причём посылки особых представителей - с разрешением надлежа­щих органов власти;

в) открывать сборы пожертвований в натуре и деньгами внутри страны;

г) устраивать спектакли, концерты, благотворительные вечера, базары, лекции и прочее в целях сбора средств для помощи голодающим (по соглашению и под контролем помгол);

д) разрабатывать совместно с ЦК помгол планы распределения собранного, сообразно с волей жертвователей;

е) участвовать в лице своих местных органов (мухтасыбов, мулл) в работе местных помгол по распределению собранного между голодающими мусуль­манами.

2. Пожертвования, собранные духовным управлением или его уполномоченными, в чём бы они не заключались, направляются в ЦК Помгол, если они собраны за пределами страны или в неголодающих районах, и в соответству­ющий компомгол, если они собраны в голодающем районе.

3. Пожертвования эти поступают на особый учёт духовного управления и получают назначение согласно плану распределения, разработанному в порядке пункта Г (-) § 1 настоящего Положения.

Форма организации.

4. Ввиду отсутствия в Москве Центрального религиозного управления мусульманского духовенства духовное управление образует для ведения дела помощи голодающим особую комиссию уполномоченных в составе трёх чле­нов, из коих председатель назначается духовным управлением из числа своих членов, а двух остальных - из числа подведомственных ему духовных лиц.

5. При комиссии уполномоченных состоит технический персонал в необходимом для ведения дела помощи голодающим количестве.

6. Члены Комиссии утверждаются в своём звании комитетом помгол.

7. Комиссия уполномоченных имеет постоянное пребывание в Москве.

8. Работая под руководством духовного управления, она разрешает все во­просы, связанные со сбором пожертвований, назначает уполномоченных для сбора лиц, ведёт учёт собранного, разрабатывает совместно с ЦК помгол планы распределения, руководит деятельностью мухтасыбов и мулл и сносится от имени духовного управления со всеми учреждениями по предметам своего ведения.

9. Все расходы, связанные с содержанием членов комиссии и технического персонала, равно как и расходы канцелярские, почтовые, транспортные и проч., покрываются за счёт собранных пожертвований.

10. Отчёт в этих расходах представляется комиссией ЦК Помгол.

11. Районными органами духовного управления по оказанию помощи голодающим являются мухтасыбы и мушавирами при них. Под руководством компомгол и по директивам комиссии уполномоченных мухтасыбы собира­ют пожертвования и участвуют в работе по распределению собранного среди голодающих мусульман своего района.

12. Местными органами, непосредственно привлекаемыми компомголами к работе по распределению, служат муллы и мутавалии, приходские попечители.

13. Порядок сбора пожертвований, их направления и отчётности устанав­ливается особой инструкцией духовного управления, одобренной ЦК Помгол.

Контроль.

Контроль над деятельностью духовного управления в области помгол осу­ществляется ЦК Помгол в центре и губкомиссиями на местах через особых уполномоченных на то лиц. Последним предоставляется право присутство­вать на заседаниях комиссии уполномоченных и районных органов.

РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2097. Л. 66-68. Копия.

 

Проект постановления ВЦИК об образовании в каждой губернии комиссии по организации изъятия, учёта и передачи в органы Наркомфина церковных ценностей для оказания помощи голодающим

[Не ранее февраля] 1922 г.

Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все средства стра­ны для спасения погибающего от голода населения Поволжья и обсеменения полей ВЦИК постановил:

1. В целях изъятия из храмов, часовен всех вероисповеданий золотых и серебряных предметов, а также драгоценных камней образовать в каждой губернии комиссии в составе представителя губисполкома, губкомпомгол и губфинотдела.

2. На комиссию возлагается организация учёта, изъятие и передача в орга­ны Наркомфина всех подлежащих изъятию из находящегося в пользовании групп верующих церковных ценностей.

3. Фактическое изъятие производится с привлечением групп верующих, в пользовании коих вышеозначенное имущество находится.

4. Изъятые имущества поступают на особый учёт и обращаются исключительно на нужды помгол в порядке, указанном в особой инструкции, вырабо­танной ЦК Помгол по соглашению с Наркомфином.

5. Всем суммам, поступающим от реализации церковного имущества, ЦК Помгол ведёт особый учёт и периодически публикует в печати о приходе и расходе его.

6. В развитие настоящего постановления ЦК Помгол по соглашению с Наркомфином и Наркомюстом издаёт инструкцию, точно определяющую по­рядок изъятия и реализацию ценностей, изъемлемых1 из церковных имуществ.

РГАЭ, Ф. 478. Оп. 1. Д. 2097. Л. 95. Копия.

1 Так в документе.

 

Из Декрета ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих

23 февраля 1922 г.

Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для осеме­нения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет [...] постановил:

1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в использование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов со специальным назначением в фонд Центральной Комиссии Помощи голодающим.

2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации точного учёта и передачи органам Народного комиссариата финансов по особо­му счёту для Центральной Комиссии Помощи голодающим вышеуказанных ценностей образовать в каждой губернии комиссию в составе ответственных представителей губернского исполнительного комитета, губернской комиссии помощи голодающим и губернского финансового отдела под председательством одного из членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

3. Пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным привлечением представителей групп верующих, в пользовании коих вышеуказанное имущество было передано.

4. Изъятые имущества поступают в особый фонд и на особый учёт и обра­щаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке, указанном особой инструкцией, выработанной Центральной Комиссией Помощи голодающим по соглашению с Народным комиссариатом финансов и Комиссией по учёту, изъятию и сосредоточению ценностей.

5. Обо всех ценностях, поступивших из церковных имуществ, и их расходо­вании Центральная Комиссия Помощи голодающим публикует периодически в печати, причём в местной печати публикация должна содержать подроб­ный перечень ценностей, изъятых от местных храмов, молелен, синагог и т.д., с указанием названий этих храмов.

Подписали:

Председатель ВЦИК  М. Калинин

Секретарь ВЦИК А. Енукидзе

ЦГАСО. НСБ. Собрание узаконений и распоряжение Рабоче-крестьянского пра­вительства. 1922 г. 7 апреля. № 19.

 

Инструкция Президиума ЦК Помгол о порядке сбора пожертвований в церквах, их направлении и формах отчётности

1922 г.

1. Сборы производятся по церквам за воскресными и праздничными богослужениями на тарелку членами приходского совета.

2. По производству сбора пожертвования записываются в ведомость производившими сбор лицами и передаются на хранение церковному старосте. В ведомость записываются и пожертвованные вещи.

3. На видном месте в храме выставляется тарелка или кружка с надписью: «На помощь голодающим». Подсчёт этих пожертвований производится периодически членами приходского совета, и собранное передаётся церковному старосте на хранение.

4. Перед началом сбора прочитывается воззвание Патриарха, а в потребных случаях производится, кроме сего, соответствующая проповедь.

5. Желания жертвователей о направлении пожертвованных сумм выража­ются как отдельными лицами, так и постановлениями приходских советов, всего прихода, отдельных его групп, а также целых благочинных округов. Эти пожелания записываются в вышеозначенную ведомость.

6. По прошествии месяца пожертвованные суммы вместе с ведомостью передаются благочинному. Благочинный срочно подводит итог пожертво­ванных сумм, делает сводку пожеланий жертвователей и представляет все доставленные ему и свои итого1 и сводку епархиальному архиерею, или епархиальному совету, или в канцелярию уездного (викарного) архиерея.

Примечание: В городах при удобстве сообщения сроки, указанные в §§ 4 и 5 Положения об участии духовенства в помощи голодающим, сократить наполовину.

7. Епархиальные и уездные архиереи незамедлительно представляют через имеющиеся у них органы управления (епархиальные советы и личные канцелярии) все полученные суммы с обозначением итого2 пожертвований и со сводкой пожеланий жертвователей по епархии или по уезду в местную компомгол. Ведомости же отдельных приходов и рапорты благочинных остаются в архивах епархиальных и уездных церковных учреждений.

8. Приходы, развивающие успешно свою деятельность по сбору пожертвований на голодающих и имеющие определённые планы по направлению пожертвованного, непосредственно представляют пожертвованные суммы с представлением планов в местные компомгол, извещая о сём благочинного.

9. Сборы подлежат контролю комиссии Помгол и органов Рабоче-крестьянской инспекции.

10. Кроме церквей, сборы производятся и на дому у прихожан как деньга­ми, так и продуктами, и вещами с записью их в подписные листы, заверенные помгол.

Примечание: Продукты и вещи сдаются незамедлительно в ближайшие комиссии помгол.

11. Пожертвования церкви в пользу голодающих состоят также в церковных драгоценностях. Последние жертвуются, учитываются и передаются ко­миссии помгол согласно особо выработанной инструкции.

12. Средства, получаемые на имя Патриарха и центрального управления, записываются в особых ведомостях, передаются ежемесячно, не позднее 5-го числа каждого месяца, в ЦК Помгол ВЦИК вместе с отчётными ведомостями.

Утверждено Президиумом ЦК Помгол ВЦИК.

С подлинным верно: (подпись неразборчива).

РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2097. Л. 69, 69 [об.]. Зав. копия.

[1] Так в документе.

2 Так в документе.

 

Заявление членов приходского совета Воскресенской церкви г. Самары в Самарский губисполком с просьбой не изымать утварь и предметы, представляющие для верующих особую ценность

6 марта 1922 г.

Приходский совет Воскресенской церкви г. Самары, осведомившись о том, что местная советская власть, согласно Декрету, предполагает приступить к изъятию из церквей части серебряной церковной утвари на помощь голодаю­щим, просит губисполком разрешить общине верующих Воскресенской церк­ви представить взамен подлежащей изъятию утвари или по крайней мере тех предметов, которые представляют для верующих особенную ценность по своему религиозному значению, соответствующее по весу количество добро­вольно собранного от прихожан серебра, и в случае принципиального согла­сия на это отсрочить на одну-две недели изъятие церковных вещей. Если же губисполком не найдет возможным удовлетворить изложенное ходатайство, приходский совет просит перенести это дело на разрешение в высшее цен­тральное управление.

Церковный староста Д. Щуранов

Члены приходского совета (подписи неразборчивы).

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 69-69 об. Подлинник. Рукопись.

 

Из протокола заседания Самарской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей

10 марта 1922 г

Присутствовали: Антонов-Овсеенко, Морозов, Нудьга.

СЛУШАЛИ: 2. Просьба общины верующих Воскресенской церкви о замене изъятых предметов добровольно собранным верующими серебром.

ПОСТАНОВИЛИ: 2. Отказать.

Председатель Антонов-Овсеенко

Секретарь Морозов

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 74. Подлинник.

 

Телеграмма члена Президиума ЦК Помгол ВЦИК Винокурова в Самарский губотдел ГПУ о невозможности замены церковных ценностей хлебом и другими продуктами и о порядке работы по изъятию церковных ценностей

23 марта 1922 г.

Г. Москва

НОВЫЙ: Циркулярно всем компомголам губернии автономных областей и союзных республик. Замена церковных ценностей хлебом другими продуктами недопустима. Замена золотом и серебром равного количества допустима в отдельных случаях по разрешению губкомиссии по изъятию ценности. Необходимо начинать изъятие с городов богатых приходов, благоприятно настроенных, затем переходить [в] деревни, руководствуясь политическим сообра­жением. Дешифрант передать по назначению всем компомголам губернии, автономных штата областей и союзах Республики1.

Член Президиума ЦК Помгол ВЦИК Винокуров

Верно: подпись неразборчива.

Резолюция: Дешифрант передать секретарю губкомиссии и председателю губисполкома. А. Стаймихович.

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 25. Зав. копия.

1 Так в документе.

 

Заявление совета трудовой общины Самарского Иверского женского монастыря о возвращении серебряной полуризницы

27 марта 1922 г.

В отдел по изъятию церковных ценностей

От совета трудовой общины Самарского Иверского женского монастыря

Заявление.

Совет трудовой общины Самарского женского Иверского монастыря просит отдел по изъятию церковных ценностей возвратить ему серебряную полуризницу с чтимой иконы «Иерусалимской Божьей Матери» и серебряную ризу «Троеручницы», взамен которых советом представлено будет такое же количество серебра.

Настоятельница Самарского Иверского женского монастыря игуменья [Вера].

Члены Совета: монахиня Манефа, Вера Малышева

Секретарь Шухова

Резолюция на заявлении: Отказать. 7 апреля.

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 83. Подлинник. Рукопись.

 

Телеграмма заместителя председателя ГПУ И.С. Уншлихта Самарскому губернскому отделу ГПУ и ОДТОГПУ об усилении агитации против служащих всех культов, противящихся изъятию ценностей

30 марта 1922 г.

Нами отмечено, что комиссии по изъятию церковных ценностей и местная печать ведут однобокую кампанию, наваливаясь исключительно на духовенство православной церкви, что может вызвать недовольство русского религи­озного населения на другие инаковерующие круги населения. Во избежание этой однобокости, также во избежание ценностей и губкомами1 повести уст­ную и путём печати усиленную агиткампанию не только против духовенства православной церкви, но и против служащих других культов, противящих­ся изъятию ценностей. Второе, при постановке дел в трибуналах и привлечениях к ответственности виновных служителей культа не оказывать ... (не расшифровывается2). Настоящее принять к неуклонному и точному исполнению под ответственность предпочтения3 представителям того или иного культа, одинаково карая их всех. Копию дешифранта передать всем местным начодтогпу.

Зампред ГПУ Уншлихт.

Начальник секретного отдела Самсонов.

Верно: (подпись отсутствует).

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 21. Зав. копия.

1 Так в документе.

2 Отметка шифровальщика в документе.

3 Так в документе.

 

Телеграмма заместителя начальника Самарского губотдела ГПУ Р.Я. Озолина председателю ВЦИК М.И. Калинину о положении в губернии с изъятием церковных ценностей

1 апреля 1922 г.

Совершенно секретно

Изъято в Самаре ценности успешно1, остались некоторые церкви, где работа продолжается. По уездам работы успешны, предполагается окончить работу, дефектов не наблюдалось в этом отношении в губернии. Некоторые группы монахинь просили заменить ризу одной иконы на другую, комиссия решила держаться инструкции, оставшиеся работы на местах такие вопросы разрешить. В Пугачёвском уезде семенные грузы получаются успешно, часть уже роздана. Голод свирепствует, смертность увеличивается, медикаменты отсутствуют. Цены на продукты сильно поднимаются. В Мелекесском уезде наблюдается падение рыночных цен, от 5 до 6 миллионов на 4 миллиона 700 тысяч. Остальное без изменения.

Зам. начальника Самгуботдела ГПУ Озолин.

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 724. Л. 91. Зав. копия.

[1] Так в документе.

 

Сводка по Самарской губернии о проведении изъятия церковных ценностей в пользу голодающих на 15 апреля 1922 года

16 апреля 1922 г.

Для проведения в жизнь изъятия церковных ценностей в пользу голодающих в Самарской губернии была образована губернская комиссия 1 марта в составе представителей: от губисполкома - т. Морозов, от губкомпомголода – т. Антонов-Овсеенко, и от губфинотдела - тов. Нудьга.

Проведение изъятия по гор. Самаре.

Дни проведения учёта и фактического изъятия из церквей ценностей было мобилизовано 36 товарищей, которые направлялись в церкви в качестве уполномоченных представителей губернской комиссии. При участии уполномоченных составлялись описи ценностей; они же производили изъятие ценностей и сдавали в губфинотдел, составляя на всё акты, копии которых оста­вались в церквах. На помощь им было мобилизовано из ЧОН 34 товарища.

Из 15 апреля было изъято из 31 церкви и 3 монастырей и принято губфинотделом: золота - 2 фунта 66 золотников 74 доли, серебра - 65 пудов 14 фунтов золотников 68 долей, серебряные монеты - 181 р. 26 коп.

Из драгоценных камней: бриллиантов - 148, алмазов - 229, аметистов - 6, капишонов - 4, изумрудов - 148, рубинов - 85, сапфиров - 2.

Проведение изъятия по уездам Самарской губернии.

Самарский уезд - комиссия организована 5 марта в составе: предуисполкома, секретаря укома и заведующего отдела управления. Ведение дела возложено на отдел управления. Переучёт ценностей закончен 2 марта1 Особой комиссией. Изъятие проходит удовлетворительно. Большинство верующих от­кликнулись сами. Недоразумений нет, кроме священника Сырейской церкви, который вёл агитацию за несдачу, а верующие настаивали, во что бы то ни стало сдать. Священник под арестом.

Изъято на 11 апреля 6 пудов 14 фунтов 29 золотников 48 долей и сданы в Государственный банк.

Бугурусланский уезд - комиссия организована в составе предуисполкома, предубюста и заведующего загсом. Церковные советы и граждане относятся благо­желательно. Есть случаи добровольного пожертвования больше, чем следовало. Из 12 волостей собрано 2 пуда 10 фунтов 41 золотник разных ценностей.

Пугачёвский уезд - комиссия организована в составе заведующего отделом управления, заведующего Бюро юстиции и члена редакционной коллегии. Переучёт ценностей производится. Получены описи из 22 волостей. Поступили добровольные приношения из Высокинского общества - 1 фунт 75 золотников, Семёновского - 2 фунта 77 золотников, Мобицкого - 97 фунтов 82 золотника, по городу от старого собора - 17 фунтов 8 золотников, от нового собора - 11 фунтов 63 золотника. Работа по изъятию проходит удовлетворительно.

Мелекесский уезд - комиссия организована в составе заведующего усоцобезом, заведующих бюро юстиции и политпросвета. Работа комиссии началась с 7 февраля. Для проведения изъятия по уезду весь уезд разбит на 5 районов, куда посланы уполномоченные уездной комиссии. Переучёт по городу закончен. Произведён переучёт в 18 волостях, где взято на учёт ценностей и 37 храмах. В Никольской церкви были скрыты ценности (2 креста серебряных, 1 сосуд, 3 ковшичка тепл. сер.1). В этой же церкви произошла кража Дело о краже находится в уголовном розыске.

Ставропольский уезд - комиссия организована в составе заведующего отделом управления, заведующего бюро юстиции и политпросвета. Ведётся подготовительная работа по агитации среди населения за изъятие ценностей. Среди населения закрадывается сомнение, действительно ли изъятое из церквей попадёт в фонд помощи голодающим. 7 апреля состоится собрание верующих города.

Бузулукский уезд - комиссия организована в составе члена президиума уиполкома, заведующего бюро юстиции и заведующего политпросветом. Произведён переучёт ценностей по городу в 4 церквях и в уезде в 15 церквях и 3 монастырях. Изъятие ещё не производилось ввиду неимения конкретных указании из губкомиссии. В настоящее время идёт подготовительная работа. Есть поступления добровольные.

Балаковский уезд - комиссия организована в составе заведующего уфинотдела, уполномоченного политбюро и представителя укомпомгола.

Фактическое изъятие началось с 13 марта. По городу изъятие ценностей закончилось 1 апреля. Всего собрано по городу 12 пудов 17 фунтов 12 золот­ников.

Кроме того, губкомпомголодом было направлено в Центр с целью агитации среди Московского населения (как представителей голодающей губернии) представителей крестьян, из них крестьян Пугачёвского уезда - 2 человека, Бузулукского уезда - 2 человека, Бугурусланского уезда - 1 человек, Самар­ского уезда - 4 человека, Сам. губ.2 - 7 человек, всего 16 человек.

(Подпись отсутствует).

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 725. Л. 3,3 об. Подлинник.

1 Дата так указана в документе.

2 Так в документе.

 

Информация председателя Ставропольской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей Канпюка Самарскому губисполкому о ходе изъятия

27 апреля 1922 г.

Комиссия по изъятию церковных ценностей приступила к действию. В городе изъятие началось 22, кончилось 23 сего апреля. В городе всего изъято 6 пудов 27 фунтов три четверти золотника серебра. В уезде тоже 22 апреля началось изъятие, к первому мая изъятие в уезде будет закончено. Настроение верующих, отношение к изъятию удовлетворительное, а существует лишь сомнение, что эти ценности попадут в фонд голодающих, принимаются меры к разъяснению.

Председатель уездной комиссии по изъятию Канпюк.

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 723. Л. 25а. Зав. копия.

 

Епископ Самарский Павел об изъятии церковных ценностей

[Из материалов допроса]

[1922 г.]

В беседе с нашим сотрудником еп. Павел сообщил о том, как было начато и организовано дело помощи голодающим со стороны местного духовенства.

Помимо организации епархиального компомгола, нынче упраздненного, в распоряжение которого поступило в последнее время до 20 млн руб., было выпущено воззвание к 62 епархиям урожайных местностей, задачей коего было «дать свой голос для верующих этих мест».

В отношении изъятия церковных ценностей еп. Павел считает себя мало осведомлённым о теперешнем состоянии этого вопроса.

«Из газет я узнал о воззвании патр. Тихона и о декрете правительства об изъятии, и когда ко мне пришли верующие с вопросом о том, что приступили к изъятию, что делать, я ответил: «Потребуйте предъявления декрета и поступайте согласно этого декрета (т.е. у нас никаких инструкций не было)». Как я понимал по смыслу этого декрета, изъятию не подлежат чаши, дискосы и напрестольные кресты, как предметы, составляющие существо культа. Если же, разъяснил я верующим, стали бы настаивать на изъятии и этих предметов, то надо выдавать, и лишь зафиксировав это в протоколах.

Во всех храмах в Самаре изъятие произошло безо всяких инцидентов.

Моё мнение, которое я высказывал приходившим ко мне: «Раз советская власть церковные ценности признаёт достоянием народа, мы должны беспрепятственно выдавать, и нас спрашивать не следовало бы».

Я полагаю также, что, согласно учению православной церкви, сосуды священные не подлежат обращению к употреблению на не религиозные обряды, и могли быть переданы в комиссию лишь в виде металла «лома».

Лично я не могу отступить от 73 апостольского правила: «Сосуд златый или сребряный, освящённый, никто уже да не присвоит на своё употребление, беззаконно бо есть, аще кто в сём усмотрен будет да наказуется отлучением». [...] Не знаю, как понимался текст декрета подателем, но поименованные священные предметы всё-таки изымались. Я тому не препятствовал.

Обращение же прочих ценностей ввиду крайнего голода, я, конечно, разделяю.

С воззванием к пастве я не обращался, т.к. лишён свободы и мне несколько обидно, что, желая придти на помощь голодающим, я незаслуженно терплю тюремное заключение.

Всякие протесты и беспорядки по поводу изъятия ценностей из храмов я осуждаю, не желаю, чтобы проливалась хоть капля человеческой крови. Мои убеждения непоколебимы, но я никогда не взял бы греха на свою душу побуждать к противлению и кровопролитию.

Позиция патр. Тихона мне мало известна. Что касается его первого воззва­ния и толкования в вышеприведённом смысле, то я это толкование разде­ляю. То же, что он отказал крестьянам-ходокам, вероятно, высказано шуткою.

С чисто же христианской точки зрения - нельзя смотреть на голод, как на случайное бедствие. Голод есть наказание божие за грехи людей, а потому ис­кать выхода нужно в обращении к богу: «Обратились ко мне, и я обращусь к вам».

Но власть, как не признающая промысла божия, иначе, понятно, поступить не могла. Для советской власти иного выхода нет: у нас нет ничего, единствен­но - оставить церковные ценности и власть, изыскивая средства к спасению, и должна была остановиться на этом выходе».

(Подпись отсутствует).

СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1.Д. 725. Л 118. Копия.

 

Из протокола № 8 заседания Самарского горсовета о прибытии хлеба, закупленного на церковные ценности

12 июня 1922 г.

Присутствуют: 124 человека.

Председатель Карклин

Техническ. секретарь Прокофьев.

Порядок дня:

[...] 4) Текущие дела.

[...] СЛУШАЛИ: а) Доклад тов. Залогина о прибытии 1-го продмаршрута с хлебом, обмененным на церковные ценности.

ПОСТАНОВИЛИ: 1) Заслушав доклад, собранием принята единогласно следующая резолюция: при изъятии церковных ценностей, которые должны были быть направлены на закупку заграницей хлеба для голодающих, враги трудового народа, прислужники старого строя распускали злонамеренные слухи о том, что изъятые ценности не пойдут на дело помощи голодающим1.

Провокация эта имела кровавые жертвы в некоторых городах Советской России, где были учинены погромы и убийства красноармейцев и членов Комиссии по изъятию ценностей. Некоторые церковники по указке патриарха Тихона, нами преданного суду, сами вели преступную агитацию о противодействии изъятию из храмов, и тем самым играли в руку врагам трудящихся, скрывая помощь голодающим.

Мы приветствуем Советскую власть за её твердость в деле проведения Декрета об изъятии в жизнь, результатом чего пока было несколько сот тысяч пудов драгоценного хлеба, приобретенного заграницей, и первый специаль­ный продмаршрут № 7, который в составе 31 вагона прибыл к нам в Самарскую губернию для голодающих. Этот хлеб мы получили за изъятые ценности. Вместе с приветствием Советской власти, мы шлем проклятие всем тем прислужникам старого строя и патриарха Тихона, которые тормозили и тор­мозят изъятию ценностей из храмов. Сотни тысяч погибших от голода жиз­ней, разорённые хозяйства и массовые случаи труполюдоедства пусть падут на голову действительных людоедов и преступников.

(Подпись отсутствует).

ЦГАСО. Ф. P-56. Оп. 1. Д. 214. Л. 16-17. Подлинник.

1 Далее зачеркнуто.

 

Акт о передаче изъятых церковных ценностей Сызранскому уездному финотделу

26 июля 1922 г.

1922 года июля 26 дня составлен настоящий акт о нижеследующем: сего числа Сызранская уездная подкомиссия Симбирской губкомиссии по изъятию церков­ных ценностей в составе: от укомпомгола - тов. Блеснова, УИК - тов. Матюшина и уфинотдела - тов. Соколова, в присутствии уполномоченного от Симбирской губернской Рабоче-крестьянской инспекции старшего инспектора тов. Промозглова произвела передачу изъятых церковных ценностей Сызранскому уфинотделу, причём ценности упакованы: в двадцать два места в деревянные ящики, пять мест (5 мест) обшиты мешочным полотном и одно (1 место) рогожей.

Все переименованные выше 28 мест обвязаны на крест верёвкой и концы их опечатаны печатью Сызранского уфинотдела с оттиском «Комиссар финансов города Сызрани и уезда» и печатью уполномоченного Симбгубрабкрестьянской инспекции старшего инспектора по Сызранскому уезду с оттиском «Уполномо­ченный Симб. губ. Раб. Кр. инспекции».

Причём чистого веса во всех 28 местах: серебра - сорок пудов (40 пудов) двадцать девять фунтов (29 фунтов) сорок три с половиной золотника (43 ½ зол.), золота - тридцать восемь золотников (38 золотников) семьдесят семь долей (77 долей) и четыре грамма (4 грамма).

Драгоценных камней: бриллиантов крупных 21 двадцать один камень.

мелких 54 пятьдесят четыре кам.

Топазов      4 четыре камня

Изумрудов    8 восемь камней

Сапфиров     1 один камень

Рубинов      1 один камень

Уральских    1 один камень

Мелкие бриллианты, алмазы и прочие мелкие камни не взяты на учет в связи со спешным изъятием ценностей и техническими затруднениями из-за неприспособленности уполномоченных, посылаемых в уезд, почему на месте и в Гохране надлежит проверить таковые тщательно со спецом.

Тара не взвешивалась, опись мест к акту прилагается особо, в чём и состав­лен настоящий акт.

Председатель уподкомиссии (подпись неразборчива).

Члены  (подписи неразборчивы)

Уполномоченный Симбирской губернской Рабоче-крестьянской инспекции, старший инспектор по Сызранскому уезду (подпись неразборчива).

Сызранский филиал ЦГАСО. Ф. Р. 491. Оп. 1. Д. 10. Л. 89. Подлинник.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара