При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Кинель

В 922 году через заволжские степи в направлении Булгарского царства проследовал караван посольства багдадского халифа. Впоследствии секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан по результатам это поездки написал трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский язык – «Записки»). И вот здесь, на страницах его труда, можно найти самое первое литературное упоминание о реке Кинал, которая протекает по Среднему Заволжью и впадает в реку Самур. Ныне эти реки мы знаем под названиями Большой Кинель и Самара (рис. 1).

По названию реки

Как сказано в книге «Самарская топонимика» (авторы В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман и Ю.Н. Смирнов), слово «Кинель» имеет свое происхождение из тюркских языков. И далее сказано: «Сравните татарское «кин» - «широкий», «широко», «киняю» - «шириться, расширяться, увеличиваться», «кинеюле» - «расширяемый». В тюркских же языках известны нарицательные «ел», «ёл» в значении «река», «речной путь». Отсюда Кинель – «широкая, расширяющаяся (во время половодья) река».

В течение столетий, минувших со времени путешествия по Заволжью Ахмеда Ибн-Фадлана, на берегах реки Кинель появилось немало различных сел и деревень. В их числе в начале 30-х годов XIX века в 40 верстах от уездного города Самары было основано маленькое поселение Студенец, поначалу состоявшее лишь из 18 дворов удельных крестьян. Переселенцам приглянулось обилие лугов и пастбищ в этих местах, почти нетронутые пойменные леса и многочисленные озёра, богатые рыбой и водоплавающей птицей, и вдоль берегов Кинеля было основано еще несколько сёл – Чарыковка, Сколково, Богдановка, Георгиевка, Покровка, Веретяевка, Кривая Лука, и другие (рис. 2-8).

Поскольку совсем рядом с новым поселением пролегала оживленная почтовая дорога, соединявшая между собой города Самару и Оренбург, село Студенцы быстро стало расти и развиваться. Именно на его месте в 1837 году и возник придорожный поселок, который по имени протекавшей рядом реки получил название Кинель. В 1851 году он оказался в пределах созданной по указу императора Николая I обширной Самарской губернии.

В 1859-1860 годах, уже при следующем государе Александре II, в Российской империи началось большое железнодорожное строительство. При этом до берегов Волги, а именно до станции Сызрань, чугунные рельсы смогли дойти только через 15 лет. Хотя к тому моменту железнодорожный мост через Волгу еще только проектировался, уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках, которые по мере готовности вводились во временную эксплуатацию. К строительству привлекались крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. В результате постоянное движение на этой линии через Самару и Кинель до Оренбурга протяженностью 507,3 версты открылось 1 января 1877 года (рис. 9-23).

Позже от станции Кинель началось строительство ещё одной ветки рельсового пути в направлении Уфы, которая затем пошла на Южный Урал, до города Златоуста. Так начиналась Самаро-Златоустовская железная дорога, на которой станция Кинель с 1888 года стала одним из самых крупных транспортных узлов. С того момента жизнь значительной части здешнего населения стала неразрывно связанной с работой проходящей через посёлок стальной магистрали. Уже тогда можно было говорить о железной дороге как о градообразующей отрасли для этого населённого пункта (рис. 24-26).

После 1895 года в состав пристанционного посёлка Кинель вошла и соседняя деревенька Чарыковка, названная так по фамилии владельца земель, на которых и была построена железнодорожная станция. Согласно переписи населения, проходившей 28 января 1897 года, общее число жителей Кинеля превысило 1700 человек. В 1903 года на его окраине было открыто сельскохозяйственное училище (впоследствии – Самарский сельскохозяйственный институт), и в итоге к 1910 году число жителей посёлка достигло 3 тысячи человек.

В 1916 году Кинелю был присвоен статус железнодорожной станции 1 класса. Это означало, что с того момента она стала относиться к числу крупнейших транспортных развязок России дореволюционного времени (27-36).

Огненная трагедия

Однако незадолго до этого события железнодорожный узел Кинель стал жертвой страшного пожара. Как свидетельствуют газеты того времени, в 3 часа пополудни 21 июня 1911 года в районе станции загорелся сарай, и уже через полчаса от него пылали дома на двух соседних улицах. Между тем всё оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу, и, конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать. В итоге уже через час с небольшим огонь перекинулся через пути на другую сторону поселка.

Когда загорелась железнодорожная станция, в Кинеле началась невообразимая паника. Вскоре уже пылали прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того – в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.

К 8 часам вечера из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги. Однако к тому времени пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном тушили лишь дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня (рис. 37-41).

Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до того построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле до пожара были деревянными, и их, конечно же, в тот страшный вечер целиком поглотила огненная стихия. В общей сложности из 530 зданий, которые в этом поселке состояли на учёте до 21 июня 1911 года, целыми остались только 26, в их числе – уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.

По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого не сумели его вынести из загоревшегося дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.

По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого полностью подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. А лишившиеся жилья кинельцы в течение всех ремонтных работ ходили вдоль вагонов остановленных поездов и просили милостыню. Справедливости ради следует сказать, что им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель здесь останавливались проходящие поезда (рис. 42).

В целом же кинельская трагедии заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и ряд финансово-строительных льгот, введенных решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году Кинель почти целиком воскрес буквально из пепла. Однако разгоревшиеся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 года надолго затормозили процесс их восстановления.

Советские годы

В течение первого десятилетия советской власти на железной дороге, как и по всей стране, из-за разрухи и экономического хаоса не строилось никаких новых объектов. Сил и средств у железнодорожников хватало лишь на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии доставшиеся от царской России сооружения, линии и подвижной состав. Лишь в конце 20-х годов, когда был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в Кинеле впервые после революционных событий и гражданской войны началось новое железнодорожное и жилищное строительство. В этот период в ходе крупнейшей в СССР административно-территориальной реформы постановлением ВЦИК от 16 июля 1928 года в составе только что образованной Средне-Волжской области (с центром в городе Самаре) был выделен Кинельский район. Еще через год Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край. Вскоре после этого постановлением от 30 января 1930 года районный центр Кинель был отнесён к категории рабочих поселков.

По данным переписи населения, на 1 мая 1931 года в Кинеле насчитывалось уже около 8300 жителей. В состав этого пристанционного поселения вошли микрорайоны Новые Студенцы, СХИ (сельскохозяйственный институт), Советы, Речка, Горный, Можаро-Минаевский, Иван-Часы (Елшняги), Лебедь. Посёлок продолжал развиваться, и в 1939 году его население составило уже 17 160 человек.

В период Великой Отечественной войны районный центр Кинель сыграл огромную роль в деле бесперебойной доставки на фронты личного состава и вооружений для Красной Армии, а также боеприпасов, продовольствия, амуниции и прочих военных грузов. В трудные военное время его население в основном сосредотачивалось вблизи станции, устраивая дома с ее северной и южной стороны. В этот же период коренным образом изменился и статус населённого пункта, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года рабочий посёлок Кинель был преобразован город районного подчинения с тем же названием. После выхода в свет этого Указа был избран исполнительный комитет Кинельского городского Совета депутатов трудящихся.

По мере развития железнодорожного хозяйства развивалось также и городское. В 1957 году, после того, как в Кинеле был построен свой асфальтовый завод, дороги на улицах города начали понемногу покрываться асфальтом. В начале 60-х годов с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ, была заасфальтирована автомагистраль на выходе из Кинеля, а также в направлении Куйбышев и Отрадного. Асфальтовые трассы провели и в направлении сел Бобровка и Малая Малышевка. В 1958 году, после появления в районе хороших дорог с твёрдым покрытием, в Кинеле было создано своё автотранспортное предприятие, которое начало организацию регулярного автобусного движения внутри города, а также междугородное сообщение в Куйбышев, в село Малая Малышевка и по другим маршрутам.

К началу 1963 года население города выросло до 35 тысяч человек. Тогда же в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 году Кинель был преобразован в город областного подчинения. Основным местом трудовой деятельности здешних жителей с того времени по-прежнему остаётся Кинельский железнодорожный узел (рис. 43-52).

Решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687 была установлена городская черта Кинеля, в результате чего общая площадь города увеличилась до 5288 га. В настоящее время в административные границы городского округа Кинель входят микрорайоны Лебедь, Елшняги, Горный, поселок Алексеевка, поселок Усть - Кинельский с населенными пунктами Студенцы, Советы, Мельница.

По данным на 2015 год, население города Кинель составляет 34,4 тысячи человек, а вот численность населения всего городского округа - 51,051 тысячи человек. В границах городского округа осуществляется местное самоуправление, которое является формой народовластия, обеспечивающей населению Кинеля возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Выборными органами местного самоуправления в городе являются Дума городского округа Кинель и глава городского округа. Исполнительным органом городского самоуправления является администрация городского округа Кинель.

Сегодняшний день

Ныне город Кинель считается одним из наиболее своеобразных городов и муниципальных образований не только Самарской области, но и России в целом. На его территории сложилась уникальная по разнообразию и значимости экономическая база, представленная мощным железнодорожным узлом, межрегиональным центром сельскохозяйственной науки и подготовки кадров, а также одним из крупнейших в России свиноводческим комплексом в сочетании с комбикормовым заводом.

Как уже было сказано, Кинель является крупным железнодорожным узлом – внеклассной сортировочной станцией. До начала 90-х годов Кинель входил в число 100 решающих сортировочных станций МПС Советского Союза.

Кинельский железнодорожный узел включает станцию, имеющую семь парков приема–отправки поездов, крупное внеклассное локомотивное депо, вагонное депо, дистанцию пути, дистанцию сигнализации и связи, дистанцию гражданских сооружений, тяговую подстанцию контактной сети, путевую машинную станцию, обеспечивающую капитальный ремонт пути. Станция Кинель работает на четыре направления, связывающих потоки грузов и пассажирского движения: Урал–Запад, Средняя Азия–Центр. Показатель отправления пассажиров составляет около 2 миллионов пассажиров в год. Среднегодовая численность работающих на железной дороге составляет более 4 тысяч человек (рис. 53-55).

Основные отрасли промышленности города – пищевая и производство строительных материалов. По объему выпуска товаров народного потребления в расчете на душу населения Кинель ныне устойчиво занимает шестое место среди городов Самарской области.

Предприятия городского округа Кинель выпускают следующую продукцию:

АО «Хлебозавод» – хлеб, хлебобулочные изделия;

АО «Молокозавод» – цельномолочная продукция (масло, сыры, сметана и т.д.);

АО «Пищевик» – майонез, безалкогольные напитки, кондитерские изделия;

АО «Алексеевский» – мясо – свинина, колбасные изделия;

АО «Кинельагропласт» – комплектующие пластмассовые изделия для ВАЗа, прокладки для двигателей.

На территории городского округа Кинель, в поселке Усть-Кинельский, расположен один из старейших вузов нашей области – Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА). Она ведёт отсчёт свой истории с 1919 года, когда в составе Самарского государственного университета был образован сельскохозяйственный факультета. В 1922 году он стал самостоятельным вузом под названием «Самарский сельскохозяйственный институт» (СХИ). В 1995 году СХИ был преобразован в Самарскую государственную сельскохозяйственную академию (рис. 56-67).

Ныне этот вуз является единственным представителем России в Ассоциации сельскохозяйственных учебных заведений Европы. Вуз занимает одно из ведущих мест в Самаре по количеству зарубежных стажировок для своих студентов. География его международных связей широка: Франция, Голландия, Германия, Венгрия, Дания, Швейцария. При Академии организован Международный Центр для обучения и консультаций фермеров.

Академия осуществляет подготовку кадров по семи специальностям (агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, ветеринария, технология переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, экономика и управления сельскохозяйственного производства) на пяти факультетах. Заочный факультет Академии ведет подготовку кадров по всем основным специальностям. За годы существования Академии подготовлено для народного хозяйства страны более 30 тысяч специалистов. Учебный процесс в академии ведут 32 кафедры и 6 филиалов кафедр. В академии работают свыше 250 преподавателей, в том числе 28 докторов наук и профессоров, а также 140 кандидатов наук (рис. 68-73).

В 2013 году в посёлке Усть-Кинельский состоялась XV Поволжская агропромышленная выставка, в которой приняли участие предприятия и организации агропромышленного комплекса Самарской области, предприятия и организации Московской, Ленинградской, Ярославской, Белгородской, Волгоградской, Смоленской, Саратовской, Пензенской, Новосибирской и Оренбургской областей, а также республик Мордовия, Татарстан. Посетили наш городской округ гости из Украины и Белоруссии. Среди участников - научно-исследовательские и образовательные учреждения, производители сельскохозяйственной техники, удобрений, комбикормов, средств защиты растений, инвестиционные и страховые компании, крупные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. Проведение подобных выставок для Кинеля уже стало хорошей традицией (рис. 74-81).

Во второй половине ХХ века в городском округе Кинель существенное развитие получила сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Построенный в 70-е годы районный Дом быта в постсоветское время был приватизирован и до сих пор обслуживает посетителей (рис. 82-84).

В системе здравоохранения Кинеля накоплен большой положительный опыт. В городе имеется центральная районная больница с общим коечным фондом на 145 человек, поликлиника мощностью 500 посещений в смену.

Помимо муниципальных лечебных учреждений в городе функционирует ведомственная узловая больница со стационарным (160 коек) и поликлиническим отделением (7 тысяч прикрепленного населения). В этой больнице имеются хирургическое (травматологий), терапевтическое, детское отделения.

Система образования Кинеля в настоящее время включает в себя 14 школ (более 7 тысяч учащихся), 13 детских дошкольных образовательных учреждения (свыше 1,3 тысячи детей), два профессиональных училища (около 800 учащихся), пять учреждений дополнительного образования (почти 3,5 тысячи человек).

В поселке Усть-Кинельский действует инновационное учебное заведение – лицей (7 классов–комплектов, более 200 учащихся), соучредителем которого стала сельскохозяйственная академия. Обучение ведется для 9-11 классов по химико-биологическому и физико-математическому направлениям. Прием в лицей осуществляется на конкурсной основе.

В городе работают культурные учреждения, в том числе городской дом культуры (ДК) в Кинеле, ДК Сельскохозяйственной Академии в посёлке Усть-Кинельский, и ДК в пос. Алексеевка. В действующих домах культуры работают около 30 коллективов художественной самодеятельности. Централизованная библиотечная система города состоит из восьми библиотек, из которых две детские. В Кинеле также работают четыре музыкальные школы, где обучается более 400 детей. Обучение осуществляется на платной основе, но для детей малообеспеченных семей предоставляется 50 процентная скидка. Учащиеся музыкальных школ принимают участие в городских и областных конкурсах.

Ещё в 1970 году, к 25-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в Кинеле был заложен парк Победы с обелиском в память погибшим на фронтах землякам. Обелиск представлял собой усеченную 4-гранную пирамиду с пятиконечной звездой на вершине и с барельефным изображением Золотой Звезды Героя Советского Союза на лицевой стороне. В 1985 году Парк Победы был реконструирован. Сегодня обелиск выглядит как красивая композиция из трех винтовочных штыков, направленных ввысь, в основании которой горит Вечный огонь.

В посёлке Алексеевка городского округа Кинель 7 мая 1995 года был открыт памятник «Материнская доблесть», посвящённый семье Володичкиных. До Великой Отечественной Войны здесь жила семья в таком составе: глава семейства Павел Васильевич Володичкин, его жена Прасковья Еремеевна Володичкина, и девять их сыновей — Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай. Павел Васильевич умер в 1935 году. Когда началась война, все девять сыновей Володичкиных отправились на фронт. Пятеро из них, Николай, Андрей, Фёдор, Михаил и Александр, погибли в 1941—1943 годах, а Василий — в январе 1945 года. Пётр, Иван и Константин вернулись после победы в село с тяжёлыми полученными во время войны ранами, которые вскоре свели их в могилы. Их мать, Прасковья Еремеевна, не дождалась возвращения своих троих последних сыновей с фронта и умерла в 1943 году. Её сердце не выдержало таких потерь.

Ныне поддерживать памятник в должном состоянии удаётся благодаря помощи Алексеевского комбината коммунальных предприятий и добровольной заботе жителей поселка (рис. 85-97).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. 1996. Самарский край в XVIII веке. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :184-197.

Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. 1996. Самарская топонимика. Самара. Изд-во Самарского гос. ун-та, :1-190.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Воронин В.В. 2004. География Самарской области. Самара, СИПКРО. :1-274.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Ерофеев В.В. 1985. Страницы каменной книги. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :29-47.

Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, :129-148.

Ерофеев В.В. 1991. Открытие Волги. – В сб. «Самарский краевед», ч.1, Самар. кн. изд-во, :11-30.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-86.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара, Кн. изд-во. 1995. :1-352.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Иванов А.М., Поляков К.В. 1960. Геологическое строение Куйбышевской области. Куйбышев. :1-84.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Книга Большому Чертежу. М.-Л., изд-во АН СССР, 1950.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-78.

Магидович И.П., Магидович В.И. 1970. История открытия и исследования Европы. М., Мысль.

Матвеев В.И. Устинова А.А. 1996. Природные условия. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :9-52.

Матвеева Г.И. 1977. Тропою тысячелетий. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 88 с.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.

Минерально-производственный комплекс неметаллических полезных ископаемых Самарской области. Под ред. Н.Н. Ведерникова, А.Л. Карева. Изд-во Казан. ун-та. 1996. :1-188.

Мурчисон Р.И., Вернейль Э., Кейзерлинг А. 1849. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. СПб. Тип. И. Глазунова, ч.1.

Наш друг – природа. 1979. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-175.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-е – 50-е годы ХХ в.) Становление и развитие. Сборник документов. Самара. Изд-во ООО «Кредо», 2005. :1-672.

Нечаев А.Н., Замятин Н.Н. 1913. Геологическое исследование северной части Самарской губернии (области реки Сока и Самарской Луки) – Тр. Геол. ком-та, нов. серия, вып.84. СПб.

Ососков Н.А., Коротаев К.А., Гаврилов Н.Г., Сырнев И.Н. 1901. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. – В кн. «Россия», т.6. СПб. Тип. А.Ф. Девриена: 1-599.

Остен-Сакен. 1863. О вероятности открытия месторождений нефти во внутренних губерниях России. – Горн. журнал, т.3, стр. 126.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям российской империи, ч.1. СПб.

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. :1-160.

Перетяткович Г. 1882. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса.

Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Облгосиздат. 1951. :1-405.

Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-464.

Романовский Г.Д. 1868. О самарских нефтяных источниках и каменноугольной почве Стерлитамакского уезда. - Горн. журнал, т.3, стр. 209.

Рычков П.И. 1896. История оренбургская (1730-1750 годы). Оренбург.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Сокровища волжской природы (заповедные и памятные места Куйбышевской области). Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1972.: 1-175.

Средняя Волга. Социально-экономический справочник. Ср.-Волж. краев. изд-во. М.-Самара, 1932. :1-174.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.

Такоев Д.А., Иванов А.И. 1960. Волжская нефть. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-96.

Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-112.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара