При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Земля российская

(Краткая история земельных отношений в нашей стране)

История земельных отношений в России возникла практически одновременно с появлением славянских государств. Факты свидетельствуют, что уже к моменту официального принятия христианства в 988 году в крупнейших центрах Древней Руси существовала письменность, велось индивидуальное обучение грамоте и развивалось землемерие. Тогда же появились первые письменные земельные законодательные акты.

Законы вотчины

Первой земельной реформой, связанной со становлением Московского княжества, можно считать писцовые межевания. Княжество постепенно расширялось, занимало обширные пустынные пространства, которые заселялись крестьянами. Господствующей формой землевладения в это время стала вотчина, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать. Вотчинами владели князья, бояре, члены дружин, монастыри, высшее духовенство (рис. 1).

Переход от родового быта к государственному сопровождается сменой понятия «родич» на «подданного». Появилось дворянское сословие, а прежние княжеские дружины постепенно превратились в регулярную армию. Ратные люди жили в своих вотчинах и призывались только на войну. Новые служивые люди уже не могли оставаться в своих поместьях, и потому им понадобились постоянные работники из холопов и смердов.

Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV Грозного стал «Приговор» от 11 мая 1551 года (рис. 2).

Значение этого документа заключалось в том, что в нем формулировались основные принципы политики государя в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. «Приговор» устанавливал целый ряд мер, направленных против всевластия церковных феодалов. Во-первых, в нем запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного землевладения) вотчин без доклада царю. Другой пункт «Приговора» распространял обязательность доклада также и на земельные вклады в монастырь. Третье положение устанавливало ограничения для других вотчинников ряда местностей, и для князей - в первую очередь. Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок выкупа родичами вотчин, данных в монастыри.

Завершением реформы земельного законодательства XVI века стало «Уложение о службе» 1555 года. Будучи изданным почти одновременно с «Приговором царским о кормлениях и о службе», этот документ по своему содержанию и значению выходит за рамки земельного законодательства, представляя собой в такой же степени земельный закон, как и закон об армии. «Уложение о службе» завершило в целом выработку правовых основ поместного землевладения. Отныне единовластным распорядителем земель на местах окончательно стал дворянин, помещик, отражавший своим классовым обликом всю социальную основу Русского государства как крепостнической державы. С того времени основой феодальной системы в Русском государстве стали земля и земельные отношения. Самым крупным землевладельцем на Руси стал великий князь, а в последующем – царь Иван IV Грозный. Но уже тогда стало понятно, что, по выражению русского историка С.М. Соловьева, «земля для землевладельца не имеет значение без земледельца». Поэтому появилась необходимость в окончательном и постоянном прикреплении к земле обслуживающих ее работников - крепостных крестьян (рис. 3).

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

Официальным началом крепостного права в Русском государстве считается указ царя Федора Иоанновича от 24 ноября (4 декабря) 1597 года, согласно которому вводился пятилетний срок сыска помещиками беглых крестьян (так называемый «Указ об урочных летах»). С этого момента крестьянам до Юрьева дня (25 ноября, а по новому стилю – 9 декабря), то есть в период активных сельскохозяйственных работ, запрещалось переселяться от одного помещика к другому, или же вовсе уезжать «на вольные земли». С того же времени с целью закрепления начались также и переписи крестьян, проживающих на тех или иных землях и их обрабатывающих. Окончательно всякие самовольные уходы из пределов помещичьих землевладений были запрещены «Соборным уложением» 1649 года, подписанным царем Алексеем Михайловичем. В память об этом сохранилось народное выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Тем самым «Уложение» узаконило абсолютное крепостное право в нашем государстве, которое продолжалось 200 с лишним лет (рис. 4).

Лишь в середине XIX века в условиях обострения классовой борьбы в деревне, сопровождавшегося массовыми выступлениями крестьян против помещиков, царское правительство пошло на отмену крепостного права. Сама социально-политическая атмосфера того времени объективно вела к необходимости его отмены, поскольку оно себя изжило как морально, так и экономически. Как говорил тогда В.О. Ключевский, «…экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного права».

Через год после своего восшествия на престол, в речи от 30 марта 1856 года, озаглавленной «Московскому дворянству», Александр II сказал об этом так: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Уже с 1857 года с высочайшего одобрения началось создание соответствующих государственных структур по подготовке реформы. В январе был образован Секретный комитет по крестьянским делам во главе с Александром II. В феврале 1859 года на местах появились губернские комитеты, к лету выработавшие свои предложения. В целом их можно разбить на три группы:

1) не допускавшие никакого освобождения крестьян и предусматривающие лишь мелкие преобразования;

2) предусматривавшие освобождение крестьян без земли;

3) предусматривавшие освобождение крестьян с землей.

В результате, как известно, восторжествовала политика проведения земельной реформы, основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы. В результате 19 февраля 1861 года императором были подписаны «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Вот некоторые выдержки из этих документов (рис. 5).

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, то количество полевой земли, которое определяется на основаниях указанных в Местных положениях.

Крестьяне за отведенный надел обязаны отбывать в пользу помещика повинности: работой или деньгами. Для возможности приобретения крестьянами в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного соглашения между помещиком и крестьянами, Правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, которые определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в собственности полевых угодий».

В целом «Манифест…» привел к заметному сокращению площадей крестьянского землепользования в целом по стране, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую норму отвода. Отрезанными оказывались особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья. В связи с отсутствием у большей части крестьянства денежных средств правительство компенсировало 80% выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг казне (с процентами) крестьяне должны были погашать в течение 49 лет (так называемые временнообязанные крестьяне).

Важнейшим в земельной реформе 1861 года было то, что крестьянин отныне признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.

Положение от 19 февраля 1861 года предусматривало, что помимо крестьян (физических лиц) приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество (как юридическое лицо), которое распоряжалось этими землями по своему усмотрению. В частности, общество могло предоставлять земельный участок хозяину в частную собственность или оставлять его в общем владении домохозяев. Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из состава земель, приобретенных сельским обществом, ему был выделен в собственность участок земли, соразмерный с долей его участия в приобретении земли обществом. При невозможности выделения земельного участка член общества имел право на денежную компенсацию. Таким образом, в результате земельной реформы 1861 года субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо.

Всех запланированных в 1861 году задач эта земельная реформа так и не выполнила. Главным ее упущением было то, что крестьянин оставался экономически закабаленным: землей владела община, выкуп был чрезвычайно высок, и еще долго сохранялась экономическая зависимость крестьянина от помещика.

И все же реформа ускорила переход к капиталистическим методам хозяйствования: производству продукции для рынка, найму рабочей силы, расширению частнособственнических крестьянских хозяйств, интенсификации производства и приобретению земли в собственность. Общим положительным итогом реформы можно считать ликвидацию рабства, ускоренное развитие рыночно капиталистических отношений, охвативших часть крестьянства.

На этот счет имеются следующие факты. До реформы 1861 года в Европейской России в общей сложности насчитывалось 381 млн. десятин земли, из которых помещики (120 тысяч землевладельцев) владели 121 млн. десятин. Остальные территории принадлежали либо Министерству императорского двора и уделов (то есть относились к ведению государства), либо ими владели епархии, монастыри и приходы Русской православной церкви, которая, впрочем, в то время фактически тоже была государственной структурой. Эти земли, пригодные к обработке, департамент уделов мог передавать в аренду общинам государственных и дворцовых крестьян. Кроме того, надо учитывать, что десятки миллионов десятин российских земель по природным условиям (тундра, тайга, пустыни, полупустыни) не могли быть задействованы в сельском хозяйстве.

В 1861 году бывшие помещичьи крестьяне получили 34 млн. десятин от своих помещиков, у которых во владении в тот момент еще оставалось 87 млн. десятин. Но поскольку реформа нанесла серьезный удар и по всей системе дворянского землевладения, то очень многие помещиков не смогли вести хозяйство в новых условиях, и потому стали продавать свои наделы. В послереформенное время помещиками продавалось около 1 млн. десятин земли в год, и ее покупателями становились либо крестьянские общины, либо другие крупные землевладельцы. Чаще всего это были соседи продавца, но немало на этом рынке оказалось и земельных спекулянтов, приобретавших наделы лишь исключительно с целью их дальнейшей перепродажи по более высокой цене.

В результате к 1905 году помещикам в Российской империи принадлежало 53 млн. десятин сельскохозяйственных земель. За минувшие после начала реформы 40 с небольшим лет они продали 42 млн. десятин своих наделов. Из них 26 млн. досталось крестьянским общинам, а еще 16 млн. перешли во владение соседей, а также купцов и перекупщиков. В общей сложности к этому времени у всех крестьян (бывших государственных, дворцовых и помещичьих), а также у казаков имелось 139 млн. десятин надельных земель. Кроме того, значительная часть бывшей дворянской земли находилась у крестьянских общин в аренде. А к 1916 году в результате продаж у помещиков осталось во владении только 40 млн. десятин земли, причем значительной частью это были территории с лесом (рис. 6-9).

Столыпинская земельная реформа

Безусловно, отмена крепостного права в России в 1861 году положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно теряло натуральный характер. Площадь пашни в стране расширилась с 88,8 миллионов десятин в 1860 году до 117, 2 миллионов десятин в 1887 году. Урожайность хлебов возросла с 29 пудов с десятины в 1861-1870 годах до 39 пудов в 1890-1891 годах (рис. 10-12).

Тем не менее на земельных отношениях в России продолжалась сказываться половинчатость реформы 1861 года. Малоземелье крестьян и полное их обнищание определили новый поворот в земельной политике. Тяжесть выкупа земли, власть общины, которая усилилась после принятия закона от 14 декабря 1893 года, запретившего выход из нее, чересполосица, отсталое землеустройство, нарастающее малоземелье все больше обостряли недовольство многомиллионного слоя крестьян. Поэтому в обществе был поставлен вопрос о дальнейших земельных реформах.

В конце XIX — начале XX века в большинстве регионов России начались процессы капитализации хозяйства и разверстания земель, то есть выделения земельных участков членам общины в одном месте, что вызывалось сугубо хозяйственной и экономической целесообразностью. Сначала эти процессы возникали стихийно по инициативе самих крестьян, которые видели в земельных переделах и чересполосице препятствие для ведения рентабельного хозяйства.

Разверстания, происходившие еще до начала столыпинской реформы и имевшие своим результатом формирование хуторского землепользования, обусловливались определенным стремлением к индивидуализму в сельском хозяйстве. «Общинное владение, — писал Сергей Юльевич Витте, в 1905-1906 годах - председатель Совета министров, — стадия известного момента в жизни народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм, в индивидуальную собственность. Если этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это было у нас, народ и государство хиреют» (рис. 13).

Правовой основой реформы 1906 года стал именной Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября 1906 года. Этот Указ подтверждал отмену с января 1907 года Манифестом от 3 ноября 1905 года выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян, членов общины, право свободного выхода из нее с закреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Указ также предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли. Становясь объектом права личной собственности крестьян, надельные земли поступали в оборот, то есть могли продаваться и покупаться. При этом с целью предотвращения образования крупных землевладений и спекуляции землей законом от 14 июля 1910 года был установлен запрет на сосредоточение в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов.

Суть новой реформы премьер-министр российского правительства П.А. Столыпин изложил в своей речи Государственной Думе 10 мая 1907 года, где об этом сказал так: «Необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех оков, от тех условий теперешней жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общей там, где община еще не отжила, пусть она будет подворной, где община уже нежизненна, но пусть будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается прикрепление личности, несовместимое с понятием о свободе и человеке труда» (рис. 14-17).

Отношение к проводимой в 1906 и в последующие годы земельной реформе было неоднозначным как среди современников реформы, так и среди экономистов и историков послеоктябрьского периода. Последние чаще всего относились к ней весьма негативно, и только в начале 90-х годов ХХ века стали появляться работы, в которых отмечались и ее положительные стороны. Аграрная реформа Столыпина оценивалась как беспрецедентная по темпам, масштабам и глубине трансформации консервативно-патриархального уклада в сельском хозяйстве в прогрессивный тип хозяйствования. Даже В.И. Ленин, не принимавший «столыпинскую» реформу в ее основе, не мог не видеть ее положительные стороны. Он отмечал, что благодаря ей в 1906—1913 годах было сделано немало для предотвращения революционного взрыва в России.

В ходе земельной реформы правительство поощряло индивидуальную собственность на надельных земельных участках, ликвидировало практически все ограничения на размеры крестьянских землевладений и разрешило продажу крупным хозяйствам удельных и казенных земель в единоличное владение. Результаты такой политики можно видеть из следующих данных: с 1908 по 1915 годы свои надельные земли в России продали 1,2 миллиона хозяев. Всего ими было продано 3953532 десятин земли (1 десятина равна 1,095 га) на сумму 447,7 миллиона рублей. А вот покупателей на эти владения оказалось значительно меньше – немногим более 800 тысяч. Это означало, что в России быстрыми темпами шло укрупнение сельскохозяйственных владений. В ряде регионов выделялись и становились «маленькими помещиками» даже те крестьяне, которые ранее принимали участие в выступлениях против помещиков и поджогах их усадеб.

При этом опасения, связанные с боязнью концентрации крупных земельных наделов в руках «немногочисленных богатеев», не оправдались. Определенная дифференциация деревни и без того была неизбежна. Крестьяне, не имевшие возможности прокормиться за счет сельского хозяйства, продавали свои наделы и переселялись в города, поставляя рабочую силу развивающейся промышленности. Основная же масса крестьян сумела сохранить и увеличить свои наделы. В целом «столыпинские» преобразования привели не к поляризации деревни, а к упорядочению трудовых основ мелкотоварного крестьянского хозяйства.

Даже сам Столыпин говорил, что земельная реформа 1906 года не имела своей целью обвальное разрушение крестьянской общины. О том, что до этого все же не дошло, говорит следующий факт: по состоянию на 1 января 1916 года из общины вышло 2 478 тысяч домохозяев с 16,9 миллионами земли, что составляло лишь 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Однако 1 (14) сентября 1911 года в Киеве Столыпин был смертельно ранен эсером Дмитрием Богровым, а 5 сентября он скончался (рис. 18).

Несмотря на этот печальный факт, в целом в течение последующих шести лет результате «столыпинской» реформы во владение крестьян перешло около 58% сельскохозяйственных земель. В дальнейшем система земельных отношений в России продолжала динамично меняться, пока это процесс не остановили революционные события 1917 года.

 

«В вечное колхозное пользование»

Советские теоретики считали, что именно расслоение крестьянства, вызванное земельной реформой 1906 года, стало одной из главных причин как самого Октябрьского переворота 1917 года, так и последовавших за ним революционных преобразований в российских земельных отношениях. Вряд ли можно так однозначно подходить к столь сложному вопросу, однако вполне очевидно другое. Новые юридические акты большевистского правительства, в первую очередь «Декрет о земле» от 25 октября (7 ноября) 1917 года и Закон «О социализации земли» от 27 января 1918 года кардинальным образом изменили земельно-правовой строй в России (рис. 19).

Однако сейчас лишь специалистам известно, что в основе этих правовых  актов и в первую очередь «Декрета о земле», легла аграрная программа партии эсеров, очень популярная среди крестьян. Еще летом 1917 года эсерами был принят документ, получивший «Крестьянский наказ о земле». В нем провозглашался принцип социализации земли, то есть ее изъятие из частной собственности отдельных групп и лиц и перевод в общенародное достояние на следующих началах:

а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов;

б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе;

в) рента должна быть обращена на общественные нужды;

г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа.

Эти главные положения аграрной эсеровской программы и стали частью большевистского «Декрета о земле». Согласно этому документу, в России отменялась частная собственность на землю, запрещалась ее продажа и сдача в аренду. Вся земля переходила в собственность государства и объявлялась народным достоянием. Что касается частных, и, прежде всего, помещичьих земель, то они вместе с инвентарем и постройками безвозмездно передавались в пользование государства или крестьянских общин на основе уравнительного землевладения. Право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения наемного труда.

«Декрет о земле» имел в основном сельскохозяйственную направленность. А вот декретом ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на землю в городах» было отменено такое право на все без исключения участки: как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленный предприятиям, так и ведомствам и учреждениям.

Этот процесс всеобщего огосударствления земель, в первую очередь относящихся к сельскохозяйственной сфере, был прерван в период политики нэпа, когда в земельных отношениях наметились зачатки гражданского оборота. Новым «Земельным кодексом РСФСР» 1922 года аренда земли в определенной мере была разрешена, и этому вопросу в нем отводился специальный раздел — «О трудовой аренде земли». В соответствии со статьей 28 «Кодекса…» для трудовых хозяйств, временно ослабленных вследствие стихийных бедствий, либо недостатка инвентаря или рабочей силы, либо по иным причинам, допускалась сдача всей или части земли в аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения. Срок аренды равнялся трем годам. Аренда была исключительно трудовой, ибо никто не мог арендовать земли более того количества, которое работник мог дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства. Таким образом, здесь просматривается, хотя и весьма робкий и с большими ограничениями, отход от административного оборота, обусловленный потребностями практики.

В общей сложности к концу 20-х годов в экономике Советской России, в том числе и в сельском хозяйстве, переплелись элементы следующих общественно-экономических укладов: патриархального, мелкотоварного, частного хозяйственного капитализма, государственного капитализма, социализма. В деревне преобладали мелкие крестьянские владения – их было около 21 миллионов. Поэтому восстановление аграрного сектора проходило путем подъема индивидуальных крестьянских хозяйств, что привело к развитию группы середняков. Согласно статистике, в 1925 году сельскохозяйственный пролетариат составлял 4,4%, беднота - 24%, середняцкая группа - 67%, кулаки - 4%.

В целом в 20-е годы, в отличие от дореволюционного периода, когда наблюдался процесс перехода от мелких к крупным капиталистическим хозяйствам, наметился также и обратный процесс, то есть возврат к средне- и малоземельным владениям. Выход из этого положения некоторые экономисты того времени видели в оттоке избыточного сельского населения в город, в результате чего могло произойти укрупнение земельных массивов оставшихся хозяйств. Юристами также прорабатывалась возможность продажи земельных участков и получения определенного капитала на обустройство сельского населения в городе. Однако эти проекты так и остались лишь проектами в связи с весьма кратким историческим периодом действия нэпа в сельском хозяйстве РСФСР. Принятые на самом последнем этапе существования нэпа «Общие начала землепользования и землеустройства» от 15 декабря 1928 года, в отличие от Земельного кодекса 1922 года, предусматривали развитие лишь социалистических форм землепользования.

Согласно решениям XIV съезда ВКП (б), в СССР был объявлен курс на индустриализацию народного хозяйства. Для возведения новых городов и прочих населенных пунктов, гигантских промышленных предприятий и прочих объектов социалистической экономики требовались соответствующие по размерам земельные площади. Для узаконивания отводов земельных территорий для этих целей, которые выделялись в основном из сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 года приняли специальное «Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей». Позже были приняты акты, посвященные правовому режиму несельскохозяйственных земель - «Положение о землях, предоставленных транспорту» от 7 февраля 1933 года и постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 года «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест» (рис. 20-23).

Но крупнейший за всю историю России земельный передел произошел в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ столетия в связи с решением руководства партии о сплошной коллективизации деревни. Вот выписка из постановления XV съезда ВКП (б) «О работе в деревне»:

«Всемерно укреплять основы национализации земли и преследовать как тяжкое уголовное преступление какие бы ни было попытки подрыва национализации земли, как-то: купля-продажа и дарение земли. Решительно карать, как уголовное преступление, виновных в нарушении закона обо всех и всяких видах субаренды. Постепенное сокращение площади земли, сдаваемой в аренду в тех местах, где аренда ведет к росту кулацких элементов». За этими скупыми строчками об изменении форм землепользования, как известно, стоит величайшая человеческая трагедия, поскольку в СССР этот процесс происходил в обстановке самого настоящего государственного насилия над крестьянином-собственником.

В условиях проведения сплошной коллективизации в РСФСР оказались ликвидированными все прежние земельные общества, являвшиеся в 20-е годы основной организационной формой единоличного землепользования, и основными субъектами права на земли сельскохозяйственного назначения стали колхозы и совхозы. Что же касается трудовой аренды крестьянских земель, то в районах сплошной коллективизации ее запретили с 1 февраля 1930 года, а в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 июня 1937 года в стране был введен полный запрет на любые виды аренды земель.

Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 года. В ст. 2 и 3 «Устава…» было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 года «О создании устойчивого землепользования колхозов» (рис. 24-29).

В 40-х годах в СССР активизировалась работа по кодификации земельного законодательства и издавались нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. Что касается первого направления, то в июле 1946 года Совет Министров принял решение возобновить прерванную Великой Отечественной войной работу по подготовке проекта «Основ землепользования СССР». К 1948 года этот проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен так и не был.

Лишь после смерти И.В. Сталина работа по подготовке этого документа была продолжена. Теперь он получил название «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик». Первый вариант «Основ…» был подготовлен в 1957 году, но поскольку он потребовал серьезных доработок. Для дальнейшей работы над ним в 1960 года пришлось создавать представительную комиссию из практических работников и ученых-юристов. Эта работа завершилась лишь через восемь лет. «Основы…» были приняты Верховным Советом СССР 13 декабря 1968 года, и введены в действие с 1 июля 1969 года. От «Общих начал землепользования и землеустройства» 1928 года этот документ отличался тем, что он содержал больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то «Основы…» целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее положение (рис. 30).

На базе и в развитие этого юридического акта в течение 1970—1971 годов во всех союзных республиках были приняты собственные земельные кодексы. Действие «Земельного кодекса РСФСР» продолжалось до 28 февраля 1990 года, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Хотя они кардинально и не реформировали земельно-правовой строй страны, но внесли в него ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с началом аграрной реформы и возникновением крестьянских (фермерских) хозяйств. «Основы…» не возвратили России право частной собственности на землю, которое существовало в нашей стране до 1917 года, но ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Однако ничего существенного в практическом отношении на основе этого акта сделано не было, поскольку всего через полтора года после его принятия распался Советский Союз.

 

Возвращение на круги своя

Реформирование земельного законодательства новой России началось буквально через несколько дней после официального прекращения существования СССР. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин уже 27 декабря 1991 года подписал Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы». Этим юридическим актом устанавливалась возможность продажи (передачи в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в другую местность;

— при передаче в собственность по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Также сельские труженики получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с действовавшей в то время Конституцией и «Земельным кодексом РСФСР».

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года «О реорганизации колхозов и совхозов», в котором хозяйствам предписывалось перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и другие). В дальнейшем до принятия новой Конституции РФ такие действия, как плата за землю, залог земли и другие земельные отношения регулировались законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации и Указами Президента РФ.

В период подготовки новой Конституции РФ своим Президент Российской Федерации 27 октября 1993 года подписал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы». Этим документом было установлено, что земля — это имущество, недвижимость, и потому все сделки с нею должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. А уже после принятия Основного Закона страны Президент РФ подписал Указ № 2228 от 24 декабря 1993 года о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ. В частности, этим Указом были отменены действие многих положений «Земельного кодекса РСФСР», ряд статей «Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве», закон «Об аграрной реформе» и восемь статей Закона «О зерне».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержались два раздела «4» и «4-10», специально посвященные такой приватизации, а также купле-продаже земель при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей тогда же включились органы Госкомимущества.

Еще более важное значение имел Указ Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года. Этим документом предусматривались важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и так далее.

Из последующих юридических актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере земельного права, необходимо назвать Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Этим законом регламентированы работы по составлению сведений обо всех землях нашей страны, сбору материалов об их географическом расположении, прошлом и нынешнем использовании, ценовой стоимости и так далее.

Важнейшим нормативным документом стал «Земельный кодекс Российской Федерации», вступивший в силу с момента его опубликования 30 октября 2001 года. В дальнейшем вплоть до 2008 года Государственная Дума несколько раз вносила в него изменения и дополнения. На основе «Земельного кодекса» вскоре был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принят Государственной Думой 26 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года). Изменения в этот документ вносились в течение 2003-2008 годов.

Сразу два закона, касающиеся земельных отношений, подписал Президент РФ В.В. Путин летом 2007 года. Так, закон № 212-ФЗ от 24 июля 2007 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», уточняет условия и порядок приобретения прав на землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. В народе этот документ получил неофициальное название «Закон о дачной амнистии». Согласно ему, с указанного момента граждане и юридические лица могут перейти от права бессрочного пользования землей к аренде и праву собственности. Документ решает вопросы определения цены выкупа и размера арендной платы, а также снятия и установления запрета на реконструкцию, строительство зданий и сооружений на земельном участке. Завершение переоформления прав на «амнистированные» участки предполагается провести до 1 января 2010 года.

В тот же день Президентом РФ был подписан еще один закон № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости». Этот документ дополняет Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» и предусматривает создание единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе в РФ (Государственный кадастр недвижимости). Закон устанавливает порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедуру определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества (рис. 31-36).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Борьба с эрозией почв и защитное лесоразведение. (Под ред. С.В. Василевской и С.И. Семенчука). Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1968, 316 с.

Буров Д.А. 1970. Научные основы обработки почв Заволжья. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Виноградов А.В. 1994. Гимн почвоведов. – В сб. «Самарский краевед». Историко-краеведческий сборник. (Сост. А.Н. Завальный). Самара. Кн. изд-во, стр. 184-191.

Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин И.М. 1975. Охрана природы. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. М., Просвещение. 299 с.

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Ч.1. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г. Действующая редакция от 22.10.2014 г.

Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч.2. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г. Действующая редакция от 31.12.2014 г.

Гришин А.А. 2008. Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», № 8.

Докучаев В.В. 1883. Русский чернозем. Спб, 376 с.

Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Принят Государственной Думой 17 июня 1997 года. Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года.

Закон о землеустройстве. Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года. Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года.

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года. Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года.

Закон о личном подсобном хозяйстве. Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года. Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года.

Закон о плате за землю от 11.10.1991 N 1738-1 (в редакции от 26.06.2007 года).

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года. Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Закон об охране окружающей среды от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 года.

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года. Действующая редакция от 29.12.2014 года.

Иконицкая И.А., Фомина Л.П. 2001. Земельное право. Юридическая энциклопедия. Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Изд-во «Юристъ».

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 года. Действующая редакция от 31.12.2014 года.

Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 08.11.2006 года. Действующая редакция от 21.07.2014 года.

Магидович И.П., Магидович В.И. 1970. История открытия и исследования Европы. М., Мысль.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.

Петров В.В. 1984. Правовая охрана природы в СССР. М., Юридическая литература, 384 с.

Средняя Волга. Социально-экономический справочник. Ср.-Волж. краев. изд-во. М.-Самара, 1932. 174 с.

Яблоков А.В., Остроумов С.А. 1983. Охрана живой природы: проблема и перспективы. М., Лесн. пром-сть, 269 с., илл.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара