При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Самарская осень

Осень…

Она начинается с заморозков на почве и с перехода средней суточной температуры воздуха через плюс десять градусов, а заканчивается после перехода этой температуры вниз через ноль градусов и после появления вслед за этим снежного покрова. Ощущаем же наступление осени мы обычно лишь тогда, когда за окном как-то вдруг внезапно и резко холодает. Вроде бы еще вчера было довольно многолюдно на волжских пляжах, мужчины ходили в рубашках с короткими рукавами, а девушки щеголяли в открытых топиках.

А сегодня… Сегодня прохожие уже зябко кутаются в теплые куртки и пальто, а с неба, несмотря на сентябрь, из низких туч на остывающую землю сыплются настоящие хлопья снега. Да-да, такое и в самом деле было в Куйбышеве 10 сентября 1968 года, когда ранним утром на наш город вдруг выпал первый снег. Конечно же, он пролежал всего несколько часов, как ему и положено, и уже к полудню солнце оставило от белого покрывала в буквальном смысле этого слова мокрое место. Тем не менее указанная выше дата и поныне остается самым ранним сроком выпадения первого снега в Самарской области.

В осенний сезон уменьшается количество получаемой землей солнечной радиации, и при этом к тому же еще и увеличивается облачность. Циклоническая деятельность значительно усиливается, и благодаря ей увеличивается и количество осадков, приносимых к нам в основном из Северной Атлантики. Осень Среднего Поволжья примерно на десять дней длиннее весны. Многолетними усредненными датами ее начала и конца считаются соответственно 23 сентября и 30 октября, а средняя продолжительность осени в Самарской области, таким образом, составляет 38 дней (рис. 1-5).

Заволжскую осень недаром делят на «золотую» и «грязную». В самом ее начале, когда желтеют леса, нам кажется, что по веткам словно рассыпано золото. Но вот приходит октябрь, начинаются нудные дожди, слякоть, бездорожье. Погода словно отыгрывается за первую половину осени; «грязная» часть самой унылой поры года тогда вполне оправдывает свое название.

Правда, в отдельные сезоны у нас могут быть довольно большие отклонения от стандартной осенней погоды. Так, очень теплой у нас была осень 1974 года, когда средняя температура воздуха в октябре оказалась более чем на пять градусов выше нормы. В том году заморозков на почве в Куйбышеве не было до самого конца октября, а с 28 по 30 сентября дневная температура воздуха в нашем городе и вовсе не опускалась ниже 30 градусов тепла.

Именно той прекрасной осенью был зарегистрирован пока что самый длительный сухой (то есть без осадков) период в самарской погоде ХХ столетия: он оказался равен 51 дню. Это поистине удивительно, и тем более для осени, но с 10 сентября по 31 октября 1974 года в Куйбышеве и в самом деле не выпало ни единой капли дождя. А если еще учесть, что все это время в городе стояла необычайно теплая и ясная погода, то осень 1974-го года вполне можно назвать «самой золотой осенью ХХ века».

Полной ее противоположностью была осень 1976 года. Тогда после необычайно промозглого лета первый заморозок на почве у нас был зарегистрирован аж 31 августа, первый снег в городе выпал 15 сентября, а в последней декаде этого же месяца ночная температура воздуха уже опускалась до -10 градусов. Средняя температура воздуха в сентябре и октябре 1976 года оказалась на 7-8 градусов ниже средних многолетних значений для этих месяцев, и вдобавок все это время у нас стояла весьма холодная и пасмурная погода. Хотя осадков тогда выпало около месячной нормы, та осень запомнилась горожанам как слякотная и неуютная - именно по причине холодов. А раз уж температура оказалась значительно пониженной, не заставили ждать себя и «белые мухи»: тогда уже 13 октября почти на всей территории области образовался устойчивый снежный покров.

Сентябрь

Если на дворе заметно холодает, а пронизывающий ветер несет по улице сухие листья, то мы уже знаем: пришел сентябрь, первый месяц осени. Но так бывает далеко не всегда - иногда на наш край накатывает и сентябрьская жара. Например, 18 сентября 1957 года температура воздуха в Куйбышеве достигала +31,7 градуса, 11 сентября 1944 года - +32,4 градуса, а 3 сентября 1951 года - даже +33,3 градуса! И все это - при великолепной ясной погоде и почти полном отсутствии дождей. А ведь не всякое лето может похвастаться столь теплыми и благодатными деньками…

По российскому народному календарю первая декада сентября совпадает с так называемым «молодым бабьим летом» (оно длится с 28 августа до 11 сентября). В отношении его есть проверенная веками точная погодная примета: если молодое бабье лето вёдреное - жди ненастья в старое (с 14 по 28 сентября), или наоборот.

В целом же о сентябре говорили так: чем он суше и теплее - тем лучше будет дальнейшая осень, и тем позже наступит зима. А вот поздний листопад в сентябре сулит снежную и суровую зиму, позднюю и холодную весну и засушливое, неурожайное лето (рис. 6-10).

Никто не удивляется сентябрьским обложным дождям. Действительно, самый дождливый день в ХХ веке у нас был зарегистрирован именно в первом месяце осени: это случилось 21 сентября 1916 года. Тогда в течение суток на Самару из «хлябей небесных» вылилось 72 миллиметра осадков, что равно 175 процентам сентябрьской месячной (!) нормы. Но метеорологи говорят о том, что этот факт - редчайшее исключение. Ведь бесстрастная статистика гласит, что гораздо чаще сентябрь в Самаре бывает не только не мокрым, а как раз наоборот: если брать общий объем осадков, то их у нас в октябре в среднем бывает вдвое больше, чем в сентябре (99 миллиметров против 47), а в ноябре - даже втрое больше.

1 сентября - Андрей Стратилат и Фекла. Дозревает овес: на Стратилата-тепляка пошли овсы наспех. Как раз в эту пору частенько и стоит почти летняя жара: Стратилат-тепляк держится - ушедшему лету вслед кланяется. Начинается уборка свеклы, отчего Феклу и прозвали в народе свекольницей.

4 сентября - Агафон Огуменник. В ночь на Агафона, согласно народному поверью, леший устраивает добропорядочному крестьянину всякие нехорошие проделки. Например, выйдя в самую темень из леса, лешак может забежать на гумно и раскидать в стороны снопы, может выть у конюшни и до смерти напугать лошадей, а иногда он заводит далеко в чащу припозднившихся влюбленных, которые в эту пору во все времена устраивали тайные свидания за околицей. В русских же деревнях ранняя осень испокон веков считалась кануном свадеб.

Чтобы отбить у лешака охоту устраивать подобные бесчинства, крестьяне выходили на ночь за околицу и на гумно в тулупе, вывернутом мехом наружу, и с кочергой в руках: это считалось верным средством против происков нечистого. Но все равно леший мог забрать себе приглянувшуюся девушку, если та не соблюдала старинных правил поведения в лесу (например, вошла в лес не благословясь, или шумела, или не задобрила лес, как положено, пирогом или сыром).

По поверьям, леший может жениться и на обычной девице, которая ему пришлась по душе. Так, например, в Поволжье ходила быличка, как леший приехал свататься к понравившейся ему девушке. Рассказывали об этом так: «Так славно одет он был: козловые сапоги, красная рубаха, тулуп, и все, как есть — настоящий купец или приказчик какой… Развернул бумажник — денег гибель, деревню покрыть можно. При нем также брат, мать и вся, значит, церемония свадебная. Ударили по рукам. Ничего, говорит, мне вашего не надо, девку одну надо… После этого просватанная девушка исчезла с глаз. Лишь через шесть недель, ночью, она пришла на минутку домой, чтобы отдать отцу свой крест, и рассказывала, что жить ей хорошо, семья нового жениха любит ее, дом у нее хороший, и житье богатое, но только молиться нельзя» (рис. 11-13).

5 сентября - Лупп Брусничник. Созревают клюква и брусника, и с этого дня дети и девушки идут на болото для их сбора. В эту пору частенько приходят первые ночные заморозки: на Луппа овсы морозом лупит. Считалось, что с наступлением ночных холодов приходит время уборки этого злака, потому крестьяне и говорили: на Луппа не начнешь убирать овес - потом наглотаешься слез.

6 сентября - Евтихий. Хорошо, когда в этот день стоит тихая и безветренная погода, потому что эта примета предсказывает сухую и ведренную осень. Мужики говорили по этому поводу: пусть Евтихий будет тихий, а то льняное семя не удержишь на корню - дождь и ветер его выбьют дочиста.

7 сентября - Тит. Заканчиваются походы в лес за грибами: Тит последний гриб растит. Но это случалось вовсе не потому, что грибы исчезали из леса, а в связи с началом молотьбы хлеба на гумне. Поэтому в этот день и приговаривали: Тит, иди молотить!

8 сентября - Адриан и Наталья. Заканчивается всякая уборка овса: Адриян и Натальей овсы закашивают. Последний овсяной сноп с песнями и частушками уносили с поля на двор, а вечером устраивали «овсяные посиделки». Положено было в этот вечер угощать гостей и домашних кушаньями из овсяных круп или муки: толокном, замешанном на кислом молоке (на Руси это блюдо называлось «дежень»), овсяными блинами или овсяными пряниками. В этот день примечали: коли на Адрияна обильный урожай рябины - к зимним лютым морозам.

10 сентября - Анна Пророчица и Савва Псковский. Их также называли Анна Скирдница и Савва Скирдник, потому что в эту пору сено и солому спешили сложить в скирды перед наступлением осеннего ненастья.

11 сентября - Иоанн Предтеча, или Иван Постный. Заканчивается молодое «бабье лето», и эта пора в русском народе именуется метким словом «полеток» (то есть промежуточная пора между летом и осенью). На него говорили так: Иван постный - осени отец крестный; Иван Постный пришел, лето красное увел; с постного Ивана мужик не выходит в поле без кафтана; с Ивана Постного мужик осень встречает, а баба свое бабье лето начинает. Есть на него и погодная примета: коли с Ивана Постного журавли на юг потянутся, то будет короткая осень и ранняя зима.

13 сентября - Куприян, или Киприан. Вовсю идет уборка моркови, свекла, копка картофеля. Про него говорили: всяк корешок к своей поре; хозяйка - при коровке, а девки - при морковке; калиновая плеть свесила медь.

14 сентября - Семен Летопроводец. Начало старого бабьего лета. В этот день смотрели погоду на ближайшие осенние месяцы: много тенетника (паутины) на бабье лето - осень будет долгая и ясная; коли Семен дождлив и грязен, то вся осень будет мокрая; старое бабье лето ненастное - осень сухая. Кстати, это время считалось лучшим для переезда в новый дом: на Семенов день новоселье - жизнь в новом доме будет долгой и счастливой (рис. 14-16).

Традиционно в эти дни в России открывалась охота с гончими на зайца и лисицу: хлеб молотят на гумне, а охотник - за зайцем по стерне.

17 сентября - Василиса. В старой русской деревне заканчивалась уборка льна: баба Василиса со льном торопится, готовится к потрепушкам да супрядкам.

19 сентября - Михаил Архистратиг. Ночью могут прийти первые заморозки, которые так и называют - Михайловские. Однако если в ночь на Михаила на дворе по-прежнему стоит тепло, то морозов не будет до самого Покрова (14 октября).

20 сентября - Лука. На ярмарках в овощные торговые ряды привозили первый репчатый лук нового урожая. Впрочем, испокон веков на Руси торговля луком не считалась прибыльной: луком торговать - луковым мочалом и подпоясываться. Тем не менее этот овощ очень ценили в народе за его дешевизну, и особенно - за целебную силу. Ведь простой русский мужик еще сотни лет назад без всяких ученых-медиков знал, что слезоточивая луковая головка помогает человеку стать устойчивым перед простудными хворями. На этот счет так и говорили: «Лук да баня хвори правят», «С луковкой не страшны ни хмари, ни ветродуи, ни морозы», «Клади луковку во щи - и больных в избе не ищи».

21 сентября - Рождество Богородицы. Этот день известен также как Малая Пречистая, и он считается второй встречей осени (первая празднуется на Большую Пречистую, или Успенье – 28 августа). А астрономы уже давно установили, что именно 21 сентября в северном полушарии Земли уравнивается темное и светлое время суток, то есть наступает день осеннего равноденствия.

Крестьянин уже давно приметил, что на Рождество Богородицы всякое лето кончается. Существует и погодная примета этого дня: коли на Малую Пречистую ясно и сухо - вся осень такой будет. В эту пору на Руси встречали Осенины, когда рано утром крестьянки выходили на берег реки, озера или пруда и хлебом-солью встречали осень-матушку. Самая старшая по возрасту женщина в деревне стояла с овсяным хлебом и кланялась на все четыре стороны, а молодухи вокруг нее пели песни, прославляющие богатый урожай нынешнего года. После окончания торжественной церемонии праздничный каравай разламывали на куски по числу присутствующих и кормили им скот, чтобы лошади и коровы, овцы и козы всю зиму были сыты, здоровы и плодовиты (рис. 17-19).

23 сентября - Петр и Павел. Осенний Петр-Павел - рябинник, когда считают урожай рябины. Однако есть эту ягоду начинали только после начала мороза и снегопадов, когда она становится не горьковатой, а сладкой. При этом при сборе рябины нужно было обязательно оставить часть ягод птицам, в основном дроздам-рябинникам. Согласно поверью, если птицам ничего не оставишь - на следующий год совсем без рябины будешь.

24 сентября - Федора Замочи Хвосты. Осенние Федоры подол подтыкают (от грязи), а зимние (12 января) - платком рыло закрывают (от холода). Говорили в этот день так: на Федору лето кончается, осень начинается; не всякое лето до Федоры дотянет; две Федоры в году: одна осенняя - с грязью, а другая зимняя - со стужей; на Федорины вечерки - третья встреча осени. С этого дня часто начинаются слякоть и дожди (рис. 20-24).

25 сентября - Автоном. Быстро замирает жизнь зверей и птиц, в лесах, полях и реках вступает в свои права осень. Согласно поверью, именно с Автонома змеи перебираются из полей в леса.

26 сентября - Корнилий. Считается, что с этого дня до самой весны прекращается рост растений: с Корнилия корень в земле не растет, а зябнет. Начинается уборка корнеплодов - моркови, свеклы, брюквы, репы: Корнилий святой - из земли корень долой.

27 сентября - Воздвиженье. В этот праздник говорили так: Воздвиженье - кафтан с шубой сдвинулся; Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает; на Воздвиженье ни змей, ни гад по сырой земле не движется; на Воздвиженье зазимки - мужику не беда; на Воздвиженье над Русью двинулись птиц вереницы; журавли летят клином. У нас это характерная картина для второй половины сентября, Самарская область лежит на миграционных путях перелетных птиц, осенью устремляющихся в теплые страны (рис. 25-27).

Заканчивается уборка урожая на полях и в огородах, быстро надвигаются холода. Именно в этот день начинается рубка капусты для соления на зиму. Приходят вечеринки-капустницы, или капустные вечера. В старых деревнях говорили: на Воздвиженье и плохая баба - капустница. Рубка капусты обычно продолжалась до Сергиева дня (8 октября).

28 сентября - Никита Гусятник. Его еще называли Никита Гусепролет или Никита Репорез. Почему - понятно из названия: в этот день гусиные стаи тянулись на юг, а крестьяне заготавливали на зиму соленую репу, для чего ее мелко резали.

Никита - последний день старого бабьего лета. Погодные приметы этого дня гласят: высоко летят гуси - к высокому и дружному половодью будущей весной, а коли низко - к малой весенней воде.

30 сентября - Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Этот день также называли «Всесвятские бабьи именины». У лесных копытных животных начинается осенний брачный сезон, из-за чего лоси-самцы оглашают леса трубным ревом. А в народе по этому поводу говорили: лоси-рогачи поминки по лету справляют (рис. 28-30).

На Руси сентябрь всегда был той порой, когда подводили итоги минувшего лета. Крестьянин знал: летом хорошо потопаешь - осенью хорошо полопаешь. На сентябрьскую слякоть русский мужик никогда не обижался, потому что даже в мокрую и холодную погоду у него в это время всегда было тепло и сытно в избе.

Октябрь

Российский народный календарь гласит, что после холодного «старого бабьего лета» должен наступить относительно теплый и сухой октябрь, с дневной температурой воздуха в пределах 15 градусов и с ярким солнечным небом. А поскольку конец сентября в нашем крае частенько оказывается дождливым, то октябрь вслед за ним всегда бывал погожим (рис. 31).

Судите сами: за вторую половину ХХ века октябрь в Самаре-Куйбышеве не раз бывал не просто теплым, но даже жарким. В частности, 14 октября 1952 года в нашем городе в середине дня термометр зафиксировал температуру воздуха, равную +20,8 градуса, 11 октября 1935 года +22,6 градуса, а 2 октября 1936 года - даже +24,2 градуса.

Но не обольщайтесь: за вторую половину ХХ столетия не менее часто случалось, что уже в середине октября в Самаре-Куйбышеве на землю ложился снег. Выше уже говорилось, что самым холодным в Самарской области за всю историю метеонаблюдений этот месяц оказался в 1976 году. Другие же «морозные» октябрьские рекорды для нашего города выглядят так: 7 октября 1975 дневная температура воздуха в Куйбышеве опускалась до -4,5 градусов, 16 октября 1941 года - до -12,8 градусов, а 30 октября 1940 года - даже до -15,7 градуса (рис. 32).

В октябре у нас преобладают западные и юго-западные ветры, наиболее характерные для области. Они приносят нам обложные осадки, которые длятся порой по семь-восемь часов и чаще всего бывают смесью из дождя и мокрого снега. Западные и юго-западные ветры в осеннее время бывают весьма злыми, а порой - и очень сильными. Ежегодно один раз возможно усиление такого октябрьского ветра до 16 метров в секунду, один раз в 20 лет - до 22 метров в секунду, а в один из дней октября 1973 года в Самаре наблюдался ветер со скоростью 28 метров в секунду. Для сравнения скажем, что по 12-балльной ветровой шкале Бофорта ветер со скоростью 16 метров в секунду (8 баллов) - это шторм, ломающий ветви на деревьях. Ветер в 28 метров в секунду (11 баллов) - жестокий ураган, производящий разрушения зданий, вырывающий с корнем деревья и поднимающий на воздух людей и тяжелые предметы (рис. 33-35).

Первая половина октября в России именуется предзимьем. А для крестьянина это время - сытная и беззаботная пора, когда он отдыхает от летних трудов и сполна вкушает плоды минувшего урожая.

1 октября, на Арину, главной приметой погоды на ближайшие осенние месяцы считается поведение перелетных птиц. В народе в этот день говорили так: коли на Арину журавли на юг полетят, то на Покров (14 октября) придут морозы и зима, а если журавли еще повременят - зима придет не раньше Казанской (4 ноября).

2 октября - Зосима и Савватий, покровители пчел. В этот день пасечники начинают убирать в омшаники улья на зиму. Они при этом приговаривают: «Ульи в погреб ставь - праздник меда правь» (рис. 36-38).

3 октября - Евстафий (Астафий). Этот день знаменит своими ветрами, по направлению которых крестьянин судил о погоде. На Астафья он примечал ветры: коли северный – готовься к близкой стуже, южный к теплу, западный к мокроте, восточный к ведру. Еще говорили, что коли на Астафья туман и тепло, а по проулкам летит белая паутина, то и осень будет теплой и ведренной, а снег выпадет не скоро; на Астафья ветряк дует всяк, по лесу гуляют ветры-листобои.

7 октября - Фекла Заревница. Зарево стоит на поле - от выжигания сухой стерни, да и в лесу - от красной кленовой листвы. В старой русской деревне на Феклу начинали топить овины - сараи для сушки хлебных снопов. Вокруг первого огня у овинной печи собирались молотильщики, которые проводили здесь всю ночь с песнями и хозяйским угощеньем. Поэтому в этот день говорили: на Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщику каши горшок.

В дореволюционной России кукурузу выращивали в основном в южных губерниях, а также в Малороссии и Новороссии. В советское время эта культура шагнула далеко на север, особенно в годы правления страной Н.С. Хрущева. Первая декада октября считалась крайним сроком уборки кукурузы на зерно, хотя для силосования у нас ее начинали косить еще в августе (рис. 39-42).

8 октября- Сергий Радонежский. Сергий на Руси издавна считался капустником, потому что к этому дню заканчивалась рубка капусты для квашения на зиму (рис. 43-45).

Есть для него и погодные приметы: коли на Сергия падет первый снег, то зима установится на Михайлов день (21 ноября); коли на Сергия тепло и ясно, то такой погоде стоять три недели подряд; зимний путь устанавливается через четыре седмины (недели) после Сергия.

10 октября - Савватий Соловецкий. Его еще называют Савватием Пчельником, или Пчеловодом, потому что в этот день полагалось закончить уборку ульев в омшаник.

11 октября - Илья Муромец. Этот былинный богатырь считается лицом историческим, родившимся около 1188 года. А по народному календарю день Ильи Муромца называют последним временем сбора боровика - царя всех грибов.

14 октября - Покров. Важнейшая аграрная дата, когда в средней полосе России переламывается температурный режим и определяется погода на оставшуюся осень. А у русского крестьянина Покров считался временем окончания всех полевых работ, временем перехода на зимнее отопление избы и началом свадебной поры.

Из этого следуют многочисленные погодные приметы и поговорки, связанные с Покровом. Считается, что коли до Покрова еще стоит осень, то после Покрова - зима; с Покрова зима лишь начинается, а после Матрены (19 ноября) - до весны ложится; Покров всегда кроет землю: иногда - листом, иногда - снежком; пришел Покров - натопи хату без дров (то есть утепли окна и двери и заткни все щели). Еще приметили следующее: коли Покров на голе (без снега) - так и Дмитрий (8 ноября) на голе; какова погода на Покров - такова и всю зиму; коли ветер на Покров дует с севера или востока - к зиме холодной и метельной, с юга - к оттепельной, с запада - к снежной, но теплой (рис. 46-50).

Что же касается свадеб, традиционных для этой поры, то о них говорили: придет Покров - девке голову покроет. Сама природа в это время покровительствует молодоженам: снег ляжет на землю в Покров - счастье для обрученных; снег во время Покровской свадьбы - к долгой и счастливой совместной жизни молодых.

17 октября - Ерофеев день. Согласно старинному славянскому поверью, с этого дня по лесу перестает бродить леший, хозяин леса. На всю зиму он впадает в спячку, но перед успокоением нечистый весь день бесится, как бы прощаясь с лесом: воет в чащобах, ломает деревья, как тростинки, на полянах вырывает ямы в земле, а зверей и птиц загоняет по норам и гнездам. Поэтому на Ерофея крестьяне боялись ходить в лес, чтобы случайно не попасться лешаку под горячую руку. Правда, при этом считалось, что его козни продолжаются только до утра, а уже с первыми петухами леший наконец-то проваливается в свое логово, чтобы затихнуть до весны (рис. 51-55).

18 октября - Харитинин день. Харитина считалась самой лучшей в мире ткачихой, и потому именно в этот день бабы начинали ежевечерне ткать холсты. Ткаческое мастерство на Руси всегда ценилось вровень с земледельческим, и потому об искусной ткачихе уважительно говорили: «Пряла и ткала - весь дом одевала».

20 октября - Сергий Зимний. Еще одна важная дата, по которой смотрели, как начнется грядущая зима. Этого святого просили: Сергий, заиндеви дубравы, обели отавы. Считалось, что коли на Сергия снег выпадет на зеленую листву, он к вечеру растает, а второго снега не будет до Дмитрия (8 ноября). В старину приметили: если на Сергия выпадет снег, то зима встанет на ноги с ноябрьской Матрены (22 ноября), а если снега не упадет, то не жди зимы до самого Юрия (9 декабря).

21 октября - Пелагея и Трифон. Поскольку для этой поры характерны весьма ощутимые утренние заморозки, этот день еще называли Ознобицами. С утра крестьянин говорил: с Трифона-Пелагеи мужику все холоднее; с Ознобицы холода крылом машут; Трифон шубу чинит, а Пелагея рукавички шьет.

22 октября - Яков Дровопилец. С этого дня в деревнях начинали пилить на дрова большие сухие стволы, загодя привезенные из леса. Считалось хорошей приметой, если в это время с неба начинали падать «белые мухи»: Яков, человек Божий, крупицу снежную для будущего урожая посылает.

23 октября - Евлампий. В ночь на Евлампия гадают о погоде на предстоящую зиму по месяцу и ветру. Согласно приметам, коли на Евлампия мороза нет, а на дворе грязь да дождь - не жди снега до Казанской (4 ноября). На Евлампия смотрели на луну: считалось, что если в это время рога месяца кажут на полночь (на север) - быть скорой зиме и снегу на сухую землю, а коли на полдень (на юг) - скорой зимы не жди, а перед ней будет слякоть и мокрота (рис. 56-60).

27 октября - Параскева Грязниха, Параскева Порошиха. Обычно на Параскеву стоит неустойчивая погода - снег с дождем, слякоть с порошей, хмарь да туман. Погодные же приметы говорят, что если на Грязниху большая грязь - до зимы осталось четыре седмины (недели).

30 октября - Осий. Этот день на Руси считался окончанием летнего пути, когда крестьянин пересаживался из телеги в сани. Телегу же надлежало откатить в амбар, чтобы затем основательно привести в порядок. Поэтому и говорили: на Осия колесо прощается с осью.

Уже совсем близко ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. В эту пору приходят самые темные дни в году, когда солнце пробивается через облака в среднем лишь на час в сутки, и к тому же на земле еще нет постоянного снежного покрова, отражающего солнечные лучи. И хотя зимой ночи короче осенних, с выпадением снега на дворе все равно кажется светлее, чем в конце октября.

Ноябрь

До самого конца ХХ столетия архивы Самарского гидрометцентра свидетельствовали, что самая поздняя дата появления у нас первого снега - 6 ноября 1955 года. Однако осенью 2000 года был установлен новый самарский погодный рекорд: тогда первый снег в Самаре выпал 13 ноября (рис. 61).

А накануне в Самарской губернии и областном центре стояла поразительно теплая для этого времени погода: в первой декаде ноября 2000 года у нас ежедневно наблюдалась плюсовая температура.

Впрочем, таким же теплым последний месяц осени на Средней Волге бывает довольно часто. Если по итогам многолетних наблюдений среднемесячная температура ноября в нашем крае равна минус 3,4 градуса, то в ноябре 1996 года она подскочила аж до +0,5 градуса. Таким же нетипичным, как и в 1996 году, ноябрь оказался и в 1971 году - тогда этот месяц в разных районах области был на 3-5 градусов теплее нормы.

Но и это еще не рекорд: в 1954 году всю первую половину ноября в Куйбышеве держалась необычайно высокая для этого месяца дневная температура воздуха. В частности, 16 ноября того года столбик термометра поднимался до +10,7 градусов Цельсия! Правда, вторая половина ноября в том году оказалась холоднее обычного - с плюсовых отметок столбик термометра в течение буквально нескольких дней упал сразу до -15-17 градусов. Вот и получилось, что среднемесячная температура ноября 1954 года осталась на уровне нормы (рис. 62-64).

Зато очень холодным у нас был ноябрь в 1941 и 1957 годах. Например, уже 12 ноября 1941 года температура воздуха в Куйбышеве падала до -15,8 градуса, а 22 ноября 1957 года - даже до -18,8 градуса. Абсолютный же ноябрьский рекорд холода для нашего города был установлен 27 ноября 1961 года: -19,2 градуса Цельсия.

Ноябрь издавна считался временем борьбы осени с зимой, когда короткие периоды стужи перемежались с днями ненастья и оттепелей. Народный календарь считает этот месяц не осенью и не зимой, а очень своеобразной порой - предзимьем, или полузимьем. Настоящей же зимы ждать еще довольно долго - от двух недель до месяца.

4 ноября - осенний праздник Казанской Иконы Божьей Матери (а есть еще и соответствующий летний праздник - 21 июля). День этот считается важной датой в деле предсказания погоды: какова Казанская, такова и зима. Также говорили, что до Казанской - не зима, после Казанской - не осень; с Казанской у нас тепло морозу не указ. На Казанскую мороз не велик, а стоять не велит; до Казанской настоящей зимы не бывать, а после Казанской настоящей зимы не миновать, особенно, если в этот день пойдет дождь; коли на Казанскую небо заплачет дождем, то следом за ним и зима явится; морозы на Казанскую железо не рвут, птицу на лету не бьют, а бабу за нос хватают, мужика за уши щиплют; зиме до Казанской устанавливаться заказано.

5 ноября - Иаков (Яков). Коли Яков крупицу (мелкий град) пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима станет на ноги.

8 ноября - Дмитрий Солунский. Примечали в этот день: коли на Дмитрия оттепель, то и всей матушке-зиме быть с теплинами; коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха в будущем году по снегу, а коли Дмитрий на голе - то и Пасха на голе; когда Дмитрий на снегу, весна бывает поздняя.

Согласно древним русским традициям, суббота перед Дмитрием Солунским посвящается поминовению родителей. А установлен этот день был еще Дмитрием Донским в честь русских воинов, павших в сражении на Куликовом поле в 1380 году.

10 ноября - Параскева Пятница. В старых деревнях в этот день начинали мять и трепать лен, готовить его для пряжи. По традиции на Параскеву бабы и девки выносили все запасы вытрепанного льна на улицу - чтобы люди знали о зажиточности дома.

11 ноября - Авраамий Овчар и Анастасия Овечница. Испокон веков Анастасия считалась на Руси заступницей овец, а Авраамий - покровителем овчаров. В деревнях богатые хозяева в этот день обильно кормили пастухов, сберегших в течение лета их овец от волков и прочих хищников. Считалось, что если в день Авраамия не угостишь овчара - в следующем году твои овцы или потеряются, или будут болеть, и тогда от них не дождешься приплода (рис. 65-69).

12 ноября - Зиновий и Зиновия. Еще его называют Синичкиным днем. Издавна Зиновьев день считался праздником охотников, обычно выезжающих в эту пору на добычу зверя по первой пороше. Чтобы охота была удачной в течение всего сезона, требовалось в первый же день затравить хотя бы одного зайца. Если же охотнику везло, и добытым оказывался волк, а еще лучше - лось, то это считалось наиболее благоприятной приметой для всей дальнейшей охоты. Впрочем, если в эту пору волков в лесах оказывалось слишком много, на охотника тоже накатывало тревожное настроение: коли на Зиновия волки стаями ходят - к голоду, мору или к войне.

14 ноября- Зимние Кузьма и Демьян, или, попросту - Кузьминки. Этот день считался порой первой встречи зимы, когда обычно устанавливался санный путь (рис. 70-72).

Говорили так: Демьянов путь - не путь, а только лишь перепутье; Кузьма и Демьян с гвоздем ходят, на реках ледяную крышу начинают строить; коли Кузьма и Демьян реку закуют, то она уже не раскуется до самой весны; коли Кузьма-Демьян не скуют реке ледяные цепи, то не скует их и Михайла (21 ноября).

В старой русской деревне Кузьму и Демьяна по традиции встречали вареной курицей на столе, а начинать ее есть полагалось девушкам: Кузьминки - курьи именины, девичий праздник.

15 ноября - Акиндин и Пигасий. Акиндин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит. Так говорили неспроста: в середине ноября день уже очень короток, а ночь длинна. В эту пору вовсю шла сушка хлеба в овинах и его молотьба.

19 ноября - день Павла Исповедника и Варлаама Хутынского, или день Ледостава. Обычно к этому времени небольшие речки и озера уже покрываются тонким ледяным панцирем. Примечали в день Ледостава: коли лед на реке становится грудами, то на следующий год и хлеба будут груды, а ляжет гладко - так и хлеба будет гладко. Еще говорили, что если на день Ледостава будет снегопад, то зиму надо ждать снежную и холодную, но хорошую для озимых.

21 ноября - Михаил Архангел. Наступают короткие Михайловские оттепели. Поэтому на него говорили, что с Михайлова дня зима стоит, а вот земля мерзнет. А погодная примета гласит: коли на Михайлов день иней - жди скорых больших снегов, а коли день зачнется туманом - ростепели быть.

22 ноября - Матрена Зимняя. Говорят, что именно с Матрены зима встает на ноги, и налетают морозы. Считалось, что если на Матрену утром лежит иней - к скорым холодам, а коли на Матрену туман - к оттепели.

23 ноября - Родион и Ераст. Согласно приметам, со святого Ераста жди ледяного наста; на Ераста иней на деревьях - к морозу, туман поутру - к теплу; Ераст на все горазд - и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу; если после Михайловского мороза на деревья ляжет иней - грядут большие снега (рис. 73-75).

24 ноября - Федор Студит. Со дня Федора Студита станет холодно и сердито. Еще про него говорили так: на Студита стужа - дни все лютей да хуже; Федоровы ветры голодным волком воют; на печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься. А погодная примета гласит: если на Федора Студита сырость да мокрый снег, быть оттепели до самого Введенья (4 декабря).

25 ноября - Иоанн Милостивый. Считалось, что если на Ивана Милостивого дождь, то оттепель будет стоять до Введенья.

26 ноября - Иоанн Златоуст. В эту пору вся растительная жизнь окончательно замирает: на Златоуста все поле пусто.

27 ноября - Филипп. День считался важным для погодных предсказаний: иней на Филиппа - к урожаю овса, дождь - к урожаю пшеницы; на Филиппа ворона каркает - к оттепели; если на Филипповки часты пасмурные дни, и на деревьях иней, жди хорошего урожая хлеба, а светлые Филипповки - к плохому урожаю.

28 ноября - Гурьев день. Гурий на пегой кобыле землю объезжает (то есть на дворе снег вперемешку с грязью). Также считалось, что на Гурия всякая нечисть с земли убегает, потому что морозов и зимы боится. А что касается погоды, то говорили так: коли снег ляжет на Гурия, то лежать ему до самого половодья.

29 ноября - Матфей Апостол, Матвеев день. На Матвея земля преет, а зима потеет. Впрочем, в этот день случаются и оттепели. А вот если на Матвея дуют ветры буйные - быть вьюгам-метелям до Николы Зимнего (19 декабря).

Какая бы теплая погода не была в ноябре, в народе считают, что зима все равно скоро наступит. И если уж этого не случится в ноябре, то декабрь, первый зимний месяц, свое возьмет сполна (рис. 76).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

75 лет Приволжскому УГМС. Самара, 2006. 22 с.

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. 408 с.

Архангельская Г.П. 1985. Влияние засухи и супероптимальных температур на проницаемость корней ильмовых для воды. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 38-46.

Вдовин Н.В. 1983. Ветровой режим и турбулентный обмен приземного слоя воздуха на межполосных полях разной ширины в системе лесных полос. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 101-106.

Ефимов А.И. 2006. Приволжскому УГМС – 75 лет. – В сб. «Метеоспектр. Вопросы специализированного гидрометеорологического обеспечения», № 3. М., изд-во Росгидромета.

Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, стр. 129-148.

Ерофеев В.В. 1989. У природы нет плохой погоды. 3аписки натуралиста. – В сб. «Орленок». Литературно-художественный сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. Сост. Никульшин И.Е., Богомолов Н.В. Куйб. кн. изд-во, стр. 187-209.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1991. На исходе – бабье лето. – «Волжская заря», 20 сентября 1991 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 19991. На пороге ноября. – «Волжская заря», 30 октября 1991 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1992. Ты на грусть мою похожа, осень… «Волжская заря», 21 октября 1992 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1999. Осень. Что же будет завтра с нами?.. – Газета «Числа», 2 сентября 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. Ты на грусть мою похожа, осень… Газета «Числа», 8 сентября 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. Бабье лето обещает золотую осень. – Газета «Числа», 18 сентября 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. В разгаре пышное природы увяданье… Газета «Числа», 9 октября 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. Зима! Самарцы торжествуют? – Газета «Числа», 17 ноября 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Сентябрь. Готовьтесь к новоселью и берегитесь леших! – Газета «Числа», 1 сентября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. В лужах разлетаются птицы с облаками. – Газета «Числа», 15 сентября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Пришёл октябрь – Пора жениться! – Газета «Числа», 4 октября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Не ходите в лес – там леший с осенью прощается! – Газета «Числа», 18 октября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. В ноябре осень с зимой борются… - Газета «Числа», 1 ноября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Очень прошла, но зима не наступила… Газета «Числа», 17 ноября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. В сентябре всякое лето кончается… - Газета «Числа», 21 сентября 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Пришёл октябрь – пора жениться. – Газета «Числа», 3 октября 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. В ноябре зима с осенью борется. – Газета «Числа», 2 ноября 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Зима придёт не скоро и будет тёплой. – Газета «Числа», 16 ноября 2001 года.

[Ерофеева Е.А.] Гребнева Е. 1996. Осень. Что же будет завтра с нами? – «Самарская газета», 14 сентября 1996 года.

[Ерофеева Е.А.] Гребнева Е. 1996. Осень. Я давно с тобою не был… - «Самарская газета», 3 октября 1996 года.

Желтиков Ю.Т. 1967. Очерк о Приволжском УГМС. Куйбышев, изд-во Приволжского УГМС, 90 с.

Желтиков Ю.Т. 1994. Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Самара, изд-во Приволжского УГМС. 286 с., 56 с. илл.

Желтиков Ю.Т. 2001. Приволжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – 70 лет. – В журн. «Метеорология и гидрология», № 4, издательский центр «Метеорология и гидрология», Москва.

Желтиков Ю.Т. 1999. Приметы о погоде. Самара, изд-во Приволжского УГМС, 48 с.

Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

Климат Куйбышева. Под ред. Ц.А. Швер. Л., Гидрометеоиздат, 1983, 224 с.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Лукьянов М. 1999. «Плыть, плыть, плыть…» В минувший вторник на город обрушился ливень. – «Тольяттинское обозрение», 6 сентября 1999 года.

Миклашевский В.М. 1992. Физико-географическое описание Куйбышевского заповедника (климатический обзор). – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 1/91. Самара», стр. 208-222.

Москвин Т.Г. 1945. История Куйбышевской геофизической обсерватории. Рукопись, архив Приволжского УГМС. 72 с., 3 с. прил.

Нигматуллин И.С. 1977. Прирост древесных пород в зависимости от метеорологических и гидрологических условий. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межвузовский сборник. Выпуск 2. Куйбышевский госуниверситет. (Ред. коллегия: Н.И. Ларина, Н.М. Матвеев, Д.П. Мозговой, В.И. Рощупкин, В.Г. Терентьев). Куйбышев. Изд-во «Волжская коммуна», стр. 50-55.

Нигматуллин И.С. 1983. Влияние погодных условий на рост и развитие ясеня пушистого в лесных полосах Тимашевской системы. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 68-73.

Охлябинин С.Д. 1920. Предварительный обзор осадков и температурных условий Самарской губернии, Самара.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.

Памятная книжка Самарской губернии за 1864 год, Самара, 1864.

Природа Куйбышевской области. Облгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Различные бедствия. – Журн. «Отечественные записки». № 2, отд.3, 1853 год, стр.23.

Селезнев В.А. 1994. Изменчивость ветра над акваторией водохранилища (В гл. «Современное состояние качества воды Куйбышевского водохранилища» - авт.). – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 63-64.

Соколов А. Не ждали. – «Волжская коммуна», 14 ноября 2000 года.

Стрижев А. 1968. Народный календарь. – Журн. «Наука и жизнь», №№ 2,3,6,8,10.

Стрижев А. 1973. Календарь русской природы. М., Московский рабочий.

Стрижова И.М.1996. Организация фенологической сети наблюдений в крае в 1927-1937 г.г. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск VIII, посвященный 110-летию музея. Самара, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, стр. 85-88.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1931 год. Архив Приволжского УГМС.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1942 год. Архив Приволжского УГМС.

Укке Ю.Б. 1870. Метеорология города Самара. Самара.

Чирков Л. 1987. Листопад, листопад… - «Волжская коммуна», 14 октября 1987 года.

Шапеева Е.В. 1994. Климатические условия (Радиационный режим. Особенности атмосферной циркуляции. Ветер. Температура воздуха. Влажность воздуха. Атмосферные осадки. Снежный покров. Климатическое районирование. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 98-108.

Шапеева Е.В. 1994. Оценка климатических факторов самоочищения атмосферы. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 109-116.

Шерстюков Б.Г., Разуваев В.Н., Ефимов А.И., Булыгина О.Н., Коршунова Н.Н., Апасова Е.Г., Анурова Л.Г., Шуруева Л.В. 2006. Климат Самарской области и его характеристики для климатозависимых отраслей экономики. Самара, изд-во ООО «Артель», 168 с.

Юдин В.Н. 1992. Дни величальные. Саратов, Приволжское книжное изд-во. 320 с.

Ukke J.B. 1863. Das Klima und die Krankheiten der Stadt Samara. Berlin.


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу