При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Воздух, которым мы дышим

«- Но не думаете же вы лишить земной шар всей его атмосферы? – с удивлением воскликнул я.

- А почему бы и нет? – ответил мистер Бейли. – Пойдемте дальше, и вы убедитесь, что это вполне возможно… Люди станут задыхаться, растения погибнут вместе с людьми, ледяной холод спустится на Землю со звездных высот… Жизнь прекратится, и земной шар станет таким же мертвым телом, как оледенелая Луна…»

А. Беляев. «Продавец воздуха»

«Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Этого врага мы чаще всего не видим и не слышим, но именно этим он и коварен. А из всех органов чувств человека на него лишь иногда реагирует обоняние, и тогда мы закрываем форточку с возгласом: «Что-то сегодня совсем дышать нечем!» Но и в плотно закупоренной квартире от этой опасности не скроешься: ведь рано или поздно каждому из нас все равно придется выйти на улицу (рис. 1-4).

О мышах и людях

Одна из самых серьезных проблем современности, угрожающая самому существованию человеческой цивилизации на планете Земля, именуется «химическое загрязнение окружающей среды». Биологическая субстанция человека, не привыкшая к колоссальным концентрациям в воздухе, воде и почве тяжелых металлов, пестицидов, бензопирена и многих других соединений, вполне однозначно реагирует на ухудшение качества жизни. А это выражается в росте числа самых разнообразных заболеваний, причем не только у ныне живущих поколений, но и у будущих. Известно, что в течение последних десятилетий демографические показатели в нашем крае не могут вызывать оптимизма - впрочем, как и в большинстве других регионов России. Смертность по-прежнему превышает рождаемость, причем эту тенденцию ощутимо исправить пока не удается. На этом фоне не может не вызывать тревоги уже давно выявленная медиками и экологами четкая зависимость уровня смертности населения от состояния окружающей среды.

О том, как влияют экологические факторы, и, в частности, химическое загрязнение на рост заболеваемости и социальной напряженности в человеческом обществе, мы знаем еще очень и очень мало. Однако рядом крупнейших научно-медицинских учреждений мира уже много лет подряд ведутся опыты на животных, которые неопровержимо доказывают, что изменение химического состава окружающей среды ощутимо меняет биологическую природу данного организма.

Вот конкретный пример. Экспериментальную группу мышей содержали в камерах, где воздух имел различную концентрацию углекислого газа (рис. 5).

Грызуны при этом могли пить на выбор из стоявших тут же, в камерах, чашек или обычную воду, или раствор этилового спирта. И тут выявилось неожиданное обстоятельство: при определенном пороге концентрации углекислого газа стали пить почти исключительно чистый спирт, почти не обращая при этом внимания на воду. Напрашивается определенная аналогия: раз человек - это такое же млекопитающее, как и мышь, то не потому ли количество алкоголиков, да и просто пьющих, гораздо больше в экологически неблагополучных районах?

Для нас в первую очередь наиболее опасны, конечно же, известные токсичные вещества – окислы азота, формальдегид, хлористый и фтористый водород, пестициды, нитраты и так далее. Также крайне ядовитыми для всего живого являются так называемые тяжелые металлы - ртуть, мышьяк, свинец, хром, стронций, медь, цинк, железо и другие. Их распространенность в нашей повседневности только увеличивает риск попадания в запредельных количествах в нашу пищу, воду, воздух. При этом мы очень мало знаем что-либо о путях и механизмах проникновения токсичных веществ в пахотную почву, а из нее - в наши продукты питания. Между тем доказано, что повышенные концентрации в окружающей среде определенных химических соединений вызывают значительное увеличение числа мутаций (уродств) среди новорожденных.

В последние десятилетия среди лидеров из числа районов нашей области по росту как детской, так и общей заболеваемости населения оказались наиболее индустриально насыщенные города - Самара, Тольятти, Чапаевск, Новокуйбышевск и Отрадный. И это несмотря на тот факт, что в течение 90-х годов ХХ века уровень загрязнения атмосферы в наших мегаполисах заметно снизился. Но это объясняется вовсе не успехами в деле охраны природы, а резким падением уровня промышленного производства в указанные годы и остановкой многих предприятий-загрязнителей.

На страже экологической обстановки

Еще в середине 60-х годов ХХ века для специалистов стало совершенно очевидно, что на фоне интенсивного развития промышленности в Среднем Поволжье необходимо срочно начинать изучение процессов загрязнения атмосферного воздуха, и собирать данные и содержании в нем вредных веществ. Поэтому в начале 1965 года в Приволжское УГМС поступили директивные документы о необходимости организации постоянного контроля над химическим составом атмосферы в крупных городах. В мае того же года здесь были произведены первые отборы проб воздуха. Вначале они проводились только в одном пункте – на метеоплощадке Куйбышевской гидрометобсерватории в поселке Солнечный, причем только один раз в сутки и не систематически. Но с начала 1966 года в Куйбышеве сразу в трех пунктах начались регулярные наблюдения за химическим состоянием атмосферы. Несколькими месяцами позже отбор проб воздуха был также организован в Орске, Оренбурге, Казани и Саратове, в каждом из указанных городов – на двух пунктах. Тогда в отобранных пробах определялось содержание только двух веществ – сернистого газа и диоксида азота.

В 1970 году число точек в Куйбышеве, на которых изучалась концентрация вредных соединений, было доведено до восьми. Кроме указанных выше компонентов, химики с того момента стали определять в пробах воздуха содержание пыли и оксида углерода. В некоторых точках выяснялось распределение частичек сажи в воздухе, а в поселке 116-й километр – также концентрация сероводорода и фенола.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 года Главному управлению гидрометслужбы при Совете Министров СССР было поручено создать общегосударственную организацию для наблюдений и контроля над загрязнением атмосферы. В связи с этим в течение 1973-1976 годов в нашей области продолжалось расширение сети, с помощью которой собирались сведения о состоянии атмосферных загрязнений. Такие наблюдения начались в Тольятти (2 пункта), Пензе (5 пунктов), Новокуйбышевске (5 пунктов), Новотроицке (3 пункта) и Ульяновске (4 пункта). В перечисленных выше городах в пробах воздуха определялось содержание четырех указанных выше основных примесей, а в Новокуйбышевске плюс к тому – сероводорода и фенола. В 1978-1981 годах стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферы также были открыты в Сызрани (3 пункта), Балаково (3 пункта), Медногорске (2 пункта).

Кроме наблюдений на стационарных пунктах (ПНЗ), в 70-х годах с помощью аппаратуры, установленной на специальных автомобилях, началось проведение маршрутных наблюдений за загрязнением атмосферы в районе крупных промышленных предприятий. Именно с того времени в Куйбышеве-Самаре регулярно проводятся отборы проб воздуха на маршрутах в районе Безымянской ТЭЦ (2 точки), а также на маршрутах в окрестностях металлургического и толерубероидного заводов. В 1976 году маршрутные наблюдения на четырех точках были организованы в Оренбурге в районе Оренбургского газоконденсатного месторождения. В 1978-1981 регулярные экспедиционные обследования также проводились в Чапаевске, Отрадном и Набережных Челнах. В 1981 году в общей сложности на территории УГКС стационарные наблюдения за состоянием атмосферных загрязнений проводились в 13 городах на 59 ПНЗ.

В 1975 году в связи с интенсивным развитием работ по изучению загрязнения атмосферы лаборатория химии вод и атмосферы была разделена на две самостоятельные структуры – гидрохимическую лабораторию и лабораторию химии воздуха. Здесь вскоре также была образована специальная группа по изучению уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха. В то время все материалы наблюдений, полученные в лабораториях, обобщались в виде годовых обзоров, ежемесячных и полугодовых справок, после чего рассылались в советские и партийные органы и различные народнохозяйственные организации. С 1976 года собранные данные стали кодироваться и отсылаться в ГГО для механизированной обработки методом перфорации.

В соответствии с приказом по Госкомгидромету СССР № 181 от 9 июня 1980 года в качестве одного из подразделений региональных гидрометслужб, в том числе и Приволжского УГМС, был создан Куйбышевский центр по изучению и контролю загрязнения природной среды I-го разряда, или Куйбышевский ЦКЗПС. Его первым начальником был назначен М.Г. Бодриков, заместителем - А.С. Луптаков, главным инженером - Г.Н. Ардаков. В 1983 году в его структуре образовалась Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха, независимая от местных органов власти, которая в связи с этим быстро приобрела высокую значимость и авторитетность, так как рай- и облисполкомы стали считаться с требованиями гидрометслужбы, и хоть что-то делать для улучшения экологической обстановки. А после того, как в 1988 году был создан всесоюзный комитет по охране природы, а на местах – областные и республиканские комитеты, местные гидрометслужбы передали в их ведение с таким трудом созданные в течение пяти лет контролирующие органы, преобразованные в Государственные инспекции и отделы по нормированию выбросов загрязняющих веществ. Куйбышевский ЦКЗПС тогда же был преобразован в Куйбышевский центр по наблюдению за загрязнением природной среды (Куйбышевский ЦНЗПС), а с 1992 года эта организация носит название Приволжского территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМЗОС), и ее возглавила Н.Р. Бигильдеева (рис. 6).

Наибольшая информативность в системе наблюдений за уровнем загрязнений атмосферного воздуха в Приволжском УГМС была достигнута в 1990-1991 годах. В этот период стационарным регулярным контролем было охвачено 22 города Среднего Поволжья, где в общей сложности работало 72 ПНЗ. В отобранных пробах воздуха определялось содержание 25 вредных примесей. В течение 1990 года в общей сложности было проведено около 390 тысяч наблюдений.

Почти с самого начала работы центра одним из важнейших направлений было оперативное реагирование на случаи аварийных выбросов промышленных предприятий, а также на другие ситуации, вызывающие высокое (ВЗ) или экстремально высокое (ЭВЗ) загрязнение природной среды. Работа по фактам аварийных ситуаций, могущих повлечь загрязнение природной среды, порядок и структура представляемой информации по Приволжскому УГМС впервые были определены приказом Госкомгидромета ССР № 14 ДСП от 18 января 1982 года и приказом по Приволжскому управлению ГМС № 71 ДСП от 1 апреля 1982 года. Тогда же были укомплектованы оперативные группы, которые обеспечивали экстренную обработку и передачу информации по всему региону деятельности управления.

А в апреле 1986 года в управлении в связи с нарастанием неблагоприятной экологической ситуации в стране и в Средневолжском регионе была создана группа приема и передачи информации (ГППИ), которая успешно действует здесь и по сей день. В своей работе группа имеет круглосуточную связь между сетевыми подразделениями управления, Росгидрометом, штабами ГО и ЧС, комитетом экологии, администрациями городов и областей и другими контролирующими организациями, а также с общественностью и СМИ. В среднем количество расследованных случаев загрязнения природной среды колеблется от 40 до 120 в год. Наряду с непосредственным расследованием фактов ЭВЗ, группа также осуществляет регулярную методическую помощь сотрудникам сетевых подразделений, готовит еженедельные обзоры об экологической обстановке в Самарской области, доводит до заинтересованных организаций и предприятий информацию о неблагоприятных экологических условиях, способствующих накоплению примесей вредных веществ в воздухе Самары и других городов области (рис. 7-14).

Цена нашего здоровья

Чтобы понять всю критичность экологической ситуации в нашем регионе, придется привести несколько цифр, которые, однако, в данном случае гораздо красноречивее слов. Среди городов области печальное первенство по загрязнению воздушной среды, как это не прискорбно, занимает Самара.

По данным наблюдений Приволжского территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды, в течение последних 20 лет атмосферный воздух города был постоянно загрязнен десятками вредных химических соединений. Так, на очень высоком уровне в этот период сохранялось загрязнение атмосферы Самары фтористым водородом и трикрезолом. Высокие разовые концентрации наблюдались и по другим опасным веществам: до 7-8 ПДК - по диоксиду азота, до 6-7 ПДК - по хлористому водороду и сероводороду, до 4-5 ПДК - по оксиду углерода и пыли, до 4,2-4,3 ПДК - по фенолу и формальдегиду. На протяжении многих лет наиболее экологическими грязными предприятиями областного центра остаются Самарский нефтеперерабатывающий завод, АО «Волгокабель», большинство предприятий Безымянского промузла, все наши теплоэлектроцентрали, а также городской автотранспорт.

Похожая ситуация складывается и в Тольятти. Наиболее высок уровень загрязнения атмосферы города формальдегидом, основным источником которого является автотранспорт. Средняя по Тольятти концентрация этого вещества не раз достигала уровня от 3 до 5 ПДК. Много в тольяттинском воздухе аммиака, основным источником которого являются «Куйбышевазот» и «Тольяттиазот»; содержание аммиака в атмосфере города регулярно повышается до 1,5-2 ПДК.

Одним из наиболее экологически неблагополучных городов не только Самарской области, но и всей России является Чапаевск. Самые «грязные» предприятия этого города - ПО «Полимер» и завод химических удобрений. В городе, как и в любом индустриальном центре, значительно превышена концентрация формальдегида в воздухе - до 2-3 ПДК. Кроме того, в воздухе Чапаевска сохраняется постоянно высокий уровень по содержанию в атмосфере аммиака - до 1,5 ПДК, диоксида азота - до 2,5-3 ПДК, и диоксинов - до 10 ПДК в придорожной пыли, которая, как известно, регулярно вздымается в воздух.

А для того, чтобы приведенные выше цифры «расцветились» самыми черными красками, их необходимо дополнить «медицинскими иллюстрациями». Эти краткие описания показывают, как же влияют перечисленные выше вещества при их высокой концентрации в окружающей среде на здоровье каждого из нас.

Диоксид, или двуокись азота - химическое соединение, образующееся практически при любом процессе горения органического топлива. По этой причине диоксида азота всегда много в атмосфере тех районов города, где сосредоточены предприятия теплоэнергетики, химической промышленности, а также там, где улицы насыщены автотранспортом. При запредельных концентрациях этого вещества в атмосфере человек может ощущать общую слабость, головокружение, быструю утомляемость.

Формальдегид также образуется практически при всех процессах горения топлива, в особенности бензина. Поэтому его особенно много скапливается в тех районах, где улицы загружены автотранспортом. При высоком содержании формальдегида в атмосфере у людей могут развиваться болезни легких, печени и почек, кожные заболевания. Кроме того, формальдегид даже в небольшой концентрации отрицательно влияет на половую функцию человека. При значительной концентрации в воздухе может спровоцировать раннюю импотенцию у мужчин и аноргазмию у женщин.

Хлористый водород - токсичный газ, выделяющийся в атмосферу при самых разных производственных процессах. При растворении в воде, в том числе и дождевой, хлористый водород образует соляную кислоту. При значительном превышении санитарных норм по содержанию в атмосфере хлористого водорода в этой местности возможно выпадение кислотных дождей, губительно действующих на растительность, на почвенную фауну. При попадании в дыхательную систему человека это вещество может вызвать легочные заболевания и тяжелые отравления.

Оксид углерода, или угарный газ - токсичное газообразное вещество, тяжелее воздуха. Обычно он образуется в процессе сгорания топлива при его неполном окислении. Длительное воздействие на человека высоких концентраций угарного газа приводит к головокружениям, затруднению дыхания, потере сознания, а в дальнейшем - к смерти.

Фенол - токсичное органическое вещество, в просторечии чаще всего называемое карболкой (карболовой кислотой). К группе фенолов относится и трикрезол - газообразное токсичное вещество. И то, и другое соединения применяются в химических производствах, при выпуске синтетических смол и красителей, при покрытии эмалью проводов, для целей дезинфекции. При воздействии фенола и трикрезола у человека могут развиваться аллергия, бронхиальная астма, у него ослабляется иммунная система, обостряются простудные заболевания, бронхиты, трахеиты и так далее.

Аммиак - бесцветный газ с резким запахом, вдвое тяжелее воздуха. Попадая в воду, он придает ей щелочные свойства. Аммиак угнетает большинство видов растений. Высокие концентрации этого газа в воздухе вызывают у человека слезотечение и боль в глазах, удушье, приступы кашля, головокружение, рвоту.

Фтористый водород - газообразное вещество, которое при попадании в воду образует плавиковую кислоту, способную растворить все, что угодно, даже стекло. Фтористого водорода много в воздухе тех районов, где расположены металлургические и машиностроительные предприятия. При воздействии на человека высоких концентраций этого вещества может наступить общее отравление, возникнуть кожные заболевания, обострение легочных болезней.

Каждому нужно запомнить: если вы живете в крупном индустриальном городе, то вещества из этого страшного перечня действуют на каждого из нас ежедневно и ежечасно. Они сокращают вашу жизнь не на месяцы - на годы. Медиками установлено, что при прочих равных условиях жизнь человека из города с загрязненной атмосферой оказывается на 8-10 лет короче, чем жизнь человека из «здорового» города…

В связи со сказанным выше вспоминается мрачная шутка, высказанная на заре перестройки одним из ведущих отечественных экологов: «Вскоре на Земле произойдет одно из двух: либо люди сделают так, что в атмосфере будет меньше отравы, либо отрава сделает, что на планете станет меньше людей. Третьего здесь не дано…»

В принципе пути снижения экологической напряженности в каждом конкретном регионе известны давно, однако пока нигде и никогда они до конца не выполнялись. Причина столь легкого отношения властей к здоровью населения довольно банальна: на экологические мероприятия у нас всегда не хватало денег.

Еще в 90-е годы Комитетом РФ по экологии был разработан комплекс штрафов и платежей, которые взымались со всех предприятий-загрязнителей. Система здесь была довольно-таки простая: чем больше «химии» ты сбрасываешь в окружающую среду, тем больше тебе приходится платить. Хотя в нашей стране этот порядок традиционно далеко не всегда соблюдался, все равно в таких условиях многие производственники сочли для себя гораздо более выгодным вкладывать куда меньшие деньги в очистные сооружения и воздушные фильтры, нежели отдавать в казну крупные штрафы. К сожалению, в 2001 году комитет экологии был упразднен, а вместе с ним расстроилась и система платежей за загрязнение природы.

При этом нужно учесть, что не только в Самаре, но и сотнях других городов России основную лепту в загрязнение воздуха (до 75 процентов) вносит городской автотранспорт. Чтобы снизить его вредное влияние на атмосферу, нужно выполнить всего лишь две вещи: во-первых, провести в Самаре экологически обоснованную перепланировку основных транспортных магистралей, а во-вторых, оснастить все без исключения автотранспортные средства установками каталитического дожига топлива. Но вот какие деньги нужно на это затратить, думается, не знают даже лучшие экономисты.

Впрочем, можно произвести хотя бы приблизительные подсчеты. Уже не раз было озвучено, что для завершения строительства первой линии метро в Самаре нужны миллиарды рублей – сколько именно, точно вряд ли кто скажет. Между тем и полноценно работающее метро в Самаре, и скоростные автомагистрали без светофоров, и многоуровневые развязки, по которым автомобиль смог бы быстро и без остановок «пролететь» весь город из конца в конец - это только отдельные элементы экологически обоснованного проекта перепланировки транспортных коммуникаций.

Что же касается установок каталитического дожига топлива, то они имеют смысл, если их устанавливать если не на каждом, то на подавляющем большинстве автомобилей. Между прочим, зарубежные образцы таких установок стоят от $600 до $2000. Возможно, что отечественные аналоги обошлись бы нашим автомобилистам гораздо дешевле, но пока ничего не слышно о том, что на каком-либо заводе наладили их промышленный выпуск. Да и разве станет кто-то их покупать, если на этот счет не будет принята очередная поправка к правилам дорожного движения?

Почти полвека назад известный писатель-эколог Жан Дорст заметил: «Сумма, которую нужно заплатить за оздоровление нашей родной планеты, огромна. Она многократно превышает бюджет любой средней европейской страны. Однако она несравненно меньше тех денег, которые все государства мира ежегодно тратят на гонку вооружений…» (рис. 15-17).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

75 лет Приволжскому УГМС. Самара, 2006. 22 с.

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. 408 с.

Абдуллина Л. 2001. Где в Самаре дышать тяжело. – «Комсомольская правда», 19 апреля 2001 года.

Ардаков Г. 1989. Вызываем «скорую»… - «Волжская коммуна», 13 апреля 1989 года.

Архангельская Г.П. 1985. Влияние засухи и супероптимальных температур на проницаемость корней ильмовых для воды. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 38-46.

Бородина Л. 1987. Совсем не безобидный шлейф. – «Волжская коммуна», 17 декабря 1987 года.

Бурцев Е. 1999. Ветер тухлый дул, нагонял беду… - Тольяттинское обозрение, 8 октября 1999 года.

Вдовин Н.В. 1983. Ветровой режим и турбулентный обмен приземного слоя воздуха на межполосных полях разной ширины в системе лесных полос. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 101-106.

Воронин П. 1999. Дышите глубже, в воздухе сажа! – Газета «Будни», 29 октября 1999 года.

Геселев Б. 2001. Автомашин все больше и больше, здоровья все меньше и меньше… - Газета «Числа», 2 февраля 2001 года.

Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин И.М. 1975. Охрана природы. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. М., Просвещение. 299 с.

Гончаров Л. 1988. Дымят автомобили. – «Волжская коммуна», 28 июля 1988 года.

Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1997 году. Самара. 1998. 100 с.

Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1998 году. Самара. 1999. 100 с.

Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1999 году. Самара. 2000. 100 с.

Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области (Визитная карточка). Экология. Самара, 1999. 22 с.

Государственный комитет экологии и природных ресурсов Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1994 году. Самара. 1995. 100 с.

Государственный комитет экологии и природных ресурсов Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1995 году. Самара. 1996. 100 с.

Государственный комитет экологии и природных ресурсов Самарской области. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Самарской области в 1996 году. Самара. 1997. 100 с.

Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, стр. 129-148.

Ерофеев В.В. 1988. Смог над автострадой. – «Волжская заря», 4 июня 1988 года.

Ерофеев В.В. 1988. Дымный шлейф. – «Волжская заря», 3 сентября 1988 года.

Ерофеев В.В. 1989. У природы нет плохой погоды. 3аписки натуралиста. – В сб. «Орленок». Литературно-художественный сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. Сост. Никульшин И.Е., Богомолов Н.В. Куйб. кн. изд-во, стр. 187-209.

Ерофеев В.В. Цена чистого воздуха. – «Волжская заря», 12 января 1989 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1993. Враг на четырёх колесах. – Газета «Самарская Лука», № 4 – 1993 год, апрель.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1993. Враг на четырёх колесах. – Газета «Красное знамя», с. Богатое. 19 июня 1993 года.

[Ерофеев В.В.] Викторов В. 2000. Что-то нехорошее в воздухе. – «Самарское обозрение», 6 марта 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Операция «Чистый воздух» завершилась. – Газета «Числа», 23 августа 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Видимо, нам всем уже пора запасаться противогазами… - Газета «Числа», 30 августа 2000 года.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Ефимов А.И. 2006. Приволжскому УГМС – 75 лет. – В сб. «Метеоспектр. Вопросы специализированного гидрометеорологического обеспечения», № 3. М., изд-во Росгидромета.

Желтиков Ю.Т. 1967. Очерк о Приволжском УГМС. Куйбышев, изд-во Приволжского УГМС, 90 с.

Желтиков Ю.Т. 1988. Не терпит отлагательства. – «Волжская коммуна», 13 октября 1988 года.

Желтиков Ю.Т. 1994. Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Самара, изд-во Приволжского УГМС. 286 с., 56 с. илл.

Желтиков Ю.Т. 2001. Приволжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – 70 лет. – В журн. «Метеорология и гидрология», № 4, издательский центр «Метеорология и гидрология», Москва.

Желтиков Ю.Т. 1999. Приметы о погоде. Самара, изд-во Приволжского УГМС, 48 с.

Изъятский Ю. 1987. Когда стих ветер… - «Волжская коммуна», 29 октября 1987 года.

Казарин В. 1990. Город и автомобиль. – «Волжская коммуна», 25 января 1990 года.

Карасёв В. 1999. Автомобиль – друг, враг? Иль как?.. – «Волжская коммуна», 15 мая 1999 года.

Карева К. 2001. В «черном списке» экологов Самара на первом месте. – Газета «Числа», 25 мая 2001 года.

Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

Климат Куйбышева. Под ред. Ц.А. Швер. Л., Гидрометеоиздат, 1983, 224 с.

Красавина Л. 1988. Станет воздух чище. – «Волжская заря», 11 июля 1988 года.

Красавина Н. 1995. Ветры кислотные веют над нами. – «Аргументы и факты», № 5 – 1995, февраль.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Миганов Ю. 1994. «Дни без автомобиля???» - «Аргументы и факты», № 17 – 1994, апрель.

Миклашевский В.М. 1992. Физико-географическое описание Куйбышевского заповедника (климатический обзор). – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 1/91. Самара», стр. 208-222.

Мозговая О. 1987. Воздух – это наше здоровье. – «Волжская заря», 13 ноября 1987 года.

Москвин Т.Г. 1945. История Куйбышевской геофизической обсерватории. Рукопись, архив Приволжского УГМС. 72 с., 3 с. прил.

Нигматуллин И.С. 1977. Прирост древесных пород в зависимости от метеорологических и гидрологических условий. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межвузовский сборник. Выпуск 2. Куйбышевский госуниверситет. (Ред. коллегия: Н.И. Ларина, Н.М. Матвеев, Д.П. Мозговой, В.И. Рощупкин, В.Г. Терентьев). Куйбышев. Изд-во «Волжская коммуна», стр. 50-55.

Нигматуллин И.С. 1983. Влияние погодных условий на рост и развитие ясеня пушистого в лесных полосах Тимашевской системы. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 68-73.

Охлябинин С.Д. 1920. Предварительный обзор осадков и температурных условий Самарской губернии, Самара.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.

Памятная книжка Самарской губернии за 1864 год, Самара, 1864.

Паянен В. 1993. «Экология-сервис: воздух будет чище». – «Аргументы и факты», № 47 – 1993, октябрь.

Петренко С. 2000. Газ и моторы. – Газета «Живая вода», 28 января 2000 года.

Природа Куйбышевской области. Облгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Различные бедствия. – Журн. «Отечественные записки». № 2, отд.3, 1853 год, стр.23.

Ратнер Г. 1987. Воздух города – наше здоровье. – «Волжская заря», 7 сентября 1987 года.

Решетина М. 2000. Укрыться под противогазом. – «Аргументы и факты», № 41 – 2000 года, октябрь.

Самарин В. 1988. И дым… за трубой. – «Волжская коммуна», 10 июля 1988 года.

Сафронов В. 2000. Грозит ли Самаре «черная смерть»? – «Самарский экологический вестник», сентябрь 2000 года.

Селезнев В.А. 1994. Изменчивость ветра над акваторией водохранилища (В гл. «Современное состояние качества воды Куйбышевского водохранилища» - авт.). – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 63-64.

Семёнов В. 1988. Автомобиль в городе. – Газета «За коммунизм», г. Тольятти. 26 января 1988 года.

Соларёв А. 1989. По сценарию разгильдяев. – «Советская Россия», 14 июля 1989 года.

Спевачевский Г. 1990. Воздушные тревоги. – «Волжская коммуна», 4 января 1987 года.

Степина Л. 1987. Природа и закон. – «Волжская коммуна», 7 июля 1987года.

Стрижев А. 1968. Народный календарь. – Журн. «Наука и жизнь», №№ 2,3,6,8,10.

Стрижев А. 1973. Календарь русской природы. М., Московский рабочий.

Стрижова И.М.1996. Организация фенологической сети наблюдений в крае в 1927-1937 г.г. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск VIII, посвященный 110-летию музея. Самара, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, стр. 85-88.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1931 год. Архив Приволжского УГМС.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1942 год. Архив Приволжского УГМС.

Укке Ю.Б. 1870. Метеорология города Самара. Самара.

Чепурных Е. 1995. Заводы встают – легче дышать. – «Аргументы и факты», № 15-1995, апрель.

Чистяков Г. 2001. Как удобнее всего передвигаться по Самаре? По всему выходит, что тихими дворами и мелкими перебежками… - Газета «Числа», 23 мая 2001 года.

Шапеева Е.В. 1994. Климатические условия (Радиационный режим. Особенности атмосферной циркуляции. Ветер. Температура воздуха. Влажность воздуха. Атмосферные осадки. Снежный покров. Климатическое районирование. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 98-108.

Шапеева Е.В. 1994. Оценка климатических факторов самоочищения атмосферы. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 109-116.

Шерстюков Б.Г., Разуваев В.Н., Ефимов А.И., Булыгина О.Н., Коршунова Н.Н., Апасова Е.Г., Анурова Л.Г., Шуруева Л.В. 2006. Климат Самарской области и его характеристики для климатозависимых отраслей экономики. Самара, изд-во ООО «Артель», 168 с.

Юдин В.Н. 1992. Дни величальные. Саратов, Приволжское книжное изд-во. 320 с.

Ukke J.B. 1863. Das Klima und die Krankheiten der Stadt Samara. Berlin.

 


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу