При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Юсим Яков Соломонович

Он родился в 1908 году на Украине. Получил техническое образование, затем работал на ряде промышленных предприятий, где прошёл трудовой путь от простого рабочего до руководителя предприятий оборонного значения (рис. 1).

В 1937 года Я.С. Юсим был назначен директором 1-го Московского подшипникового завода имени Л.М. Кагановича. Осенью 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев, где на его базе был создан 4 ГПЗ, директором которого Юсим трудился вплоть до 1950 года.

В сентябре 1941 года на тогдашней окраине Куйбышева, на территории так называемого Линдова городка, начался монтаж некоторых цехов 1-го Московского подшипникового завода (ГПЗ-1), эвакуированных сюда из столицы. Впоследствии на этом месте было образовано предприятие, получившее название ГПЗ-4. Его директором 14 октября 1941 года назначили Я.С. Юсима.

Другую часть того же оборудования выгрузили на Безымянке, на территории Самарского железнодорожно-ремонтного завода (Сажереза), где был развёрнут его филиал, в 1947 году ставший крупным самостоятельным предприятием – ГПЗ-9.

Тяжёлой осенью 1941 года на счету у советского правительства был каждый танк, каждый самолёт. При этом для них остро не хватало ряда комплектующих деталей, в том числе подшипников. Когда в октябре немцы предприняли массированное наступление на Москву, в Челябинске стояли почти готовые танки, для окончательной сдачи которых не хватало лишь мелочи – подшипников для ходовой части. Между тем вывезенный в Куйбышев подшипниковый завод № 1 к тому времени ещё даже не завершил монтаж своего оборудования. Специально прилетевший в запасную столицу представитель Государственного Комитета Обороны предупредил директора завода Юсима и старшего мастера Ерусалимского, что, если 20 ноября подшипники не будут готовы, он их обоих расстреляет. В итоге 21 ноября на предприятии собрали первую партию подшипников (почти 10 тысяч штук), и представитель ГКО улетел с ними на Урал. Эту дату с тех пор и стали считать днём рождения ГПЗ-4.

С каждым днём на заводе наращивали выпуск столь нужных фронту изделий. В декабре 1941 года здесь уже собрали 62 тысячи подшипников, а к концу года завод смог полностью обеспечить оборонные производства не только танковыми, но и авиационными комплектующими. Всего же за годы войны предприятие выпустило почти 50 миллионов подшипников.

В январе 1943 года завод был удостоен Ордена Ленина. Такими же персональными орденами наградили директора предприятия Якова Юсима и главного инженера Герца Лурье. Большой группе работников ГПЗ-4 тогда же вручили ордена «Знак Почета».

После окончания войны, когда в стране развернулась борьба с космополитизмом, Якова Юсима неожиданно обвинили в нарушении партийного принципа подбора кадров. После разбирательств с завода были уволены 17 специалистов еврейской национальности. Хотя в ходе первой волны чисток Юсим удержался на своей должности, отделавшись выговором по партийной линии, его все же уволили в 1950 году и отправили руководить небольшим заводом по производству инвалидных колясок. От пережитых потрясений и несправедливости Яков Соломонович Юсим заболел, и в 1951 году скончался.


Просмотров: 31


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара