При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Щербачёв Александр Александрович

На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство Самары было в значительной мере связано с его именем. Он относился к числу зодчих, создавших архитектурный облик старой части города. Десятки проектов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий - таков творческий диапазон мастера. В работах Александра Александровича Щербачёва отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм (рис. 1).

Он родился 18 февраля (по старому стилю) 1858 года в Москве в купеческой семье. Согласно семейному преданию, записанному затем в документах, «фамилия Щербачёвых произошла от выехавшего в Россию из Золотой Орды Фёдора Салта, коего потомки Щербачёвы многие лета служили Российскому престолу стольниками и в иных знатных чинах, и жалованы от Государей в 1614 и в других годах поместьями. Всё сие доказывается справкою вотчинного департамента и родословною Щербачёвых» (рис. 2).

В 1873 году Александр поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году его ученический проект здания окружного суда получил малую серебряную медаль. В этом же году Александр поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение и окончил её в 1884 году с серебряной медалью. За годы учёбы он принимал участие в различных конкурсных проектах и получал высокие награды.

В Самару А.А. Щербачёва пригласил городской голова П.В. Алабин (рис. 3), и 21 февраля 1889 года его определили на должность городского архитектора с формулировкой «Классный художник архитектуры II степени Щербачёв». В этой должности он проработал 10 лет: с 21 февраля 1889 года по 30 декабря 1899 года.

В обязанности городского архитектора входили составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство, осуществление контроля над соблюдением строительного права.

Самара на рубеже XIX - XX веков быстро застраивалась. Были годы, когда только за один летний сезон возводилось от 200 до 300 зданий. Но главным строительным объектом в городе с 1669 по 1895 годы был Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева), и А.А. Щербачёв сразу же после вступления в должность подключился к надзору за ходом строительных работ (рис. 4-6).

Собор строился по проекту петербургского профессора архитектуры Э.И. Жибера, но в ходе работ в проект регулярно вносились изменения (рис. 7). Так, в начале 90-х годов А.А. Щербачёв выполнял перерасчёт конструкции барабана главного купола. Известно, что Э.И. Жибер составил два проекта внутренней отделки храма с иконостасами. Самарская городская дума выбрала проект отделки в византийском стиле, но с условием, что избранный план будет осуществляться только в главных частях собора. Проект иконостаса для нижнего храма с престолом во имя митрополита Алексия и три изразцовых иконостаса для верхнего храма с престолами во имя Воскресения Христа Спасителя, в честь Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца разработал А.А. Щербачёв (рис. 8-10). По его рисункам выполнялись все двери кафедрального собора. Именно занятостью на строительстве собора объясняется небольшое количество зданий, спроектированных им в течение первых пяти лет работы в Самаре.

В это время произошли большие перемены и в его личной жизни. Осенью 1889 года Александр Александрович обвенчался с дочерью самарского городского головы П.В. Алабина. Александра родилась в Вятке 20 февраля 1866 года, и после переезда семьи Алабиных в наш город окончила Самарскую женскую гимназию. Здесь она участвовала в организации благотворительных концертов и спектаклей. Позднее Александра Петровна занималась искусствоведением и написала несколько работ по истории и теории искусства. Семья Щербачёва жила на улице Казанской (ныне улица А. Толстого, 29). Позднее А.А. Щербачёв здесь же открыл свою частную мастерскую.

В 1890 году у Щербачёвых родился сын Пётр (рис. 11). Впоследствии Пётр Александрович Щербачёв продолжил дело своего отца, также став выдающимся архитектором города Самары-Куйбышева советского периода (см. статью «Щербачёв Пётр Александрович» на этом ресурсе).

Первой самостоятельной работой архитектора в городе стала небольшая часовня митрополита Алексия на берегу Волги (ныне улица М. Горького под Пионерским спуском). В 1888 году в России отмечали 900-летнюю годовщину крещения Руси. Самарское городское общество решило по этому случаю приступить к постройке часовни во имя святителя Алексия. В день торжества 900-летней годовщины крещения Руси, 15 июля 1888 года, состоялась закладка фундамента часовни. В 1890 году часовня была построена и освящена. В советское время её разобрали. В июне 1998 года эта часовня вновь возведена у речного вокзала (рис. 12, 13).

Позднее А.А. Щербачёв спроектировал часть построек Никольского мужского монастыря, от которого осталась лишь арка въездных работ на улице Осипенко, и церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови (ныне улица Чапаевская, 136) (рис. 14, 15).

Одним из первых крупных частных заказчиков А.А. Щербачёва стал купец Д.Е. Челышёв. Для него были построены два трёхэтажных доходных дома, баня, церковь и особняк. Среди них особый интерес представляют доходные дома на улицах Саратовской и Алексеевской (ныне улице Фрунзе, 56 и Красноармейской, 60), построенные в «русском стиле». Это был новый тип жилого многоквартирного дома, в котором селились учителя, врачи, инженеры, банковские служащие, юристы (рис. 16, 17).

На средства самарских купцов в городе строились благотворительные учреждения: богадельни, больницы, приюты. В 1898 году Александр Александрович составил проект ночлежного дома купца Кириллова (ныне улица Пионерская, 84) (рис. 18, 19).

После ухода А.А. Щербачёва с государственной службы основной темой его работ стал частный особняк, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера. Наш город до сих пор украшают неповторимые по своему облику «щербачёвские» особняки: Бема (улица Куйбышева, 85), Белоусова (улица Куйбышева, 72), Шихобалова (улица Венцека, 55), Клодта (улица Куйбышева, 139), Наумова (улица Куйбышева, 151) (рис. 20-23).

Наиболее примечательным в этом плане считается особняк Александра Николаевича Наумова (1868-1950), Почётного гражданина Самары, губернского предводителя дворянства, члена Государственного Совета (рис. 24). Особняк был построен в 1899-1905 годах в стиле псевдоренессанс. Он сразу стал украшением города, местной достопримечательностью, которым любовались пассажиры с проходивших по Волге пароходов. А городские извозчики подвозили к дому заезжую публику, показывали его, как свою городскую гордость, выпрашивая у своих седоков дополнительные чаевые.

В Центральном государственном архиве Самарской области сохранился проект этого здания, а воспоминания его владельца дают нам уникальную возможность ознакомиться с уже утраченными интерьерами особняка. «Как описать ту красоту линий, всю гармоничность пропорций, которые выявил на деле с огромным художественным чутьём талантливый архитектор - милейший мой друг Александр Александрович Щербачёв!» - писал А.Н. Наумов. «Главный секрет заключался в том, что, вопреки всяческим запугиваниям и отговариваниям, весь передний фасад дома был выложен из жигулёвского камня, некоторые же части его, как, например, колоннады на парадном подъезде, высекались из цельных колоссальных глыб. Из того же камня, из которого сложен весь фасад, я велел сделать большой, в рост человека, камин для своего кабинета, отшлифовав его так же, как обычно это делалось для выделки мрамора. Получилось нечто исключительно красивое и импозантное, напоминавшее ценнейший материал далёкой Италии» (рис. 25).

Особняк соответствовал всем необходимым требованиям, чтобы использовать его для официальных приёмов. В передней части дома располагались парадные помещения для больших торжеств и балов (гостиные, танцевальный зал, будуар, столовая), а личные покои хозяев находились в дворовой части здания. В подвальном этаже были устроены подсобные помещения: кухня, кладовые, винные погреба, швейцарская и комнаты для прислуги.

Необходимо отметить, что А.А. Щербачёв не только составлял проекты, но и с большой требовательностью относился к выполнению строительных работ, сам осуществлял авторский надзор, добивался точного исполнения задуманного проекта. Так, под его руководством в 1906 году был построен самарский костёл на улице Саратовской (ныне улица Фрунзе, 157) (рис. 26).

А.А. Щербачёв был известен и как автор проектов промышленных сооружений, банков и учебных заведений. В 1898 году он спроектировал кузницу для Жигулёвского пивоваренного завода, в 1902 году - мельницу для купцов Стройкова и Якимовых, в 1897-1902 годах - здание Государственного банка (улица Куйбышева, 112), в 1898 году здание мужской гимназии (улица Галактионовская, 141), в 1910 году – здание второй женской гимназии (улица Молодогвардейская, 169) (рис. 27-31).

Последней его работой стал комплекс зданий духовного училища на улице Молодогвардейской. Александр Александрович Щербачёв умер 10 апреля 1912 года и был похоронен на кладбище Иверского женского монастыря. В наследство от него осталось более тридцати разнообразных зданий, прекрасных образцов градостроительных шедевров дореволюционной Самары, до сих пор украшают наш город (рис. 32).

Алексей Шакиров.

По материалам сайта http://staraysamara.ru/232-samarskij-arkhitektor-aleksandr-aleksandrovich-shcherbachjov

 

 

 

Здания, построенные по проектам А.А. Щербачёвым в Самаре (по данным Википедии)

1890 — Часовня Святителя Алексия, митрополита Московского. Русский стиль. Самара, пересечение набережной реки Волги и улицы Воскресенской (ныне — ул. Пионерской).

1890-е — Дом М.В. Каргиной. Здание выложено из красного кирпича в русском стиле. В нём размещались гостиница Щадриной, меблированные номера М.А. Чаковского. Самара, ул. Молодогвардейская, 59.

1893 — Дом Д.Е. Челышева Русский стиль. Самара, ул. Фрунзе (в то время — ул. Саратовская), 56.

1898 — Дом Белоусова. Мавританский стиль. Самара, ул. Куйбышева, 72 (искон. ул. Дворянская, 112).

1898 — Дом И.А. Клодта. Архитектура особняка эклектична. Самара, ул. Куйбышева, 139.

1898 — Здание Самарской биржи. Русский классицизм. Самара, ул. Степана Разина, 3а.

1898 — Приход во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Русский стиль. Самара, ул. Чапаевская, 136.

1898 — Кирилловский ночлежный дом. Самара, ул. Пионерская, 84.

1899 — Доходный дом Д.Е. Челышева. Русский стиль. Самара, ул. Красноармейская, 60 (искон. ул. Алексеевская, 58, 60, 62).

1900 — Дом Торгово-промышленного банка. Стиль Генриха IV. Самара, ул. Куйбышева, 55.

1902 — Дом дворянина Ю.И. Поплавского. Классицизм. Самара, ул. Фрунзе, 171.

1902—1906 — Римско-католический храм. Неоготика. Самара, ул. Фрунзе, 157.

1907 — Дом Е.О. Юрина. Реконструкция трёх ранее стоящих на этом месте домов (ул. Дворянская, 115 и 117 принадлежали Юрину, 119 — Головкину). Самара, ул. Куйбышева, 103.

1907—1908 — Дом А.Н. Наумова. Итальянский ренессанс. Самара, ул. Куйбышева, 151 (искон. ул. Дворянская, 159).

1908 — Шихобаловская больница. Немецкий модерн. Самара, ул. Ленинская, 75.

1910 — Дом Е.Ф. Бема. Ампир. Самара, ул. Куйбышева, 85.

1909—1913 — Особняк В.М. Сурошникова, строительство по проекту Ф. О. Шехтеля. Самара, Пионерская улица, 22.

1912 — Духовное училище. Византийский стиль. Самара, ул. Молодогвардейская, 151.

Дом П.Я. Орлова. Самара, ул. Садовая, 172.

Дом Д.В. Кириллова. Самара, ул. Ярмарочная, 27.

Дом М.Д. Маштакова. Деревянный, ныне полуразрушенный дом с декоративными шатровыми башенками. Самара, ул. Самарская, 207.

Дом О.И. Серебренниковой. Мавританский стиль. Самара, ул. Степана Разина, 41.

Дом П.И. Шихобалова. Модерн. Дом с атлантами. Самара, ул. Венцека, 55 (искон. ул. Заводская).

Дом Э.Г. Эрна. Самара, ул. Чапаевская, 165.

Дом Л.С. Аржанова. Самара, ул. Алексея Толстого, 6.

Дом Н.Г. Неклютина. Самара, ул. Венцека, 48.

Дом А.А. Савельева. Самара, ул. Фрунзе, 113.

Деревянный дом с башенками. Самара, ул. Фрунзе, 181, площадь Чапаева.

Пожарная каланча. Самара, Хлебная площадь.

Приход во имя апостолов Петра и Павла. Русский стиль. Самара, ул. Буянова, 135А.

Школа. Самара, угол улиц Шостаковича, 4 и Чапаевской, 186.

Торговые ряды на улице Панской. Самара, ул. Ленинградская, 71 (прежнее название улицы — Панская).

Постройки Николаевского мужского монастыря. До наших дней сохранились лишь ворота. Самара, ул. Осипенко (рис. 33-48).

 

 

Стадников В., Фёдоров О. 81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре / Samara. Guide to Modern. М.: Жираф, 2006.

 

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Архитектура города Куйбышева и области. Под ред. Каневского и др. Куйбышев: ОГИЗ, 1947.

Баклыков Г. Архитекторы. – «Волга», 1957, № 15.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Зубова О.В., Мельникова Н.В.. Радченко О.Н., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни Самарского края. Самара, 2001. 264 с.

Казарин В.Н. Возрождённые имена. Самара, изд-во «Книга», 2004. 240 с.

Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. Самара. Изд. Дом «Агни», 2006. 336 с.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Мельникова Н.В. 1990. Архитектор Александр Александрович Щербачёв (1858-1912). – В сб. «Самарский краевед». Историко-краеведческий сборник. (Сост. А.Н. Завальный). Куйбышев. Кн. изд-во, стр. 227-241.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Самарское купечество: вехи истории [Е.П. Баринова, К.М. Макитрин, Н.Ф. Тагирова и др.]. Под общ. Ред. Е.П. Бариновой. 2-е изд. Самара, изд-во «Самарский университет», 2008. 270 с.

Сапожникова И.В. Архитектурная энциклопедия губернского города Самара. Самара. Издательский дом «Агни». 2008. 272 с., илл.

Сапожникова И.В. Архитектура Самарской губернии. 160 творческих лет – взгляд сквозь года. Самара, 2012. 160 с.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Создавшие облик Самары [Архитекторы Щербачёвы]. (Сост. И.В. Крамарева, Е.В. Степочкина). Самара: СОИКМ, 2005.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу