При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Цареградский Валентин Александрович

Он был одним из первопроходцев советского времени, изучавшим неизведанные ранее залежи полезных ископаемых восточных районов СССР, в том числе Дальнего Востока, Сибири, Казахстана. Экспедициями под его руководством были открыты крупнейшие месторождения золота, олова, урановых руд, многих редких металлов, близ которых затем были построены новые рудники и целые города. А для жителей нашего региона при этом будет приятно узнать, что Валентин Александрович Цареградский был уроженцем Самарской губернии, и именно здесь он получил своё первое образование (рис. 1).

Начало

Он родился 11 (по новому стилю 24) июля 1902 года в селе Никольское Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Мелекесский район Ульяновской области), в семье потомственных педагогов. Воспитывался у бабушки с дедушкой в Никольском, здесь же окончил начальную земскую школу (рис. 2, 3).

С 1912 по 1919 годы получал среднее образование, обучаясь в бывшем реальном училище, а после 1917 года – в единой трудовой школе второй ступени в городе Ставрополе на Волге (с 1964 года - Тольятти). В 1920 году окончили Самарский высший электротехнический строительный техникум.

В том же году, на отлично сдав экзамены, Цареградский поступил в Петроградский горный институт на геологоразведочный факультет (рис. 4). После окончания института в 1928 году, получив диплом горного инженера, Цареградский принял участие в Первой геологоразведочной экспедиции на Колыму, организованной совместно трестом «Союззолото» и Академией наук СССР. Возглавлял экспедицию его однокашник - Юрий Александрович Билибин (рис. 5). С этого времени жизнь Цареградского на многие годы была неразрывно связана с Колымским краем.

В июле 1928 года экспедиция высадилась недалеко от поселка Ола, в устье реки Магаданки, где геологи разбили базу. Со временем на этом месте вырос город Магадан. В январе 1929 года экспедиция перебазировалась в долину реки Среднекан и обнаружила здесь несколько крупных золотых россыпей. Последующие экспедиции 1930-1938 годов (вторая Колымская, Верхнеколымская и Индигирская), которыми уже руководил сам Цареградский, подтвердили возможность и необходимость промышленного освоения огромной территории. В это время здесь были открыты многие месторождения золота, олова, редких металлов. В 1936-1937 годах Цареградский стал руководителем группы по обработке материалов, которая входила в структуру знаменитого треста Дальстрой.

 

Как начинался Магадан

Это трест назывался так в момент его создания в 1931 году, а впоследствии он неоднократно переименовывался, и в итоге через несколько лет получил название Главного управления строительства на Дальнем Севере НКВД СССР. Как видно из его называния, основной рабочей силой этой организации были заключённые ГУЛАГа, которых использовали в целях освоения малонаселенных северо-восточных районов СССР. Первый этап с осуждёнными (100 человек) вместе с вольнонаемными работниками треста прибыл в строящийся поселок Магадан в феврале 1932 года. В конце того же года здесь было уже более 9 тысяч заключенных, которые первое время в основном использовались на строительстве Колымской трассы и самого Магадана, где впоследствии и обосновалась штаб-квартира Дальстроя (рис. 6-8).

Основной задачей этой организации было получение в кратчайшие сроки максимального количества золота из здешних приисков, разведка и добыча других стратегически важных полезных ископаемых, общие работы по освоению необжитых территорий Дальнего Востока. Одним из самых трудных направлений деятельности управления стало создание в этом громадном регионе транспортной сети, для чего на базе ранее образованного в составе Дальлага дорожного отдела в 1937 году был создан Исправительно-трудовой лагерь шоссейно-дорожного строительства (сокращенно Шосдорлаг). Его управление находилось в Хабаровске, и первоначально Шосдорлаг подчинялся непосредственно ГУЛАГу, но в 1938 году он был переведен в структуру ГУШОСДОРа НКВД СССР. В это время число заключенных в его лагерных пунктах достигало 40 тысяч человек.

Первоначальные планы треста Дальстрой, а затем и Шосдорлага были поистине грандиозными. Они включали в себе прокладку автомобильной трассы от станции Большой Невер на Транссибе до Якутска общей протяженностью 1162 км (впоследствии – Амуро-Якутская магистраль - АЯМ, а ныне Федеральная автомобильная дорога «Лена»). От Якутска трасса затем поворачивала к Магадану (ныне она называется «Колыма» и имеет протяженность 2032 км). Кроме того, от Магадана предполагалось проложить еще одну трассу в северном направлении - к устью реки Колымы, где в это время были разведаны богатейшие месторождения золота (протяженность - не менее 1600 км).

Теперь мы знаем, что эти благие намерения дорожников удалось осуществить лишь примерно на одну треть, да и то не на всех участках. Хотя прокладка Амуро-Якутской магистрали началась в 1924 году, еще до образования ГУЛАГа, за семь лет строители от Транссиба смогли добраться только до золотых приисков в районе поселка Алдан (683 км). К 1933 году дорога дошла до Томмота (еще 80 км), где строительство фактически было законсервировано. Рабочую силу тогда перебросили на трассу «Колыма», а брошенный в 30-х годах участок дороги от Томмота до Якутска в строй вошел только в 1962 году.

Что касается трассы «Колыма», то летом 1932 года заключенными были введены в эксплуатацию первые 30 км летней дороги и 90 км зимника. В 1935 году в эксплуатацию сдали участок от Магадана до поселка Атка (208 км), а к началу войны – участок Магадан — Аркагала (739 км). Оставшийся до Якутска почти 1000-километровый отрезок дороги с перерывами строился еще более 15 лет.

В 1933 году непосредственно на строительстве колымской трассы работало 11 тысяч лагерников, в 1934 году — 19 тысяч (40% всех работающих в Дальстрое). В послевоенные годы число заключенных на этих участках в разные годы оставалось примерно на том же уровне (от 15 до 20 тысяч человек) (рис. 9).

Впрочем, несмотря на каторжный труд множества узников сталинского режима, трассы «Лена» и «Колыма» дорогами в современном понимании даже сейчас назвать можно лишь с большой натяжкой. По сей день асфальт здесь покрывает не более половины их общей протяженности, а на прочих участках обе дороги являются проезжими лишь для тяжелых грузовиков и вездеходов, особенно в период распутицы.

Что же касается прокладки дороги от Магадана к верховьям реки Колымы, то этим планам и вовсе не суждено было сбыться. И во времена ГУЛАГа, и сейчас основными видами транспорта здесь по-прежнему остаются только водные и воздушные суда.

 

Атомный проект

Что касается В.А. Цареградского, то он в 1938 году был назначен начальником отдела в геологоразведочном управлении, а с ноября 1940 года стал начальником Геологоразведывательного управления Дальстроя, и затем руководил этой структурой почти 15 лет. За этот период была сформирована большая разветвленная геологическая служба, ведущая сложные исследования в бассейнах Колымы, Яны, Индигирки, Лены, на территории Чукотки. Одновременно создавались специальные научно-исследовательские отделы и лаборатории, послужившие фундаментами для будущих научно-исследовательских институтов.

В 1943 году В.А. Цареградский получил особое задание, которое заключалось в поисках на Дальнем Востоке месторождений урановых руд, причем в кратчайшие сроки. Конечно же, он тогда ничего не знал о совершенно секретном распоряжении ГКО СССР от 11 февраля 1943 года о создании Лаборатории № 2 Академии Наук СССР под руководством Курчатова. Для успешного проведения этих работ был остро необходим редкий и мало кому в то время известный металл уран, все известные месторождения которого тогда находились за границей Советского Союза. Что такое атомная бомба, в середине 40-х годов знали только учёные-теоретики, но колымские зеки под руководством В.А. Цареградского уже искали на Колыме урановую руду, которая впоследствии сыграла ключевую роль в реализации советского атомного проекта.

Самым лучшим было признано сырьё из месторождения «Бутугычаг» (впоследствии - Тенькинский район Магаданской области), где для земляных и горных работ было собрано около 60 тысяч заключенных. Местные кочевые племена оленеводов с давних времен называли затерянную в тундре долину этим словом, которое в переводе означает «Долина Смерти». А когда сюда впервые добрались геологоразведочные партии, их неприятно поразил вид этой местности, усеянной человеческими и оленьими черепами и костями. Но именно в таких точках ученые обнаружили урановую руду необычного голубого цвета с самой большой концентрацией металла. Наличие высокого радиоактивного фона в долине подтвердилось и тем фактом, что у многих грузовых оленей геологической партии вскоре обнаружилась загадочная болезнь, первым симптомом которой была потеря меха на ногах. Затем олени отказывались ходить, после чего ложились на землю и быстро умирали (рис. 10-12).

Именно в этих местах в конце 1945 года началось строительство одного из самых крупных по численности отделений Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря (СВИТЛ), входящего в структуру «Дальстроя». Урансодержащую руду из Бутугычага под усиленной охраной в мешках доставляли в Магадан. В порту ее грузили на подводную лодку, которая через Татарский пролив шла во Владивосток, где стратегическое сырье переносили в самолет и доставляли в Москву, а затем - на сверхсекретный обогатительный завод № 12 в городе Электросталь.

Все это происходило в 1943 году. А 20 января 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому группе работников Дальстроя, в том числе и начальнику Геологоразведывательного управления этого треста Валентину Александровичу Цареградскому, с формулировкой «За особые заслуги в деле промышленного освоения Дальнего Севера и обеспечение в трудных условиях военного времени успешного выполнения планов добычи редких и цветных металлов» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот». В том же году он стал также и лауреатом Сталинской премии.

 

Послевоенное время

Организаторская работа не отдалила В.А. Цареградского от непосредственной геологической и научной деятельности. Совместно с академиком С.С. Смирновым он написал большой труд «Северо-восток Азии, его металлогения и оловоносность». Ему также принадлежат и многие другие работы по вопросам геологии, палеонтологии, влияния космического пространства на геологию Земли.

В 1945 году коллективом геологов геологоразведочного управления «Дальстроя» под редакцией В.А. Цареградского были составлены первые обзорные геологические карты Северо-Востока СССР. Они позволили целенаправленнее организовать геологопоисковые работы, и в конечном итоге привели к открытию многих месторождений разнообразных полезных ископаемых советского Дальнего Востока.

В январе 1948 года В.А. Цареградский, оставаясь начальником Геологоразведочного управления, одновременно был назначен заместителем начальника Дальстроя МВД СССР по геологоразведке. В 1953 году Дальстрой передали из системы МВД СССР в Министерство металлургической промышленности СССР.

В 1954 году В.А. Цареградский по максимальной выслуге лет в условиях Крайнего Севера вышел на пенсию в звании генерал-майора технической службы. Он занимался научной и преподавательской работой, а в 1961 году вернулся к практической работе, получив назначение в одну из геолого-разведывательных партий в Казахстане. За 10 с лишним лет он сумел собрать для диссертации на соискание степени кандидата геолого-минералогических наук по теме «Закономерности изменения геофизических характеристик интрузивных пород Восточного Казахстана в зависимости от глубинных геологических условий», которую он успешно защитил в 1972 году (рис. 13, 14).

Кроме звания Героя Социалистического Труда, за свою работу на благо Родины В.А. Цареградский был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, многими медалями. В 1969 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Магадана, а в 1987 году - звание «Почетный разведчик недр СССР» (рис. 15-17).

Валентин Александрович Цареградский скончался 5 августа 1990 года в Москве, и был похоронен на Химкинском кладбище.

Его именем назван ледник в Мамском районе Якутии и один из видов класса моллюсков. В 1978 году, в честь 50-летия Первой колымской экспедиции на Ольском побережье, на месте высадки ее участников, установили стелу, на которой в числе других первопроходцев было высечено также и имя Валентина Александровича Цареградского.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Герои труда военных лет 1941—1945. М.: 2001.

МВД России. Энциклопедия. Под редакцией В.Ф. Некрасова. М.: Объединенная редакция МВД России, Издательский дом «Олма-пресс», 2002.

Смирнов С.С., Цареградский В.А. Металлогения Северо-Востока Азии. - Международный геологический конгресс. 17 сессия. СССР. 1937: Тез. докладов. М.; Л.: ОНТИ, Гл. ред. горно-топл. и геол.-развед. лит., 1937. С. 208-209.

Смирнов С.С., Цареградский В.А. Северо-Восток, его металлогения и оловоносность. - Известия АН СССР. Серия геол. 1937. № 5. С. 863-892.

Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953. — под редакцией академика А. Н. Яковлева. М: Международный фонд «Демократия», издательство «Материк», 2005.

Уразаев Б.М., Цареградский В.А. Проблемы изучения магнитных свойств разновозрастных интрузивов Казахстана. - Вестник АН КазССР. 1972. № 2. С. 27-36.

Цареградский В.А. Остатки мозазавров из Саратовской губ. в Уральской области. - Изв. Геол. ком. 1926. Т. 45. № 5. С. 563-571 : табл.

Цареградский В.А., Билибин Ю.А. Краткая характеристика золото-мышьяковых рудных месторождений Утинки, Оротукана и Среднекана. Ягодинская комплексная геологическая экспедиция, 1932. 20 с.

Цареградский В.А. Детальное описание мозазавра Dollosaurus lutugini (Yakovlev, 1901). - Ежегодник Русского палеонтологического общества (1931-1933). 1935. Т. 10. С. 49-54.

Цареградский В.А. Закономерности изменения геофизических характеристик интрузивных пород Восточного Казахстана в зависимости от глубинных геологических условий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Алма-Ата: Казахский политехнический ин-т им. В. И. Ленина, 1972. 20 с.

Цареградский В.А. Незабываемые годы. Из воспоминаний. Магадан: Магаданск. кн. изд-во. 1978.

Цареградский В.А. Дорога к золоту. Колыма. 1978. № 7/8. С. 21-25.

Цареградский В.А. По экрану памяти: Воспоминания о Второй Колымской экспедиции 1930-1931 гг.: В 2 книгах. Магадан: Магаданск. кн. изд-во: Кн. 1. 1980. 168 с.; Кн. 2. 1987. 190 с.


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу