При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Силин Александр Филиппович

В августе 1921 года под станцией Погромное в бою с бандитами погиб руководитель транспортной ЧК Александр Силин. Выехавшие из Самары на его поиски сотрудники транспортной ЧК Пётр Алексин, Василий Волков и Иван Илясов ночью тайно откопали из могилы останки боевого товарища и привезли в Самару. Погибшего героя хоронил весь город. Трудящиеся явились на траурный митинг со знамёнами и плакатами. Похоронили Силина в городском сквере на Театральной площади (ныне площадь имени В.И. Чапаева) (рис. 1).

Чем же чекист заслужил такие почести, которые посмертно оказал ему народ Самары?

…Он родился в 1885 году в городе Великие Луки Псковской губернии, в семье ремесленника. Трудовая деятельность Александра началась с 14 лет, когда он пошел работать учеником в жестяную мастерскую. Позже он 19-летним парнем поступил слесарем в паровозное депо железнодорожных мастерских. Здесь и началось его участие в революционном движении.

В то декабрьское утро бурного 1905 года резкие удары по подвешенной буферной тарелке возвестили о начале забастовки в Великолукских железнодорожных мастерских. Не обращая внимания на угрозы мастера, молодой жестянщик Силин продолжал бить длинным болтом по тарелке и призывал:

— Кончай работу! Довольно гнуть спину!

Рабочие стекались на митинг в паровозный цех. Собрались все, за исключением кучки черносотенцев из «Союза Михаила Архангела» во главе с Комисаренко. Эти сгрудились в сторонке, и из-под козырьков картузов зло посматривали на рабочих, обмениваясь репликами.

Верстак в просторном цехе стал трибуной. Перебивая друг друга, выступали рабочие Беляев, Уколов, Тимошенко и другие. Силин протиснулся вплотную к верстаку, но выступить пока не решался, ему казалось, что речи старших товарищей были убедительней, чем слова, которые мог бы сказать он.

Шли дни забастовки, и робость у парня прошла. Ветераны одобрительно кивали, слушая его зажигательные выступления на митингах. В итоге рабочие тогда одержали победу: их требования о сокращении рабочего дня и повышении зарплаты были удовлетворены администрацией, отменены штрафы, налагаемые мастерами за каждую провинность, а иногда и просто так, по настроению, за косой взгляд. Александр в эти дни не знал покоя. В обеденные перерывы бегал по митингам, которые возникали в цехах, а поздними вечерами после работы шёл к друзьям. Собирались у кого-либо на квартире, обсуждали неотложные дела, спорили.

Но вскоре власти перешли в наступление, отменив всё завоёванное рабочими. Начались аресты. Силина в числе других из мастерской уволили, а в жандармском управлении на него, как на неблагонадёжного, завели уголовное дело. Ему пришлось прятаться. Революционеры собирались тайно, но однажды к ним на квартиру нагрянули жандармы. Была стрельба, Силину еле удалось уйти, но он был ранен полицейской пулей. Знакомая девушка Мария прятала беглеца в бане и несколько дней ухаживала за ним, носила ему еду.

Прошло некоторое время, опасность ареста как будто миновала, и появилась возможность работать. На железную дорогу никого из забастовщиков не принимали. Силин в жандармерии значился как бунтовщик, выступавший на митингах, хотя материалов, достаточных для заключения его в тюрьму, собрать, видимо, не сумели.

Александр вынужден был наняться жестянщиком к частным подрядчикам. Однако от железнодорожников он не отрывался, продолжал участвовать в подпольных делах большевистских кружков узла. Вот почему, когда уже после революции, в июне 1919 года, Силин прибыл в Великие Луки уже как председатель военно-революционного комитета дороги для пресечения действий чиновников-саботажников и их прихвостней, угрожавших остановить движение поездов, многие кадровые рабочие признали своего «Саньку», поддержали его.

В 1911 году Силин переехал в Москву вместе с Марией, ставшей его женой. Работал слесарем на железной дороге. В квартире Силиных нередко собирались рабочие. Приходили по одному. В ожидании других пришедшие садились за стол, начиналась игра в «подкидного» и в «свои козыри», а затем с розданными картами на столе — чтение запрещённой литературы.

В октябре 1917 года Силин был в числе первых, поднявшихся на борьбу. С оружием в руках он участвовал в захвате власти большевиками в Москве. Тогда же его назначили председателем военно-революционного комитета Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги. В день 23 февраля 1918 года, который сегодня принято считать днем создания Красной Армии, Александр Филиппович получил мандат члена боевого центра, в котором значилось:

«Силин А.Ф. является членом боевого центра дороги по борьбе с наступлением немцев с неограниченными полномочиями по принятию необходимых мер».

Из воспоминаний Михаила Ивановича Скорнякова, бывшего рабочего Великолукского паровозовагоноремонтного завода:

«В феврале 1918 года, будучи демобилизованным из старой армии, я вернулся в Великие Луки. Как-то летом приехал туда Александр Филиппович. До этого я с ним не встречался, но был немало наслышан о «Саньке-безбожнике» и «Саше-забастовщике». После того, как мы познакомились поближе, Силин предложил мне поехать работать к нему в Москву — он тогда был начальником охраны дороги.

Семья Александра Филипповича жила в Марьиной роще, в 1-м проезде, в ветхом деревянном домишке. Несмотря на тесноту (они занимали квартиру, состоявшую из комнаты и кухни), меня он оставил у себя.

Работали днём и вечером, нередко всю ночь. После рабочего дня, быстро пообедав дома, Силин опять спешил в управление. Иногда выпадало свободное время, и тогда он предлагал мне побродить по Москве, которую я знал мало. Трамваи не ходили, и мы шли пешком. Москва бурлила. Стихийно возникали митинги. Около них Александр Филиппович обязательно останавливался, прислушивался, а иногда говорил: «А ну-ка дайте мне слово». И вскоре все слушали его простую, но страстную речь».

В 1919 году Силин был назначен руководителем политотдела дороги, боролся с саботажниками из числа чиновников-железнодорожников, мобилизовал людей на восстановление транспорта. В это время топливный кризис в стране принял угрожающий характер. Вывоз топлива советом обороны был приравнен к выполнению военно-оперативных заданий. По постановлению Совета Народных Комиссаров А.Ф. Силина в начале 1920 года направили на этот ответственный участок работы.

28 апреля 1920 года В.И. Ленин подписал мандат, согласно которому А.Ф. Силин назначался особо уполномоченным Совета Труда и Обороны «для руководства всеми операциями по экстренной вывозке дров из района Самаро-Златоустовской железной дороги». Почти одновременно с этим председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский назначил А.Ф. Силина начальником дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии (ДТЧК) трёх железных дорог: Самаро-Златоустовской, Троицкой и Волго-Бугульминской. Уже 10 мая 1920 года Силин приехал в Самару и приступил к работе. Но в должности председателя ДТЧК он проработал всего 15 месяцев…

Где бы ни работал Силин, он лично брался за самое трудное, самое опасное. К моменту его приезда в наш город работа транспортной ЧК была не на высоте. Под руководством Силина и при его участии были раскрыты и обезврежены многие бандитские и воровские шайки, крупные спекулянты и ярые антисоветчики. Наиболее серьезными были операции транспортной ЧК против банд зелёных, напавших на Златоуст и пытавшихся толкнуть на преступный путь железнодорожников. Смелость, решительность, внезапность действий Силина обеспечивали успех подобных операций. Транспортная ЧК так же успешно боролась с другими врагами республики: ворами, крупными спекулянтами и антисоветскими группами, беспощадно разоблачала саботажников. «Пользуется большим авторитетом у железнодорожников, имеет на них сильное влияние», — так было записано в его партийной характеристике.

Александр Филиппович сделал многое, чтобы улучшить и правильно организовать работу чекистов, очистить ЧК от карьеристов, случайных людей. У Силина в этот период проявились замечательные организаторские способности и качества, необходимые большому руководителю. Он за короткое время разобрался в работе всех подразделений руководимого отдела и периферийных органов, выявлял недостатки и мастерски устранял их. Например, Александра Филипповича возмущало, что на местах порой не было строгого учёта дел, и нельзя было сразу узнать, за кем из сотрудников числится тот или иной арестованный, кто ответствен за ведение дела. Порой не было должного порядка в обращении с деловыми бумагами, подчас очень важными, что провоцировало безответственность и оставляло возможность для злоупотреблений.

Сотрудники работали напряженно и с большой нагрузкой. За четыре месяца с начала работы Силина в отделе возникло более 1200 дел, и только правильно поставленный учёт мог обеспечить наблюдение за их прохождением, избегать волокиты и нарушений законности. Вчерашний слесарь, затем боевой командир в годы революции стал умелым руководителем сложного аппарата.

Силин понимал, что борьба с врагами молодой Республики Советов — это не только операции с маузером в руках. Он много сделал, чтобы организовать и наладить кропотливую планомерную работу по выявлению и разоблачению скрытых врагов — наймитов российской и иностранной буржуазии. Силин занимался разработкой служебных инструкций по чекистской работе и настойчиво добивался внедрения их на практике, старался быть деловым и принципиальным во взаимоотношениях с руководством дорог. Тем же большим начальникам, кто пытался ему препятствовать, Силин заявлял: «Я должен работать в контакте с вами, но как чекист и коммунист от контакта в личных целях отказываюсь, если надо будет — пойду против всей Самары».

Стремительный, вечно занятый делами, участник всех серьёзных операций, он был исключительно скромен в личной жизни. Несмотря на высокий пост, большие полномочия и широкие возможности, Силин при жизни даже не успел получить квартиру и жил с семьей в комнате при отделе. Заявление чекиста на нормальное жильё осело где-то в кабинетах волокитчиков, а других путей для получения квартиры он не искал. Квартиру предоставили его семье уже после гибели Александра Филипповича.

Гражданская война заканчивалась, но по просторам Поволжья всё ещё рыскали недобитые банды. Они врывались в села, убивали коммунистов, отбирали у крестьян хлеб, терроризировали население.

Бандит Серов для привлечения на свою сторону крестьян всячески пропагандировал эсеровскую программу и лозунги. При своем штабе он создал «политический отдел», и даже «реввоенсовет» и «следственную комиссию», состоявшие из отъявленных головорезов. Часть награбленного хлеба главарь раздавал голодающим, обещал им райскую жизнь, и затем уводил обманутых мужиков в другие села для новых погромов и грабежей.

Главарь другой банды Сарафанкин одно время примыкал к Серову, и даже был у него членом «реввоенсовета», но лотом, вкусив власти, стал орудовать самостоятельно. Особенно ощутимый урон от бандитских налетов несли станции Самаро-Златоустовской и Ташкентской железных дорог, важных транспортных магистралей, соединяющих столицу с Сибирью, Уралом и Средней Азией. Обнаглевшие бандиты появлялись даже в районе Падовки, под самой Самарой, а также неоднократно совершали набеги на села в районе Большой Глушицы и Большой Черниговки.

В июне 1921 года около разъезда № 9, повредив полотно железной дороги, бандиты устроили крушение поезда и захватили ценные грузы. Отягощенные добычей мародёры ушли в степные районы Оренбуржья. Затем в начале августа налётчики в красных шароварах появились в Бузулукском уезде. В селе Александровском они напали на сельскохозяйственную школу. Небольшой отряд коммунистов, находившийся в ней, оказал банде отчаянное сопротивление, однако в неравном бою все двадцать активистов были перебиты. Преступники забрали отсюда племенной скот и 500 пудов хлеба.

Надо было обезвредить банду как можно быстрее, не допустить перерыва в движении поездов. По тревоге, поднятой начальником транспортной ЧК Силиным, из войск ЧК создали отряд. Возглавили его председатель губернской ЧК Бирн, командир батальона Шугар и сам Силин. Когда поезд подошел к станции Погромное, бандиты были от неё примерно в 15 километрах. Чекисты спешили. До этого им сообщили о подготовке бандитов к новому набегу, и тогда для переброски красноармейцев на станцию решили использовать единственный имевшийся грузовик.

Силин выехал сюда с первой группой. Надо было разведать обстановку, продумать план операции, подготовиться. Силин никогда не думал о личной безопасности и находился в самой гуще сложных событий. За это его особенно уважали друзья и сотрудники.

Грузовик сделал два рейса. Возвращения его из третьего Александр Филиппович так и не дождался. Как оказалось, машина встала из-за проколотой шины. В это время бандитский лазутчик заметил переброшенную к селу группу красноармейцев и доложил главарю:

— Чекисты за околицей!

Главарь как раз проводил смотр своего войска перед новым рейдом. Бандиты были хорошо вооружены. У каждого сытый, отдохнувший конь, большие запасы патронов, бомбы, наганы, карабины. Атаман тут же, прямо с построения, бросил все эскадроны на кучку красноармейцев. Однако смять их с ходу не удалось. Молодые бойцы дрались отчаянно, отбили четыре атаки. Был убит командир роты Кузнецов. Тогда руководство боем взял на себя Александр Силин.

Неравная схватка длилась весь день. У чекистов кончились патроны, завязался рукопашный бой. Почти весь отряд погиб. Под вечер бандитская пуля оборвала и жизнь Силина. Удалось спасись только нескольким красноармейцам, которые и сообщили о гибели Силина.

В 4 часа 50 минут утра 11 августа дежурного Самарской транспортной ЧК пригласили на железнодорожный телеграф к аппарату. Из Бузулука вызывал уполномоченный Сухов, передавший срочное сообщение:

«На станцию Погромная вернулось несколько раненых красноармейцев, бывших в бою в составе отряда губчека. Им удалось спастись. Отряд дрался до последнего патрона. Бандой руководит Сарафанкин. У него в наличии две с половиной сотни конников, пулемёты. В составе банды — доктор-англичанин. Руководитель отряда Силин убит, труп среди убитых не опознан».

Из воспоминаний Петра Ивановича Алексина:

«В то время я работал комендантом транспортной ЧК. Все наиболее опасные и сложные операции Силин возглавлял сам и непременно брал с собой меня, но в тот раз, когда поступило сообщение о намерении банды, я был на выполнении другого задания, и к отходу поезда вернуться не успел. На другое утро получили телеграмму о гибели Силина. Меня и сотрудников Волкова Василия, Илясова Ивана послали на его поиски.

К месту боя пошли ночью. С собой взяли местного мужика, очевидца событий. Банда, довольная победой, гуляла в селе, но их верховые патрули не раз появлялись на дорогах. Разрыли несколько свежих, наскоро закопанных могил. В одной из них лежал боец в красноармейской гимнастерке, голова которого была разрублена шашкой пополам, лицо обезображено. Тело оказалось исколотым штыками, пальцы рук обрублены. Белая рубашка была с манжетами — такие носил Александр Филиппович, а курсанты и красноармейцы носили тогда рубашки с тесемками. В кармане брюк сохранился кисет, вышитый маленькой дочуркой Катюшей. Я обратил внимание на рубцы на руках. Это следы ожогов. Силин по приезде в Самару выписал для отдела мотоцикл и нередко разъезжал на нем по спешным делам. Как-то ночью потребовалось срочно выехать. Мотоцикл не заводился. Силин стал копаться в моторе. В гараже электрического света не было, горела керосиновая лампа. А она неожиданно опрокинулась, загорелись верстак и промасленные полки. При тушении пламени Александр Филиппович получил ожоги. Следы тех ожогов и помогли опознать его изуродованное тело. Потом это подтвердили и задержанные бандиты.

Выбираться из бандитского окружения с телом товарища оказалось сложнее. Подвыпившие всадники стали появляться чаще, к тому же стало светать. Однако мы благополучно добрались до станции».

В тот же день телеграфист в Богатом отстукал:

«Кинель ОДТЧК, Самара ДТЧК. Приготовьтесь к встрече погибшего тов. Силина с поездом № 101. ОДТЧК Дьяков».

Вот что рассказывала Екатерина Александровна Силина, дочь чекиста-героя:

«Мы жили в здании транспортной ЧК на улице Льва Толстого, только вход у нас был отдельный. Папа позвонил домой и сказал, что уезжает, и попросил принести забытые дома табак и трубку. Я обрадовалась встрече с отцом — мы ведь редко с ним виделись. По ночам, когда он приходил на несколько часов домой, я уже спала. Ходить к нему на службу не разрешалось. Зато я до сих пор помню те немногие часы отдыха, которые он целиком отдавал нам, детям. На Новый год сам украшал ёлку, делал красивые игрушки из спичечных коробков. Иногда брал нас с собой на прогулку. Находимся, бывало, по лесу, устанем. Тогда папа разжигал костёр, усаживал нас возле огня, а сам все ходил задумчивый.

— Папа, о чём ты все время думаешь?

— Дела, доченька, дела…

Когда я прибежала на станцию, у платформы уже стояли три теплушки с красноармейцами и один классный вагон. Папа взял кисет, трубку, поцеловал меня. Поезд тронулся. Папа стоял на подножке классного вагона и махал мне рукой. Я тоже замахала обеими руками. А через три дня я с мамой встречала на этой же платформе бронепоезд с останками нашего милого папы…»

Коллектив чекистов тяжело переживал смерть боевого друга и старшего товарища. Их горе разделяли все трудящиеся Самары. В похоронах участвовали несколько тысяч человек.

После похорон чекиста Александра Филипповича Силина самарская газета «Коммуна» писала:

«Погиб на боевом посту революционер, известный не только самарскому пролетариату, но также московскому, петроградскому и других городов. Его знали как беззаветного героя революции. А.Ф. Силин был чужд всяким проявлениям бюрократизма, в нём вечно жил огонёк революционера, и за всякое ответственное и рискованное дело он брался всегда сам, даже в тех случаях, когда его можно было поручить другим».

Позже на окраине села Погромное на месте последнего боя Александра Силина и его товарищей был установлен обелиск.

Решением горисполкома от 18 октября 1979 года бывшая улица Пригородная в Промышленном районе города Куйбышева, на территории Приволжского микрорайона, была переименована в улицу Силина.

И.П. Кинаров, генерал-майор госбезопасности в отставке.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Колесников И.А. Военные действия на территории Самарской губернии. Самара, 1927.

Крепость на Волге. Управлению Федеральной службы безопасности России по Самарской области – 85 лет. Самара, ГУП «Самарабланкиздат», 2003 год, 122 с.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Липатова А.М. Улица Силина. – В кн. «Самарских улиц имена». Самара, 2008, изд-во «Самарский Дом печати», стр. 208-209.

Медведев Е.И. 1974. Гражданская война в Среднем Поволжье (1918-1919 г.г.). Саратов, изд-во Саратовского университета. 352 с.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Писарев В.И., Медведев Е.И., Наякшин К.Я., Каревский Ф.А. Борьба за Советскую власть в Самарской губернии. Куйб кн. изд-во. 1957. 292 с.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край?  Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Управлению ФСБ по Самарской области 95 лет: от ВЧК до ФСБ. Сборник очерков. – «Русское эхо», Самара, 2013 год, 208 с., илл.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.


Просмотров: 59


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара