При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Санфирова Ольга Александровна

Фашисты называли их «ночными ведьмами», утверждали, что эти женщины — бандиты, выпущенные из тюрем. Но кем же они были на самом деле? Одна из них — наша землячка Ольга Санфирова, Лёля, Лейла - так ласково называли её подруги (рис. 1).

Она родилась 2 мая 1917 года в рабочей семье в Самаре. Здесь прошло её детство, здесь она училась в школе до 7 класса. Затем родители переехали в город Коломну Московской области, где Ольга окончила 9 классов и занималась в здешнем аэроклубе. Это было время всеобщего восхищения героизмом лётчиков, романтикой их подвига по спасению челюскинцев. И потому Ольга пошла в авиацию. Однако среднюю школу она заканчивала уже в столице Узбекистана Ташкенте, куда в 1935 году переехала её семья.

Но уже вскоре Ольга поступила в Батайскую авиашколу, которую окончила в 1940 году, потом служила пилотом в Московском отряде специального применения и лётчиком-инструктором в учебной авиаэскадрилье Новосибирского управления.

Когда началась Великая Отечественная война, Санфирова записалась в ряды РККА и вступила в 588-й женский ночной бомбардировочный авиаполк под командованием Евдокии Бершанской (Бочаровой), в котором на вооружении состояли лёгкие самолёты По-2 (ранее У-2). До войны он был учебной машиной, и молодёжь в аэроклубах на нём делала первые шаги в небо. Тогда никто и подумать не мог, что этот биплан уже совсем скоро будет использоваться в военных целях.

Самолет По-2 изготавливался сплошь из фанеры, обтянутой перкалью. Поэтому, если немецким зениткам удавалось поджечь советский биплан, он вместе с экипажем полностью сгорал прямо в воздухе всего за 45 секунд. Поэтому лётчицы на По-2 при вылете на ночное задание не надевали парашюты – в них просто не было смысла. Парашюты для них стали обязательны лишь во второй половине войны. Сколько лётчиц, совсем молоденьких девушек, не вернулись с боевого задания - они сгорали как мотыльки на свечке…

Малая скорость и низкая шумность позволяли использовать По-2 для штурмовок и точечных бомбардировок вражеских позиций. При этом свои боевые вылеты лётчицы совершали, как правило, ночью, так как днём самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника, а также мог быть сбит наземным огнём даже из стрелкового оружия. Для отражения атак вражеской авиации на биплан в кабине штурмана позже стали ставить пулемёты ШКАС, а до этого у него вообще не было никакого оружия - только четыре бомбодержателя под нижними плоскостями, и некоторый боезапас в кабинах.

Писательница Светлана Алексиевич в своей повести «У войны не женское лицо» приводит воспоминания гвардии лейтенанта, штурмана А.С. Поповой: «…Девушки порой делали по 12 вылетов за ночь. Я видела Покрышкина, когда он прилетал из боевого полёта. Это был крепкий мужчина. Ему не 20 лет, как нам. Пока самолёт заправляли, техник успевал снять с него рубашку и выкрутить. С неё текло, как будто он под дождем был. Можете себе представить, что было с нами. Прилетишь - и не можешь даже из кабины выйти, нас вытаскивали. Самолёт после выполнения задания оставался на земле несколько минут, заправился - и снова в воздух. Представьте себе наших девушек-оружейниц. Им надо было за эти несколько минут четыре бомбы подвесить к машине вручную…»

Ольга Санфирова прибыла в полк под командованием Евдокии Бершанской в 1942 году, после падения Ростова, когда фашисты устремились на Северный Кавказ к месторождениям грозненской и бакинской нефти. Полк должен был непрерывными ночными налётами не давать врагу продвигать подкрепления, уничтожать переправы, мосты, громить склады с боеприпасами и горючим, изматывать силы противника. Боевым штурманом Санфировой стала Руфина Гашева. Этот экипаж вскоре стал одним из лучших в части. Когда 46-й авиаполк был преобразован в гвардейский, Ольга стала заместителем командира, а потом и командиром эскадрильи. Вместе со своими боевыми подругами Ольга Санфирова воевала в небе над Кубанью, над Таманским полуостровом.

Экипажу Санфировой-Гашевой не раз приходилось совершать вынужденные посадки на подстреленном самолёте, а потом ночами и пробираться к своим, днём прячась в зарослях. За боевые подвиги, за мужество, за умелое руководство боевой эскадрильей Ольга была удостоена орденов Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского. На её счету было более 800 боевых вылетов.

В 1944 году авиаполк, в составе которого воевала Санфирова, вместе с армиями Белорусских фронтов подошёл к Висле. В это время на территории захваченной Польши фашисты ускоренными темпами строили оборонительные укрепления. В ночь на 13 декабря 1944 года Санфирова и Гашева совершали очередной боевой вылет. Экипаж выполнил поставленную задачу: бомбы легли точно на цель. На обратном пути их самолёт уже приближался к линии фронта, когда начался сильный зенитный обстрел. Один из снарядов попал в бензобак, и По-2 загорелся. Это произошло уже над нашими позициями. Ольга скомандовала: «Прыгаем!» Обе лётчицы вылезли на плоскость, и прыгнули. Они приземлились на нейтральной полосе в 800-х метрах одна другой. Руфина успешно добралась до своих, а вот Ольга, услышав русские голоса, побежала им навстречу, но… наступила на противопехотную мину и погибла на месте. Её похоронили в братской могиле в белорусском городе Гродно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии капитану Санфировой Ольге Александровне было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Постановлением горисполкома от 27 апреля 1965 года бывший 8-й проезд в городе Куйбышеве был переименован в улицу Ольги Санфировой. Ныне она проходит в Октябрьском и Светском районах Самары. А 8 мая 1985 года на пересечении улиц Революционной и Аэродромной, в сквере около Дома молодёжи, была открыта стела — памятник лётчице Ольге Санфировой (архитектор — Ю.И. Мусатов, скульптор — А.С. Головнин). Улица её имени также есть и в белорусском городе Гродно. Бюст О.А. Санфировой установлен и в городе Коломна, а на здании аэроклуба, где она училась — мемориальная доска.

А.М. Липатова (с привлечением материалов Википедии).

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Липатова А.М. Улица Ольги Санфировой. – В кн. «Самарских улиц имена». Самара, 2008, изд-во «Самарский Дом печати», стр. 204-206.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 20


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара