При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Ильюшин Сергей Владимирович

«Задача создания бронированного штурмовика трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело» — писал С.В. Ильюшин в своем письме Сталину. Такая уверенность была основана на реализации его конструкторских идей (рис. 1).

Он родился 18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево (ныне Вологодская область) в семье крестьянина. В 15 лет Сергей ушёл из родной деревни на заработки. Трудился чернорабочим на фабриках, был землекопом на строительстве железной дороги. А в 1910 году он нанялся на работу на Коломяжский ипподром, который как раз приспосабливался под лётное поле. Здесь Ильюшин впервые увидел аэропланы знаменитых русских авиаторов - Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева и других. Позднее Сергей Владимирович вспоминал, что с того времени у него и появилась любовь к авиации.

Осенью 1914 года Ильюшина мобилизовали в армию, а летом 1917 года он сдал экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. В 20-х годах Ильюшин учился в Институте инженеров Красного Воздушного Флота и получил звание инженера-механика. Позже он возглавлял ЦКБ авиазавода имени В.Р. Менжинского, которое в 1935 года преобразовали в Опытное конструкторское бюро, а Сергей Владимирович стал его Главным конструктором.

21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолёта УТ-2, которым управлял сам Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода Иван Васильевич Жуков — получили травмы. По этой причине у Ильюшина на всю дальнейшую жизнь остался шрам на брови. Вскоре после этого случая вышел приказ, запрещавший главным конструкторам летать самостоятельно.

Разработанный в ОКБ Ильюшина штурмовик Ил-2 в годы войны у нас называли «летающим танком», а пилоты люфтваффе из-за его непробиваемости говорили о нём как о «бетонном самолёте» (по-немецки Betonflugzeug). Известно и другое название Ил-2, которое дали ему солдаты вермахта - Schwarzer Tod, в переводе - «чёрная смерть».

Первые серийные Ил-2 были изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18, который в октябре эвакуировался в Куйбышев. Здесь штурмовик выпускался также на заводе № 1 имени И.В. Сталина, а позже его производство было налажено и на авиационном заводе № 30 в Москве. Но из общего количества Ил-2 (36 183 штуки) 74% было произведено именно в Куйбышеве - 26 888 штук. К 1945 году этот штурмовик стал самым массовым боевым самолётом в истории всех войн.

С октября 1941 года по апрель 1942 года ОКБ Ильюшина также находилось в Куйбышеве и дислоцировалось на авиационном заводе № 18 (рис. 2).

По возвращении в Москву ОКБ и опытное производство разместились на территории завода № 240 НКАП.

В дальнейшем конструкторское бюро С.В. Ильюшина разработало и построило тяжелый бомбардировщик Ил-6, с мощными двенадцатицилиндровыми дизельными двигателями и пятью пушками. Дальность его полёта достигала 4 000 км при скорости 465 км/ч.

КБ Ильюшина непрерывно вело работы по созданию штурмовиков нового поколения путём установки на них более мощных двигателей и лучшего вооружения, изменению компоновки самолёта и получения более высоких скоростей и дальностей полёта. Модификациями Ил-2 явились самолёты Ил-8 и Ил-10.

На заключительном этапе войны ОКБ Ильюшина приступило к работам над самолётами-бомбардировщиками с реактивными двигателями. Параллельно с созданием военных самолётов КБ занялось также разработкой гражданских пассажирских машин. Долгое время основным типом самолёта в гражданской и транспортной авиации СССР был ЛИ-2 (вариант американского пассажирского «Дуглас ДС3»). Перед Ильюшиным стояла задача создать самолёт, не только не уступающий иностранным аналогам по летно-техническим характеристикам, но и по экономическим показателям. И в 1946 г. такой самолёт был создан, им стал двухмоторный ИЛ-12. Уже первые рейсы показали его высокую надежность и экономичность. Стоимость одного тонно-километра полета на ИЛ-12 оказалась вдвое ниже, чем на ЛИ-2. ИЛ-12 положил начало созданию современного самолётного парка гражданской авиации СССР.

В 1942 году ему было присвоено воинское звание генерал-майор, а в июле 1944 года – звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.

За свои заслуги С.В. Ильюшин был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941, 1957 и 1974 годы). Ещё он стал единственным в советской истории лауреатом семи Сталинских премий.

Сергей Владимирович Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Асташенков П.Т. Конструктор легендарных ИЛов. М.: Политиздат, 1970. 120 с.

Беляков Б.В. Прифронтовая Безымянка. К 75-летию создания Кировского района города трудовой и боевой славы. Самара, ООО «Книга». 2017. 108 с., илл.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т.1-2. Тип. ГУВД Самарской области. 2000 г.

Ерофеев В.В. Иванов Всеволод Вячеславович. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Новожилов Г.В., Лещинер Д.В., Шейнин В.М. и др. Из истории советской авиации: Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина / Под ред. Г.В. Новожилова. — 2-е изд., доп. М.: Машиностроение, 1990. 381 с.

Пономарёв А.Н. Конструктор С.В. Ильюшин. М.: Воениздат, 1988. 400 с.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Смирнов Г. Рассказы об оружии. М.: Детлит, 1976.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Табачников С.М. Крылья. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1986. 232 с.

Таликов Н.Д. Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник воздушного флота, 2008.

Учёный и конструктор С.В. Ильюшин / Редколлегия: Кутепов А.Я., Макаревский А.И., Минаев А.В., Новожилов Г.В. и др. М., Наука, 1978. 208 с.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.

Чуев Ф И. Ильюшин. М.: Молодая гвардия, 1998. (Жизнь замечательных людей).


Просмотров: 18


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара