При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Земец Виктор Петрович

Он родился 17 апреля 1917 года на железнодорожной станции Купянск Харьковской губернии. Но в раннем детстве мальчик остался без отца, который был паровозным машинистом и погиб в результате несчастного случая). После школы Виктор окончил коммерческо-строительный техникум в Воронеже, а затем некоторое время работал на станции Лев Толстой Московско-Донбасской Железной дороги. В конце 1936 года со специальностью техника-строителя он пришёл на Воронежский авиационный завод № 18 на должность старшего плановика (рис. 1).

Завод выпускал самолёты АнТ-25, но затем начал осваивать производство легендарного штурмовика Ил-2, который впоследствии сыграл выдающуюся роль в истории всего отечественного самолетостроения. В предвоенный период Земец сменил несколько должностей – начальника участка, начальника смены, начальника конструкторско-технологического бюро цеха.

Осенью 1941 года Виктор Петрович вместе с заводом № 18 был эвакуирован в Куйбышев. Всего через месяц после переезда из Воронежа на предприятии уже был выпущен первый самолёт. В эти тяжёлое для страны время Земец стал начальником цеха, потом заместителем главного технолога, заместителем начальника производства. И какой бы пост он ни занимал, Виктор Петрович до конца отдавался работе, не щадил себя.

В 1953 году В.П. Земец окончил Куйбышевский плановый институт. В 1961 году его назначили директором завода № 35 («Авиаагрегат»), но в 1969 году снова вернулся на свое родное предприятие – и тоже в качестве директора (позже - генерального директора). С 1970 года это предприятие стало называться Куйбышевским машиностроительным заводом (рис. 2, 3).

При Земеце на заводе началась реконструкция многих цехов. Был построен и совершенно новый цех — уникальный корпус химфрезерования. Вокруг завода тогда же появился обширный Авиагородок (другое его название - Юнгородок). Благодаря Виктору Петровичу здесь были снесены заводские бараки и построены многоэтажные дома. Строительство велось и в других районах города. Ежегодно возводились тысячи квадратных метров жилья. Много домов строили сами заводчане хозяйственным способом. В Юнгородке также открылись магазины, столовые, кафе, различные бытовые службы. На самом предприятии был создан комплекс лечебно-профилактических учреждений, а радом с заводской проходной выросло здание профилактория. А за городом, в сосновом лесу на берегу Кондурчи завод построил оздоровительный лагерь, а на реке Сок - дом отдыха «Сокольи горы».

Завод организовал большое подсобное хозяйство в селе Молгачи Красноярского района, построил собственную птицефабрику на 600 тонн птичьего мяса в год, свиноферму на 2500 голов и ферму на 300 голов крупного рогатого скота. Была устроена даже пасека на 500 пчелосемей, которая давала 10-12 тонн меда в год. Кроме того, в те же годы на улице Физкультурной был построен Дворец спорта авиационного завода,

Именно при Земеце на завод привезли останки штурмовика Ил-2, сбитого в годы войны в Карелии. Самолёт, поднятый из болота, был отреставрирован, и в день 30-летия Великой Победы в 1975 году его установили в качестве памятника на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова в Куйбышеве. Тогда же на авиационном заводе для монумента Славы, который ныне возвышается в Самаре на высоком берегу Волги, была изготовлена фигура рабочего, держащего в руках крылья (рис. 4, 5).

При Земеце авиационный завод выпускал пассажирский лайнер Ту-154, удостоенный престижной премии «Золотой Меркурий». Кроме основной продукции, предприятие освоило выпуск сложнейшего комплекса «Рассев», используемого в пищевой промышленности, мебельного набора «Каштан», кухонной мебели, комплектов спортивно-туристического оборудования.

В советское время на знамени завода появилось три ордена — Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени, и все эти награды в значительной степени стали заслугой директора предприятия. Сам Виктор Петрович за достижения в развитии промышленного и гражданского строительства был удостоен премии Совета Министров СССР в области строительства, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1979 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ещё раньше В.П. Земец удостоился и других наград: двух Орденов Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Октябрьской революции.

Решением исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 17 июня 1982 года Виктору Петровичу Земецу с формулировкой «За успешную работу в области самолётостроения, большой вклад в развитие жилищного и культурно-бытового строительства в городе, активное участие в общественной жизни» было присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева». В разные годы он был делегатом XXV и XXVI съездов КПСС, членом бюро районного и городского комитетов КПСС, депутатом областного совета народных депутатов.

Виктор Петрович Земец скончался в Самаре 2 августа 1992 года. Для увековечивания его памяти постановлением главы городского округа Самара от 31 июля 2007 года № 555 бывшая улица Псковская (а ещё раньше - Первый проезд) была переименована в улицу Земеца. Ныне она проходит в Кировском и Промышленном районах города (историческое название – посёлок Юнгородок).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Воронин В.В. 2004. География Самарской области. Самара, СИПКРО. :1-274.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Липатова А.М. Улица Земеца. – В кн. «Самарских улиц имена». Самара, 2008, изд-во «Самарский Дом печати», стр. 81-82.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Табачников С.М. Крылья (Повесть-хроника о Куйбышевском авиационном заводе). Куйб. кн. изд-во. 1986. 232 с.

Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 53


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара