При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Жук Сергей Яковлевич

Это один из крупнейших в истории советского гидротехнического строительства инженеров-практиков, который, будучи высокопоставленным функционером системы ГУЛАГа, находился в числе руководителей ряда крупнейших «строек коммунизма». В числе других постов С.Я. Жук в 1937-1940 года занимал должность сначала временно исполняющего обязанности, а затем заместителя начальника Строительства Куйбышевского гидроузла (СКГУ), которое предполагалось вести в створе Жигулёвских ворот, недалеко от города Куйбышева. Член КПСС с 1942 года. Генерал-майор инженерно-технической службы с 1943 года. В 1952 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1953 году он стал академиком АН СССР с 1953 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 4-го созывов (рис. 1).

Инженер из НКВД

Сергей Яковлевич Жук родился 23 марта (4 апреля) 1892 года в Киеве, по национальности - украинец. Там же, в Киеве, он окончил вторую городскую гимназию, а после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году Сергей Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, а ещё через год перевёлся на второй курс Петроградского института инженеров путей сообщения.

После начала Первой мировой войны Жука в связи с нехваткой офицеров переведен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое он окончил в ноябре 1916 года. После этого продолжил учёбу в институте инженеров путей сообщения, который он с отличием окончил в 1917 году. Свое участие в Гражданской войне Сергей Жук начал на стороне Белой армии, будучи младшим офицером саперного батальона, который в 1919 году вместе с остатками войск Колчака попал в плен. Здесь под влиянием агитаторов Сергей Жук перешел на службу в Красную Армию.

После окончания Гражданской войны он продолжил работу в должности преподавателя военной школы имени Каменева. Затем он служил в Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. В октябре-ноябре 1931 года Жук работал помощником главного инженера Москаналстроя, после чего был принят на службу в органах госбезопасности, и почти сразу же направлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Здесь Жук быстро продвинулся по служебной лестнице до поста заместителя главного инженера Беломорстроя. Он активно участвовал в строительстве, вёл научно-техническое руководство проектированием гидротехнических сооружений на трассе канала. В августе 1933 года С.Я. был награжден орденом Ленина.

После Беломорстроя его откомандировали на прокладку следующего важного объекта – канала Москва-Волга. Здесь Жук был сначала заместителем главного инженера, а затем - главным инженером этого строительства. Одновременно он также руководил возведением Рыбинского и Угличского гидроузлов. В мае 1937 года, после сдачи канала Москва-Волга в эксплуатацию, С.Я. Жук за исключительные заслуги в его строительстве был награжден легковой автомашиной ЗиС. В это время он уже имел звание дивизионного инженера.

Строительство Куйбышевского гидроузла

В сентябре 1937 года С.Я. Жук был назначен врио начальника строительства и главным инженером Управления строительства Куйбышевского гидроузла (СКГУ). Структурным подразделением СКГУ была система мест лишения свободы, которая получила общее название Самарлаг. Жук исполнял обязанности начальника управления в течение почти двух лет - до июня 1939 года, когда начальником строительства был назначен старший майор госбезопасности П.В. Чистов. При нём С.Я. Жук остался в должности главного инженера, и одновременно – в должности первого заместителя начальника СКГУ.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О строительстве Куйбышевского гидроузла и гидроузлов на р. Каме» вышло в свет 10 августа 1937 года, и оно положило начало практическим работам по возведению ГЭС у Самарской Луки. В нем, в частности, говорилось следующее: «В целях дальнейшей электрификации центральных районов Европейской части СССР, осуществления широкого орошения Заволжья и улучшения судоходных условий на р. Волге осуществить строительство плотин, гидростанций и шлюзов на Самарской Луке у г. Куйбышева и строительство оросительных сооружений».

Проектное задание Волгостроя предполагалось представить на рассмотрение правительства к 1 января 1938 года, технический проект со всеми приложениями – к 1 мая 1939 года. До утверждения проектного задания необходимо было усиленно вести подготовительные работы: постройку вспомогательных электростанций, железных и шоссейных дорог, ремонтных баз, заготовку местных строительных материалов и так далее.

Макет и проекты внешнего оформления Куйбышевского гидроузла демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Здесь он был представлен как «реальность, проводимую в жизнь твердой рукой великого руководителя нашей страны товарища Сталина», а также как «величайшее сооружение Сталинской эпохи» (рис. 2-6).

«Экономическое значение Куйбышевского гидроузла, - писали в ту пору газеты, - настолько важно, что его даже трудно переоценить. Он создает серьезную материальную базу коммунизма и наносит ощутимый удар капиталистическому миру».

Возведение Волгостроя началось именно в те годы, когда в лагеря хлынула печально известная «ежовская» волна политзаключенных. Уже к 1 января 1938 года в только что образованный Самарлаг прибыли новые «подопечные», которых в документах того времени называли сокращением «з/к» (рис. 26). Среди них было достаточно много и «контрреволюционеров» вроде упоминавшегося выше профессора Бессмертного, которые неосторожно посмели высказать сомнения о целесообразности сооружения ГЭС у Жигулей. В общей сложности политзаключенные в это время составляли более трети от числа всего лагерного населения.

По данным на 8 ноября 1937 года в Самарлаге было всего лишь 2159 человек. Однако по состоянию на 1 января 1938 года на всех участках этого лагеря числилось уже 15898 человек, из которых за контрреволюционные преступления в лагеря попали 5988 человек, а за социально-опасные и социально-вредные преступления – 9910 человек. До 1940 года количество заключенных здесь по-прежнему росло: в ноябре того же года за колючей проволокой здесь находилось 30233 человек, а в январе 1939 года – 36761 человек. Лишь в 1940 году в связи с намеченной консервацией строительства число узников стало сокращаться: если в январе этого года в Самарлаге числилось 36546 заключенных, то в ноябре 1940 года – уже 31219 человек (рис. 7-13).

Куйбышевский гидроузел в основном собирались построить в третьей пятилетке (1937-1942 годы). Однако уже на стадии планирования работы над «великим сооружением» прочно забуксовали. Ни проектное задание, ни технический проект в указанные выше сроки так и не были подготовлены. Лишь в июне 1939 года правительством было утверждено проектное задание, а срок сдачи технического проекта был перенесен на 1 июня 1940 года. Однако и к этому дню документы еще не были готовы.

Здесь нужно сказать, что с множеством трудностей правительство СССР столкнулось почти сразу же после принятия решения о строительстве ГЭС на Самарской Луке. В частности, смета строительства на 1938 год была утверждена лишь в мае того же года в размере 270 миллионов рублей, но уже в августе оказалась урезанной на 56 миллионов рублей. И хотя в районе намечаемого гидростроительства к тому моменту уже было развернуто более десятка лагерей для заключенных, Волгострой испытывал острую нужду в рабочей силе, в том числе в плотниках, каменщиках, штукатурах, шоферах, экскаваторщиках и так далее.

В эти же годы одной из главных причин сложного положения дел на гидроузле была плохая организация строительства. Это обстоятельство резко снижало и без того слабую производительность труда заключенных. Но настоящим бичом Волгостроя были простои. Сотни тысяч рабочих дней было недодано строительству только лишь по этой причине, и миллионы рублей улетели «в трубу».

Кругом враги народа

В связи со сложившейся ситуацией в январе 1939 года первый секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б) Н.Г. Игнатов направил в Москву обстоятельную докладную записку, в которой он обвинил врио начальника СКГУ С.Я. Жука в слабой организации работ на гидроузле. Причину такого тревожного положения дел он объяснил вполне в духе того времени – в чрезвычайной засорённости врагами народа всех подразделений и служб строительства. Вот текст этого документа (приводится в сокращении) (рис. 14).

«Секретно.

Секретарю ЦК ВКП (б) – тов. Андрееву.

Народному комиссару внутренних дел. – тов. Берия.

Зав. ОРПО ЦК ВКП (б) – тов. Маленкову.

О делах и кадрах на строительстве Куйбышевского гидроузла

Куйбышевский Обком ВКП (б) недостаточно серьезно занимался вопросами строительства Гидроузла, и в этом большая наша вина. И это в свою очередь привело к тону, что руководящие работники строительства Гидроузла - т. Жук и его помощник т. Кузнецов всячески стремились к бесконтрольной работе.

Правда, бюро КуЙбышевского Обкома ВКП (б) на своих заседаниях за 1938 год три раза слушало работников Гидроузла. Мы слушали т. Жук - о плане строительства, о перспективах на будущее, слушали претензии помощника начальника по строительству Гидроузла - т. Кузнецова - о посылке людей на строительство, в частности, коммунистов и комсомольцев для усиления партийного влияния среди вольнонаемного состава; слушали о жилищных условиях работников Гидроузла, и т.п. Но все это было поверхностно. Глубину вопросов о серьезных провалах строительства на отдельных участках, об огромной засоренности кадров среди вольнонаемного состава строительства, - мы не поднимали.

Теперь, когда мы подошли к подведению итогов работы 1938 года, натолкнулись на целый ряд серьезнейших фактов провала строительства, вскрыли огромную засоренность среди командного состава строительства и огромную засоренность среди работников III отдела НКВД, обслуживающего строительство Гидроузла.

Б связи с этим мы пришли к выводу, что здесь необходимо вмешательство Центрального Комитета ВКП (б) и Народного Комиссариата Внутренних Дел, так как целый ряд вопросов мы не в состоянии разрешить.

План строительства за 1938 год выполнен только на 84,4%. По видам работ: по земляным работам - на 77,2%, по шоссейному строительству - на 77,2%, использования на строительстве малой механизации почти не было, экскаваторы годовое падание выполнили только на 65%, работы по инженерной геологии сорваны, хозрасчет на строительстве организован слабо, а также и контроля за расходованием средств не было. Это привело к тому, что многие миллионы рублей государственных средств выброшены на ветер.

На 1938 год партия и правительство отпустили на строительство Гидроузла 270 миллионов рублей. В середине года, когда стало очевидным, что эти средства руководителями строительства не осваиваются, правительство решило снять со строительства 50 миллионов рублей, а затем, еще через месяц, 30 миллионов рублей, но при каждом случае снятия со строительства денег, руководство строительством всячески пыталось отстоять первоначальную сумму, хотя было очевидно, что она не будет освоена. В итоге хозяйственный год показал, что вместо освоения 190 миллионов рублей на строительство, освоено только 170 миллионов рублей, и, как видно из вышеприведенных фактов, многие из этих миллионов были израсходованы преступно бесхозяйственно.

Почему так плохо выглядит строительство Гидроузла?

Мы считаем, что все это происходит потому, что командный состав строительства очень сильно засорен политически сомнительными людьми, судимыми в прошлом за контрреволюционную деятельность, а также потому, что отсутствует большевистское руководство со стороны людей, которым партия и правительство доверили это колоссальнейшее сооружение.

Тов. Жук - крупнейший и выдающийся специалист по гидросооружениям, исполняет обязанности начальника строительства, одновременно являясь главным инженером этого строительства, - он почти не бывает на строительстве и в г. Куйбышеве, большинство времени своей работы он находился в Москве. За время его отсутствия на строительстве он поручал руководить работой людям, не внушающим политического доверия. Так, например, у него работает в качестве помощника начальника строительства некий Успенский Д.В., в прошлом очень близкий человек врагам народа Ягоде и Фирину. Для характеристики связей Успенского с Ягодой можно привести такой пример, что Ягода в свое время разрешил Успенскому жениться на одной из заключенных в лагере, осужденной за контрреволюционную деятельность, а впоследствии она была выявлена как шпионка-террористка, и расстреляна органами советской власти за активную контрреволюционную деятельность. Второй раз Успенский женился на дочери заключенного в лагерь, контрреволюционера.

Помощником главного инженера по энергетике работает Баумгольц А.И., отец его был личным врачом Троцкого, поддерживая связь с Троцким после высылки его из пределов СССР. Сам Баумгольц в 1930-31 г.г. работал в Торгпредствах во Франции, Италии, был е Германии. До сих пор поддерживает связь с родственниками, проживающими в Риге.

Зам. главного инженера Костров И.Н. - сын потомственного гражданина. В 1912-13 г.г. был в Германии, Италии, Франции, Швеции. В Берлине проживает его сестра.

Пом. главного инженера, и он же начальник отдела инженерной геологии - Семенцов В.А. - никогда не был геологом, по профессии - математик, очень приближенный человек, пользующийся безграничным доверием т. Жука. По данным III отдела НКВД, Семенцов состоял в партии кадетов, и проводит вредительскую работу в области геологии.

Пом. начальника Самарлага НКВД - Честных Н.И., бывший заключенный, работал в Свирьлаге, Дмитрлаге, трижды привлекался за злоупотребления своим служебным положением, но благодаря покровительству врагов народа Фирина, Когана и Пузицкого дела эти прекращались.

Начальник планово-производственного отдела (ППО) Арцыбушев М.Н. - сын дворянина, помещика, по данным III отдела 1РГЩ в 1935-36 г.г., работая начальником строительства «Нивагэсстроя», по показаниям арестованных проходил как участник контрреволюционных шпионских организаций.

Зам. начальника планово-производственного отдела, Фиш Генрих Игнатьевич – поляк, поддерживает связь с родственниками, находящимися в Польше. В 1931 году был осужден по ст.58 п.7 и 11, сроком т три года.

Начальник отделения планово-производственного отдела - Боболович Н.П. - поляк, бывший офицер царской армии и белой армии. В 1929 году он был судим по статье 58-10.

Вообще надо сказать, что в этом огромном аппарате вольнонаемных на строительстве Гидроузла из 8900 человек - 466 человек работают бывшие осужденные до 58 статье за контрреволюцию, причем не менее 100 из них находятся на крупнейшей руководящей работе.

На последнем заседании бюро Обкома было установлено, каким образом проходил подбор кадров и комплектование отделов строительства Куйбышевского Гидроузла. По заявлению т. Кузнецова, одного из помощников т. Жука, выяснилось, что в свое время, когда у руководства ГУЛАГом были Плинер и Берман, они дали директиву т. Жуку, и ему, Кузнецову, сохранить коллектив, работавший на канале Москва-Волга, перетащить его на строительство Куйбышевского Гидроузла, и дали прямую директиву о том, что на руководящие посты по строительству можно и нужно ставить судившихся за контрреволюцию по 58 статье. Когда эта директива была дана, то на большинство отделов строительства были назначены т.т. Жуком и Кузнецовым в качестве начальников и заместителей начальников отделов и отделений люди, в свое время судившиеся по 58 статье, а они в свою очередь подбирали себе в аппараты отделов таких же, как они сами. Поэтому не случайно в аппарате строительства Куйбышевского Гидроузла получилась такая огромная засоренность.

Мы, безусловно, еще не разобрались во всех делах строительства Куйбышевского Гидроузла, будем продолжать в этом направлении работу, но мы просим Центральный Комитет ВКП (б):

1. Назначить на это колоссальнейшее строительство крепкого, преданного большевика, хорошего организатора, в качестве начальника строительства Куйбышевского Гидроузла.

2. Мы просим командировать на строительство Куйбышевского Гидроузла авторитетную комиссию, которая могла бы не только проверить то, что мы установили, но вскрыть еще более крупные и губительные факты, имеющие место на строительстве Гидроузла. (Нас особенно беспокоят геологоразведывательные работы, неопределенность о месте строительства самой плотины, и в этом деле мы разобраться своими силами не можем).

3. Мы считаем невозможным теперь уже держать на руководящей работе, в качестве начальников целого ряда отделов строительства людей, которые не внушают политического доверия, и просим, чтобы ГУЛАГу было дано указание об их увольнении.

4. Мы просим прекратить практику посылки на чекистскую работу в III отдел НКВД людей, которые не внушают доверия, для работы в УГВ НКВД, просим срочно укрепить руководство этим отделом.

Секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б) Игнатов.

№ 0155/с

28 января 1939 года.

(СОГАСПИ, Ф-656, оп. 17, д. 14, л.д. 7-15).

Академик-гидротехник

После этой докладной записки в июне 1939 года всё руководство СКГУ во главе с С.Я. Жуком было вызвано в Москву «на ковер». Новый нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия (рис. 15) дал резко отрицательную оценку строительных работ в районе гидроузла. В результате по итогам совещания в НКВД был издан приказ о назначении на должность начальника СКГУ старшего майора госбезопасности Павла Владимировича Чистова. Бывший врио начальника строительства С.Я. Жук получил строгий выговор, но всё же остался в должности главного инженера СКГУ. Однако на деле, как показали дальнейшие события, в результате этих служебных перестановок никакого улучшения ситуации на Волгострое так и не произошло.

Более того: в 1940 году на Волгострое сложилась еще более безотрадная картина. О причинах возникновения такой ситуации в закрытой справке Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б) говорится, что здесь процветают «варварское и бесхозяйственное использование строительных и людских ресурсов» (например, КПД использования автотранспорта не превышал 30 процентов). При этом проверки установили, что до 70 процентов заданий, изложенных в приказах по строительству, не выполнялись в установленные сроки. В документе указывается, что «на строительстве гидроузла процветают атмосфера безответственности и стремления к перестраховке, и, как непременный спутник безответственного отношения к делу – очковтирательство и обман».

В итоге в начале 1940 года при Совете народных комиссаров РСФСР была образована постоянно действующая комиссия по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла. Итогом работы комиссии по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла стало постановление правительства от 11 октября 1940 года о свертывании всех работ на СКГУ и о ликвидации Самарлага.

А впоследствии благодаря изысканиям геологов правительство СССР было вынуждено отказаться от проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах. После Великой Отечественной войны строительство перенесли 80 километров выше по течению Волги – в район города Ставрополя. Здесь, как известно, в 1950 году и началось сооружение гидроузла, в то время крупнейшего в мире.

Что касается Сергея Яковлевича Жука, то ему приказом от 11 сентября 1940 года было присвоено специальное звание «старший майор государственной безопасности». Одновременно он был назначен на пост главного инженера и первого заместителя начальника Главгидростроя НКВД СССР. Эту должность он исполнял до августа 1941 года, когда Жука перевели на пост главного инженера и заместителя начальника Главного управления оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР. В январе 1942 года он был назначен начальником Проектно-изыскательского управления гидротехнических работ (Гидропроект) Главпромстроя НКВД СССР (с марта 1946 года – МВД СССР).

Приказом от 22 февраля 1943 года С.Я. Жуку было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы». В это время, сразу после окончания Сталинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга–Дон, которые велись под непосредственным руководством С.Я. Жука. Но Главное управление строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») МВД СССР было организовано только в 1949 году, и его главным инженером был назначен С.Я.Жук.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. После ввода новой водной трассы в эксплуатацию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года за С.Я. Жуку в числе других руководителей строительства было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С марта 1953 года он работал на посту начальника Гидропроекта Министерства электростанций и электропромышленности СССР. До последних дней С.Я. Жук руководил проектными, изыскательскими и исследовательскими работами по Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Воткинской и Нижне-Камской ГЭС на Каме, и по другим гидротехническим сооружениям.

В 1953 году его избрали академиком АН СССР по направлению «гидротехника». С.Я. Жук был лауреатом Сталинских премий за 1949 год (за разработку проекта Волго-Донского канала) и за 1950 год (за разработку проектного задания Куйбышевской ГЭС).

За свою многолетнюю работу С.Я. Жук был награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, а также знаком «Заслуженный работник МВД».

Сергея Яковлевич Жук скончался 1 марта 1957 года. Его тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В том же году имя ученого присвоили институту «Гидропроект» (ныне - Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука). В честь ученого был назван теплоход «С.Я.Жук» (порт прописки город Днепродзержинск, ДДСУ «Гидромеханизация») (рис. 16).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во "Самарский дом печати". 2005. 304 с.

Волга и ее жизнь. Л., Наука, 1978.: 1-348.

Ерофеев В.В. 2004. Исправительно-трудовые лагеря на территории Куйбышевской области. – В кн. «Ремесло окаянное». Самара, стр. 120-132.

Ерофеев В.В. 2004. «Вклад Особстроя в дело разгрома фашизма огромен…» - В кн. «Ремесло окаянное». Самара, стр. 132-145.

Ерофеев В.В. 2004. …И Волга покорилась. – В кн. «Ремесло окаянное». Самара, стр. 156-169.

Ерофеев В.В. 2004, 2005. Места не столь отдаленные. - В газ. «Волжская коммуна», №№ 195, 200, 205, 210, 224, 229, 234, 238 (2004 год), №№ 7, 92, 97, 107, 111, 116, 121, 126, 131, 136, 141 (2005 год).

Ерофеев В.В. 2009. Безымянные строители безымянских заводов. – В газете «За решеткой», № 3.

Ерофеев В.В. 2009. Лагерная пыль. – В газете «За решеткой», № 6.

Ерофеев В.В. 2009. Труд за пайку. – В газете «За решеткой», № 8.

Ерофеев В.В. 2009. Неизвестные строители советской оборонки. – В газете «За решеткой», № 10.

Ерофеев В.В. 2009. Лагерное звено великой Победы. – В газете «За решеткой», № 12.

Ерофеев В.В. 2010. Железнодорожники в лагерных робах. – В газете «За решеткой», № 4.

Ерофеев В.В. 2010. Стройка особого значения. – В газете «Волжская коммуна», 14 августа.

Ерофеев В.В. 2010. Гигант советской энергетики. – В газете «Волжская коммуна», 21 августа.

Ерофеев В.В. 2012. Плотина коммунизма. – В газете «Волжская коммуна», 11 августа.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т.I. Самара, «Самарское книжное издательство», 416 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т.II. Самара, изд-во «Книга», 304 с.

Захарченко А.В., Репинецкий А.И. 2008. Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940-1946. (Из истории системы лагерей НКВД в Куйбышевской области). Самара, ООО «НТЦ», 552 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. 406 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. 350 с.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. 448 с.

Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 78 с.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 622 с.

Санникова Н.А. 2009. Управление Особого Строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 г.г.). Исторические источники (Самарский государственный университет, Самарский Центр аналитической истории и исторической информации). Самара, 356 с.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». 228 с.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 166 с.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара