При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Жезлов Михаил Сергеевич

Он родился 24 сентября (6 октября) 1898 года в станице Верхне-Чирская Царицынского уезда Саратовской губернии в семье рабочего-столяра речной пристани. После смерти отца семья Михаила переехала в Харьков, где он окончил школу и ремесленное училище. Затем он работал подручным слесаря на заводах «Гольферск саде» и «ВЭК». В декабре 1917 года Жезлов вступил в Красную Гвардию, и до 1923 года воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах Гражданской войны (рис. 1).

В армии Жезлов вступил в ряды ВКП (б), а после окончания службы в 1923—1924 годах работал в Киевском окружном суде, затем на фабрике «Освобожденный труд». В 1926 году он стал секретарём парткома авиамоторного завода № 24. В 1930—1935 годах Жезлов учился в Промакадемии, после чего работал главным механиком того же завода. В январе 1941 года был назначен директором предприятия. После начала Великой Отечественной войны, в течение июля и августа завод увеличил выпуск авиационных моторов АМ-38 в два раза.

Осенью 1941 года, в период наибольшего приближения фашистских войск к столице СССР, моторный завод № 24 был эвакуирован в Куйбышев, и 27 ноября на Безымянку был отправлен последний эшелон с оборудованием. На новом месте станки устанавливали в недостроенных корпусах без крыш, и часто вовсе не имеющих стен. Но даже в таких экстремальных условиях заводчане сумели испытать первый мотор, собранный на новой производственной площадке уже 29 декабря 1941 года. Все эти два труднейших месяца М.С. Жезлов наряду с простыми рабочими фактически жил на заводе, не смыкая глаз ни днём, ни ночью.

В дальнейшем под его руководством на предприятии выпускались двигатели М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, двигатели АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10. За эти заслуги М.С. Жезлов 19 августа 1944 года получил звание генерал-майор инженерно-авиационной службы, а в 1945 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В годы войны М.С. Жезлов был одним из тех, кто стоял у истоков создания футбольного клуба «Крылья Советов». После войны завод под его руководством развернул активное строительство жилья, зон отдыха, различных социальных учреждений.

В 1950 году Жезлова перевели в Москву, где он работал заместителем директора завода № 134. С 1954 по 1958 годы он руководил Государственным союзным опытным заводом № 51 МАП в КБ Сухого, затем преподавал в Московском авиационном институте, где заведовал кафедрой производства авиадвигателей.

Михаил Сергеевич Жезлов умер 11 сентября 1960 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В октябре 1987 года на стене одного из цехов Куйбышевского производственного объединения имени М.В. Фрунзе была установлена памятная табличка с надписью:

«В этом корпусе работал Герой Социалистического Труда Михаил Сергеевич Жезлов. Парторг завода в 1926—1928 г.г. Директор завода в 1941—1950 г.г. Под его руководством была проведена эвакуация завода из Москвы и через 2,5 месяца организован выпуск моторов для боевых самолётов-штурмовиков Ил-2».

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Литература

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Беляков Б.В. Прифронтовая Безымянка. К 75-летию создания Кировского района города трудовой и боевой славы. Самара, изд-во «Книга». 2017. 168 с., илл.

Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.

Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т.1-2. Тип. ГУВД Самарской области. 2000 г.

Ерофеев В.В. Жезлов Михаил Сергеевич. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.

Живая история «Моторостроителя». Под общ. Ред. И.Л. Шитарева. Самара, изд-во «Агни». 1999.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.

Можаровский Г.М. Пока бьется сердце. М.: Воениздат, 1973. 133 с., илл. (Военные мемуары).

Моторостроители. К 70-летию Куйбышевского моторостроительного производственного объединения имени М.В. Фрунзе. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1982.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.


Просмотров: 29


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара