При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Жаворонков Василий Гаврилович

Он возглавил областную партийную организацию, и фактически – всю Куйбышевскую область в трудные военные годы. Наш регион перешёл под руководство Жаворонкова в 1943 году, в момент коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, когда гитлеровские войска уже были повержены под Сталинградом, но тем не менее Третий рейх все еще был силён и готовился к генеральному наступлению в районе Курска. Куйбышевская область в то время была одним из важнейших индустриальных регионов страны, сердцем авиационной промышленности, где на предприятиях не только выпускались и отправлялись на фронт тысячи боевых самолетов различных моделей, но также изготовлялась вся оснастка и вооружение для них, авиационные двигатели, аэродромная техника, многие другие машины и механизмы. В Куйбышевской области также производились взрывчатые вещества, сотни тысяч единиц боеприпасов, топливо для танков и самолётов, продовольствие и амуниция для фронта, и все это огромное производство требовало строгой координации и контроля со стороны областных властей (рис. 1).

Василий Гаврилович Жаворонков родился 10 февраля 1906 года в деревне Куст Вологодской губернии (ныне это территория Архангельской области), в семье крестьянина. С шести лет учился в сельской школе, затем работал в хозяйстве отца. В 1921 году, окончив курсы ликвидаторов неграмотности в городе Вельске, он в зимнее время обучал грамоте взрослое население и молодежь соседних деревень. В 1924 году Василий Жаворонков вступил в комсомол, а в 1926 году стал кандидатом в члены компартии. В это время он активно занимался общественной работой: выполнял партийные и комсомольские поручения, проводил громкие читки газет, был членом волостного комитета крестьянской взаимопомощи.

С 1926 года Жаворонков учился на рабфаке в Вологде, и затем, окончив его в 1929 году, работал в Вологодском горкоме ВЛКСМ заведующим отделом агитации и пропаганды. В 1929 году он был принят в ряды ВКП (б).

В 1930 году молодой парень поступил в Московский горный институт, и в 1936 году окончил его, защитив дипломный проект на «отлично». После этого Жаворонков был зачислен в аспирантуру института. Однако научную работу ему пришлось отложить, так как в 1937 г. Жаворонков был отозван из института на партийную работу. Сначала он работал инструктором Ленинского райкома ВКП (б) Москвы, затем был избран вторым секретарем того же райкома. В январе 1938 года коммунисты избрали Жаворонкова первым секретарем Замоскворецкого районного комитета партии. Позже, в июне, решением ЦК ВКП (б) он был направлен в Тулу вторым секретарем оргбюро ЦК ВКП (б) по Тульской области. В июле 1938 года на пленуме Тульского обкома партии Жаворонков был избран его первым секретарем.

С начала Великой Отечественной войны В.Г. Жаворонкова направляли на самые сложные участки работы. В октябре 1941 года его назначили председателем Тульского городского комитета обороны, а в декабре - членом военного совета 50-й армии, оборонявшей подступы к Туле. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Жаворонков находился на партийной работе в этом городе (рис. 2).

В марте 1943 года по решению ЦК ВКП (б) В.Г. Жаворонков был направлен в Куйбышев, где на XV пленуме Куйбышевского обкома партии, состоявшемся 14 марта 1943 года, он был избран первым секретарем, членом бюро и введен в состав пленума. После своего избрания Василий Гаврилович возглавил одновременно и областную, и городскую партийные организации. В год коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны он же был и председателем Куйбышевского городского комитета обороны.

Военная обстановка не давала времени на раскачку. Жаворонков, возглавив коммунистов города и области, сразу же вошел в курс дела. Тем более что 52 процента от числа промышленных предприятий Куйбышевской области в марте 1943 года план не выполняли. Имелось также серьезное отставание и в производстве продукции сельского хозяйства. Отставало также и транспортное обеспечение Безымянки – нового промышленного района Куйбышева, где в то время уже работали крупнейшие авиационные и прочие заводы. По всем этим направлениям Жаворонковым были сразу же намечены серьёзные изменения в работе, что в итоге позволило существенно улучшить ситуацию. В частности, в 1944 году было организовано движение электропоездов между Куйбышевым и Безымянкой, что сразу же внесло заметную стабильность в работе оборонных заводов (рис. 3, 4).

В марте 1943 года трудящиеся Куйбышева выступили с инициативой об организации соревнования за создание мощного Особого фонда Главного командования Красной Армии. Бюро Куйбышевского обкома партии под руководством Жаворонкова рассматривало такое соревнование как важнейшую военно-хозяйственную и политическую задачу, и потребовало от партийных организаций возглавить почин рабочих и служащих за выпуск сверхплановой продукции. Это соцсоревнование позволило заметно подтянуть отстающие предприятия. Уже к концу 1943 года авиационная промышленность Куйбышевской области выполнила производственный план на 107,1 процента, нефтяная промышленность - на 103,1 процента, пищевая - на 104,5 процента.

В августе 1943 года Жаворонкова временно командировали в Смоленскую область в качестве уполномоченного Государственного комитета обороны по восстановлению этого региона СССР. Но после окончания этой командировки он с 3 ноября вновь вернулся к обязанностям первого секретаря Куйбышевского обкома ВКП (б).

Одной из отраслей народного хозяйства области, наиболее успешно выполняющих государственные задания в годы войны, был железнодорожный транспорт. В связи с этим решением ВЦСПС и Наркомата путей сообщения СССР по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за декабрь 1943 года переходящее Красное знамя НКПС было присуждено Куйбышевской железной дороге. По этому поводу народный комиссар, генерал-директор путей сообщения Л.М. Каганович 19 января 1944 года направил секретарю Куйбышевского обкома ВКП (б) В.Г. Жаворонкову телеграмму, в которой просил его вручить знамя от имени ВЦСПС и НКПС коллективу Куйбышевской железной дороги.

Однако отстающей отраслью Куйбышевской области в это время по-прежнему оставалось сельское хозяйство. В 1943 году план сдачи хлеба государству не был выполнен, и одновременно в регионе значительно сократились посевные площади, а посевные работы весной 1944 года оказались непомерно затянутыми. В связи с такой ситуацией 21 июня 1944 г ода ЦК ВКП (б) принял постановление «О крупных недостатках в руководстве Куйбышевского обкома сельским хозяйством». 5-7 июля состоялся пленум обкома партии, на котором с докладом о мерах по ликвидации отставания и подъему сельского хозяйства выступил В.Г. Жаворонков. Вопрос о неудовлетворительном положении дел в сельском хозяйстве в области рассматривался также на декабрьском 1944 года и на январском 1945 года пленумах обкома. И на каждом из них с основным докладом выступал Жаворонков. Намеченные мероприятия по подъему сельского хозяйства в области по требованию первого секретаря ставились под жесткий контроль обкома.

Практически не было ни одной отрасли экономики, проблемы которой в то время не рассматривались бы на бюро обкома партии: развитие нефтяной промышленности, производство сельскохозяйственных локомобилей и выполнение планов по ремонту сельскохозяйственной техники; уделялось много внимания организации авиационной промышленности, улучшению работы ремесленных железнодорожных училищ и школ ФЗО. В июне 1945 года, сразу же после окончания Великой Отечественной войны, Жаворонков подал докладную записку в ЦК ВКП (б), в которой обосновал необходимость строительства постоянного моста через реку Самару и благоустройство набережной реки Волги в районе Куйбышева. Одновременно он поставил вопрос о реконструкции водного пассажирского вокзала и грузовых причалов. И хотя это были очень дорогостоящие мероприятия, а экономика страны в послевоенное время находилась в крайнем напряжении, В.Г. Жаворонков тем не менее считал эти стройки крайне неотложными для города и области в целом. Как мы теперь знаем, в период пребывания Василия Гавриловича на своём посту названные объекты так и не были построены. Однако мост через Самару был принят в эксплуатацию уже в 1954 году, в немного позже началось и строительство первой очереди набережной в нашем городе.

За все время пребывания на посту первого секретаря Куйбышевского обкома партии В.Г. Жаворонков успешно справлялся со своими обязанностями, несмотря на все сложности военного и послевоенного времени. Но 19 апреля 1946 года Жаворонков в связи с его отзывом в распоряжение ЦК ВКП (б) решением бюро был освобожден от обязанностей первого секретаря Куйбышевского обкома. Затем с апреля по октябрь 1946 г. он работал инспектором ЦК ВКП (б). После этого он был назначен сначала заместителем, а потом – и министром торговли СССР. В этой должности В.Г. Жаворонков работал с 1 марта 1948 по 15 марта 1953 года, вплоть до реорганизации этого министерства (рис. 5).

С декабря 1953 по ноябрь 1956 года он был министром Государственного контроля СССР. В 1959-1973 годах Жаворонков работал и на других ответственных должностях - заместителем председателя Комиссии советского контроля Совета Министров СССР, и заведующим Центральным бюро жалоб и предложений трудящихся Комитета народного контроля СССР.

Василий Гаврилович Жаворонков никогда не стоял в стороне от общественной работы, и его неоднократно избирали в состав местных партийных и советских органов. Так, он был депутатом Верховного Совета СССР I, II и IV созывов, в период с 1941 по 1950 годы, и с 1954 по 1958 годы. На XVIII, XIX и XX съездах партии он избирался кандидатом в члены ЦК КПСС.

Будучи членом Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, В.Г. Жаворонков немало сил и знаний отдал военно-патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и после выхода на заслуженный отдых в 1973 году.

За свои ратные и трудовые достижения Василий Гаврилович Жаворонков был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1977 года за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством, за большой личный вклад в организацию обороны Тулы В.Г. Жаворонкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (рис. 6).

Василий Гаврилович Жаворонков скончался 9 июня 1987 года в городе Москве. Похоронен в столице на Троекуровском кладбище.

Архивные источники

СОГАСПИ. Ф.656. Оп.7. Д.158. Л.5.

Там же. Оп.22. Д.2. Л.228.

Там же. Л.2 об.

Там же. Оп.23. Д.4. Л.39.

Там же. Оп.10. Д.153. Л.З.

При подготовке данной публикации были использованы материалы из книги: Коммунистическая партия в портретах её самарских лидеров. 1917-1991 г.г. Биографический справочник. – Самара: ООО «БМВ и Ко», 2010, 204 стр. с илл.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара