При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Егоров Игорь Николаевич

Обладатель Большой Золотой медали абсолютного чемпиона мира, семикратный чемпион мира, дважды абсолютный чемпион СССР, дважды победитель Международных соревнований лётчиков социалистических стран по высшему пилотажу, инженер-конструктор, лётчик-испытатель — он был нашим земляком. В Куйбышеве он родился 19 августа 1939 года, здесь окончил школу № 1, здесь же учился в аэроклубе ДОСААФ (рис. 1, 2).

В своей книге «Право на штурвал» он об этом этапе своей жизни писал так: «1955 год… Я начал свою карьеру авиатора… Скажу только: когда мотоцикл-буксир разогнал мой планер до взлётной скорости, и когда, потянув ручку управления на себя, я оторвал этот летательный аппарат от земли, то знал, что отныне никакая сила не может остановить меня в моём стремлении в авиацию».

Окончив военное училище лётчиков в Оренбурге, молодой лейтенант Егоров весной 1960 года вернулся в родной город. К тому времени он уже стал мастером спорта СССР, одержал ряд побед в зональных соревнованиях, был призером первенств РСФСР по самолётному спорту, входил в состав сборной команды страны. После окончания Куйбышевского авиационного института работал в ЦСКБ.

По воспоминаниям Ю.Я. Тарасова, мастера спорта СССР, судьи международной категории, профессора, доктора технических наук, Игорь Егоров «был удивительным человеком. Скромным до предела. Любил спортивную гимнастику, имел первый разряд. Любил гитарную музыку. Виртуозно исполнял сложные классические гитарные пьесы и собственные песни, написанные на свои же стихи. За что бы он ни брался, все делал со знанием дела, увлеченно, талантливо… Взялся за перо — и написал книгу «Право на штурвал», которая читается на одном дыхании. Выпущена книга была в 1979 году издательством «Молодая гвардия». Но высший пилотаж, полёты на самолётах… любил самозабвенно…» (рис. 3).

В 1968 году в ГДР Игорь Егоров завоевал свою первую золотую медаль чемпиона мира, блестяще выполнив 24 фигуры. А через два года на VI чемпионате мира в Англии Игорь Егоров был уже капитаном сборной команды СССР, и одержал тогда феноменальную победу — завоевал три золотых медали в трёх разыгранных упражнениях! Был удостоен звания абсолютного чемпиона мира. Английские газеты называли тогда нашего земляка «сильнейшим лётчиком планеты».

Затем был 1976 год, Киев, VII-й чемпионат мира. И снова Игорь Егоров завоевывает три золотые медали чемпиона мира!

В начале 80-х годов Игорь Николаевич начал работать лётчиком-испытателем в одной из куйбышевских организаций, освоил технику пилотирования пассажирских и транспортных самолётов, сверхзвуковых истребителей. Инженер ЦСКБ В.К. Скирмунт, игравший с И.Н. Егоровым в оркестре, отмечал:

«Исключительно надежный, обязательный был человек — Игорь. Надо подготовить партию гитарную хоть срочно к утру — он сделает… Игорь хотел попасть в отряд космонавтов и упорно готовился к этому».

Хорошо знавший Игоря, летавший, работавший и друживший с ним, мастер спорта, профессор В.М. Шахмистов вспоминал о нём так:

«…Нередко для людей лётной профессии полёты становились… ремеслом. Для Игоря же любые полёты всегда были праздником. Тем более испытательные. И когда к нему обратились со станции технического творчества завода «Прогресс» с просьбой испытать сделанный ими самолёт, он не мог им отказать».

Самолёт, разработанный и построенный под руководством Василия Мирошника, был очень хорош, но произошла случайная ошибка — и Игорю не хватило ни времени, ни высоты для её исправления. При развороте на небольшой высоте неожиданно отказал двигатель… Потеря скорости… Штопор… Парашюта на этом самолёте не полагалось, поскольку он летал невысоко. При ударе о землю Егоров получил тяжелую травму и вскоре скончался. Это случилось 10 октября 1981 года.

И поныне в аэроклубах, в сборной команде страны используют опыт и методы Игоря Егорова уже применительно к новым самолётам Як-55, Су-26.

На Памире в 1982 году спортсмены-альпинисты назвали один из перевалов в его честь.

В августе 1989 года на чемпионате Европы в Венгрии был разыгран учрежденный ФАИ кубок памяти И.Н. Егорова за командную победу. Всего в чемпионате участвовало 12 команд сильнейших европейских мастеров высшего пилотажа. Команда СССР тогда одержала победу, и стала первой обладательницей этого почетного приза, созданного инженером-дизайнером Г.А. Макаровым, ККБАС, НТК «Наука» при КуАИ, КМПО им. Фрунзе и заводом «Прогресс».

Имя Игоря Егорова ныне носит лучший в нашей области клуб дельтапланеристов СГАУ.

Решением администрации города Самары от 15 июля 1994 года новая улица, проходящая в Куйбышевском районе (116 км), получила имя Игоря Николаевича Егорова.

А. ЛИПАТОВА.

 

Литература

Балакин Н.Г. Рисунок в небе. [О заслуженном мастере спорта СССР, лётчике И.Н. Егорове]. Москва: Изд-во ДОСААФ, 1973.

Егоров И.Н. Право на штурвал. Москва, «Молодая гвардия», 1979.

Липатова А.М. Улица Егорова. – В кн.: Липатова А.М. Самарских улиц имена. Самара, ОАО «Самарский дом печати», 2008. С. 69-70. - 288 с., илл. Издание второе, испр. и дополн.

Онисимова А. Право на штурвал. «Волжская Коммуна», 18.08.1999.

Орлов Б.А. Записки лётчика-испытателя. Москва, «Мануфактура», 1999.

Самолётный спорт в СССР. Под ред. С.И. Харламова. Москва, издательство ДОСААФ СССР, 1978.

«Самарское обозрение», № 3 от 19.01.1998.


Просмотров: 31


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара