При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Самарский краеведческий музей

Самарский краеведческий музей

Основателем и создателем первого в истории Самары публичного музея по праву считается гласный Самарской городской думы, а впоследствии городской голова Петр Владимирович Алабин (рис. 1). Именно он разработал первый проект устройства в нашем городе музейного учреждения из 16 отделов.

По высочайшему разрешению

По замыслу автора, это заведение должно было иметь «общеобразовательный характер, с тем, чтобы он служил одним из средств изучения Самарского края в отношениях: естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом».

Историки считают, что в среде губернской и городской элиты сама мысль о необходимости создания первого в Самарской губернии публичного музея зародилась в конце 70-х годов XIX века, когда Россия готовилась торжественно отпраздновать 25-летие царствования императора Александра II (рис. 2). Но официально этот вопрос впервые был поднят на заседании Самарской городской Думы от 19 ноября 1879 года, и в ходе его обсуждения было единогласно решено избрать комиссию по подготовке к юбилею.

Комиссия собирала предложения на этот счет более двух месяцев, и только 29 января 1880 года П.В. Алабин на очередном заседании Думы смог зачитать доклад по итогам ее работы. В своем выступлении в числе прочих мероприятий по поводу 25-летия царствования государя Алабин говорил о необходимости открытия в Самаре публичной библиотеки, и в том же здании – публичного музея. После обсуждения его доклада городская Дума постановила: построить на углу Дворянской и Алексеевской улиц (ныне улицы Куйбышева и Красноармейская) здание для этих культурных учреждений.

Однако в 1880 году никаких практических шагов для возведения этого здания сделано так и не было, несмотря на упомянутую выше торжественную дату. Даже принятие проекта будущего музея затянулось на несколько лет. В окончательном варианте он был представлен Думе лишь 2 августа 1886 года, и только через три с лишним месяца после этого его утвердили официально. Дата принятия соответствующего постановления Самарской городской Думы (13 ноября 1886 года) с тех пор и считается днем рождения Самарского областного историко-краеведческого музея.

Тем не менее сбор экспонатов для музея Алабин начал уже с 1980 года. Однако только 15 апреля 1882 года М.И. Назаров (рис. 3), председатель попечительского комитета создаваемых культурных учреждений, подписал официальную бумагу о том, что «действительный статский советник П.В. Алабин специально занимается собиранием экспонатов и хранит их в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой». Тогда же ему было предписано «завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея». Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Самарского публичным музеем и залом Императора Александра II ещё до официального открытия этого учреждения.

Одним из первых жертвователей для музея стал ни кто иной, как Великий князь Николай Константинович (рис. 4), который 19 февраля 1880 года передал для него «одежду и принадлежности туркмен (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 наименований)». Еще среди «доброхотных» поступлений в музей того времени был «альбом фотопортретов гласных Самарской городской думы со времени введения городового положения». Поступали сюда также и предметы естественнонаучного характера, а именно: «образцы добываемой соли и коллекция изделий из неё (гиря, пароход и другие); образцы нефти и всех продуктов из неё; образцы продуктов сахара и рафинада (сахарная голова)».

Преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков неоднократно преподносил в дар музею различные окаменелости и предметы старины, среди которых - коллекция слепков вымерших третичных животных, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана. Позже фотохудожник Александр Петрович Васильев (рис. 5) передал сюда «альбом фотоснимков солнечного затмения 1887 года, видимого в г. Самаре» (этот экспонат и по сей хранится в музейных фондах) (рис. 6). Как это и положено в музее, все поступающие предметы строго систематизировались, и каждый снабжался подробным объяснительным ярлыком.

Вплоть до 1896 года администрация пока еще не открывшегося Самарского публичного музея располагалась под одной крышей с Александровской публичной библиотекой, в доме купца Христензена на улице Саратовской. Несколько арендуемых комнат не позволяли открыть музей для массового посещения. А переезд его в новое помещение на улице Дворянской состоялся только в августе 1896 года. Ныне это здание известно как бывший дом­ ­­­­­­­­Ушакова на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева, 145) (рис. 7).

К сожалению, в мае 1896 года, то есть еще до переезда, П.В. Алабин скоропостижно скончался, и его место занял член комитета по заведованию Николай Михайлович Федоров (рис. 8). В 1898 году он издал подробный каталог, который содержал списки всех музейных предметов и коллекций. Вообще же ситуация на рубеже веков в музее была непростой. Достаточно отметить, что за пять лет в роли заведующего музеем побывали три человека: после Н.М. Федорова заведующим Самарским публичным музеем в октябре 1900 года стал член библиотечного комитета А.А. Смирнов, а в 1901 года - С.Е. Пермяков (рис. 9).

Огромную роль в пополнении фондов музея сыграл известный самарский художник, коллекционер и меценат Константин Павлович Головкин (рис. 10). Так, 25 апреля 1897 года в своем обращении в комитет городской Думы он писал: «Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения… я желал бы принять на себя». В этот же день Головкин передал в музей несколько картин, в том числе свои работы «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лучах», а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и других авторов.

Тогда же по инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращения к художникам России. После этого в дар Самарскому музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые картины от местных живописцев. Через несколько лет при активном содействии Головкина нашему музею удалось создать богатую художественную коллекцию.

Исчезнувшие экспонаты

К началу 1917 года Самарский городской публичный музей представлял собой солидное культурно-просветительское заведение. При этом совершенно естественно, что последовавшие вскоре революционные события коснулись почти всех сторон его жизни: его управления, формирования коллекции и содержания экспозиции. Так, сразу же после Февральской революции был закрыт зал императора Александра II, а в его помещении организована экспозиция «Война и русская революция».

В это время у музея появился новый директор - известный самарский краевед Федор Тимофеевич Яковлев. Самарский публичный музей был переименован в Самарский городской музей, а руководила им комиссия по заведованию Самарским городским музеем (1917-1919 годы).

В 1918-1919 годах в комиссию по заведованию входили известные в то время преподаватели Самарского государственного университета – академик В.И. Перетц, профессора А.В. Багрий, А.П. Башкиров, В.В. Гольмстен, А.В. Колышкин, П.Ф. Фридолин и другие. В этот же период проводила реорганизация музея «в свете требований новой власти», после чего в мае 1919 года состоялось открытие его экспозиции. Однако уже в сентябре 1919 года музей был вновь закрыт, а всю комиссию по заведованию отстранили от руководства, поскольку советские чиновники усмотрели в деятельности профессоров «контрреволюционное содержание».

В период с конца 1919 до начала 1921 года в музее фактически царило безвластии. Он неоднократно передавался из одного ведомства в другое, подвергался реорганизациям и переездам, и по этим причинам не работал. Только 15 марта 1921 года специальная комиссия произвела подробный осмотр музея, получившего к тому моменту статус губернского, и обнаружила многочисленные пропажи из его коллекций, а также порчу многих ценных экспонатов, приведшую к их полной утрате.

Условия для нормальной работы музей получил только после того, как 21 ноября 1921 года заведование им поручили профессору университета, археологу Вере Владимировне Гольмстен (рис. 11), которая руководила им до 1929 года. При ней в музее был организован ряд филиалов, в том числе комната «Старая Самара» и «Аксаковская комната», а также отдельные военный, криминальный и историко-революционный музеи. В 1929 году возглавляемое ею учреждение получило название Самарского областного краеведческого музея. В 1933 году по решению крайисполкома музей получил новое здание на улице Пионерской, 22 (бывший особняк купца Сурошникова) (рис. 12). Здесь в 1936-1940 годах были наконец-то полностью развернуты экспозиции всех его отделов, в том числе природы, истории и советского периода.

В предвоенное время Куйбышевский областной музей краеведения вошел в число крупнейших культурных учреждений Поволжья. В целом в течение 30-х – 50-х годов в его коллекционное собрание поступили предметы из фондов музея голода, археологического музея Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания, антирелигиозного музея и музея революции. А в 1937 году художественный отдел краеведческого музея выделили в отдельное учреждение и преобразовали в областной художественный музей (рис. 13).

В конце 30-х годов по идеологическим мотивам было уничтожено большое количество единиц хранения из его фондов. Так, в июне 1937 года сожжению подверглись 132 предмета из собрания бывшего зала императора Александра II, как «не имеющие исторического значения». А затем согласно постановлению СНК от 25 октября 1938 года «Об организации особых фондов печати и экспонатов при научно-исследовательских государственных и ведомственных музеях СССР» уничтожению подверглись 2074 предмета из фондов музея, в основном «литература троцкистского и контрреволюционного содержания».

После начала Великой Отечественной войны 11 августа 1941 года из музейных фондов на хранение в Госбанк было передано 1052 предмета из драгметаллов, в том числе казахские браслеты, русские и иностранные серебряные монеты, Георгиевские и прочие серебряные кресты. Позже в связи с переездом в Куйбышев советских и правительственных учреждений из Москвы музей экстренно, в 24 часа, перевели в помещение антирелигиозного музея - в здание бывшего польского костела на улице Фрунзе, 157 (рис. 14), где все его фонды были законсервированы. Уже потом при учете выяснилось, что при этом переезде из музейного собрания бесследно пропало 894 экспоната. Более всего пострадали коллекции нумизматики и оружия.

В первой половине 50-х годов в музее шла инвентаризация фондов и работа по созданию исторической экспозиции в помещении костела, которая открылась для посетителей только в 1958 году. После этого в течение ряда лет шла огромная работа по строительству новой экспозиции отдела природы, который возглавила Т.В. Тезикова (рис. 15). Экспозиция была открыта в 1966 году (рис. 16-20).

В 1973 году Куйбышевскому областному музею краеведения был передан бывший особняк Курлиных на улице Фрунзе, 159 (рис. 21). В дальнейшем в этом здании построили экспозицию досоветской истории, а ныне в нем располагается Самарский музей модерна.

В 1974 году в бывшем здании церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи (рис. 22, 23), также переданном музею, на улице Чапаевской была создана новая экспозиция отдела советского общества. В том же году с баланса штаба Приволжского военного округа в областной музей краеведения на правах филиала был принят Дом-музей М.В. Фрунзе (рис. 24). А в 1978 году его филиалом стал также музей истории Новокуйбышевска, основанный в 1976 году как общественный музей (рис. 25, 26, 27).

В течение 70-х – 80-х годов работа сотрудников музея не раз отмечалась дипломами и почетными грамотами областного и республиканского уровней, а в 1986 году в связи со 100-летием со дня своего основания музей был награжден почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

В здании ленинского мемориала

Решением администрации Самарской области от 18 сентября 1992 года Самарскому областному краеведческому музею было присвоено имя его основателя П.В. Алабина. А вскоре согласно еще одному распоряжению обладминистрации от 26 апреля 1993 года объединились два музея - областной краеведческий и филиал Центрального музея В.И. Ленина. На их основе тогда же был создан единый Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина.

Ныне основные помещения музея располагаются в здании бывшего филиала Центрального музея В.И. Ленина (улица Ленинская, 142) (рис. 28), перед которым стоит памятник В.И. Ленину (рис. 29). В его состав также входят филиалы: Музей модерна, расположенный в бывшем особняке купцов Курлиных (улица Фрунзе, 157); Дом-музей В.И. Ленина в Самаре (улица Ленинская, 135) (рис. 30); Дом-музей В.И. Ленина в селе Алакаевка Кинельского района (рис. 31); Дом-музей М.В. Фрунзе в Самаре (улица Фрунзе, 114); музей истории города Новокуйбышевска.

В настоящее время фонды насчитывают более 230 тысяч единиц хранения. В главном здании расположены постоянные экспозиции природоведческого и исторического характера (рис. 32-37), а также имеются также выставочные залы площадью 1000 квадратных метров, кинолекционный зал на 270 мест, библиотека на 30 тысяч книг и кафе на 40 мест. В музее ведутся обширные работы по созданию новых экспозиций и по обновлению уже существующих.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара