При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Каменные гости

Каменные гости

Размышления о нынешних памятниках Самары, и о тех памятниках, которых пока еще нет

 

Старожилы наверняка вспомнят, что в СССР была незыблемая традиция – к очередной годовщине Октябрьской революции приурочивать различные торжественные события, будь то полет в космос или победа нашей хоккейной сборной. И, конечно же, накануне этой даты власти на местах также старались завершить какое-нибудь строительство – например, электростанции, мемориального комплекса или хотя бы Дома культуры.

 

Памятник Ленину

Почти все самые известные памятники Самары, поставленные на улицах и площадях города в советскую эпоху, были открыты в начале ноября, хотя и в разные годы. Одним из таких первых монументальных произведений соцреализма стал памятник вождю большевиков Владимиру Ленину (рис. 1),

который был торжественно открыт на площади Революции (бывшей Алексеевской) днем 7 ноября 1927 года - к 10-летию Октябрьского переворота. Автором памятника стал скульптор Матвей Манизер (рис. 2),

 

который благодаря своим многочисленным работам уже в конце 30-х годов стал настоящим классиком соцреализма.

При этом нужно обязательно упомянуть о предыстории этого события. Дело в том, что скульптуру Ильича разместили на том самом постаменте, где раньше находился памятник Александру II (рис. 3),

 

трагически погибшему в марте 1881 года от бомбы террориста. Открытие памятника императору состоялось в августе 1889 года.

Но уже вскоре после отречения от престола Николая II в 1917 году, памятник царю-освободителю на Алексеевской площади в Самаре забили досками (рис. 4).

 

При Комуче в июне 1918 года скульптура Александра II вновь была открыта и предстала взору горожан. Однако почти сразу же после возвращения в Самару большевиков в октябре того же года царский монумент закрыли брезентом (рис. 5),

 

а потом все бронзовые детали постамента были отсюда сняты и отправлены на переплавку. Саму же Алексеевскую площадь вскоре переименовали в площадь Революции (рис. 6).

 

Без какого-либо применения этот постамент возвышался над опустевшим сквером вплоть до 7 ноября 1927 года, когда на него водрузили фигуру Владимира Ленина. Однако в советское время ни в одном путеводителе по городу Куйбышеву и ни в одном массовом издании никогда не говорилось, что бронзовый Ильич встал на место своего классового врага – российского самодержца (рис. 7).

 

В течение всех советских лет площадь Революции и памятник Ленину были местом проведения торжественных мероприятий, связанных с приемом школьников в пионерскую организацию, с празднованием всевозможных юбилеев и памятных дат, в первую очередь государственного значения.

На том же месте скульптура вождя пролетариата стоит и по сей день (рис. 8), хотя различные монархические движения не раз требовали возвращения памятника Александру II на его законное место.

 

Памятник Чапаеву

О гражданской войне в России большинство наших сограждан сейчас чаще всего черпают сведения не из исторических книг, а из фильмов, в которых подлинные факты тесно перемешаны с мифами, домыслами и былинами, и даже с анекдотами. Особенно много таких историй связано с легендарным красным комдивом Василием Ивановичем Чапаевым. Самарцы вспоминают о нем потому, что с 6 ноября 1932 года в нашем городе стоит хорошо всем известный памятник Василию Ивановичу (рис. 9),

 

автором которого тоже был скульптор Матвей Манизер.

До сих пор можно услышать мнение, что 7 октября 1918 года Самару освобождало возглавляемое Чапаевым воинское подразделение – 25-я Николаевская дивизия. При этом якобы и сам Василий Иванович, как это воплощено в памятнике, первым ворвался в город на лихом коне, рубая шашкой врагов налево и направо.

Между тем в начале октября 1918 года Николаевская дивизия находилась примерно в 200 километрах южнее Самары, в районе Уральска. Но, несмотря на такую удаленность, подразделение легендарного комдива получило приказ: отвлечь на себя основные силы уральских казаков, чтобы те не смогли ударить в тыл и во фланг красным войскам.

Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях его ближайший соратник И.С. Кутяков (рис. 10):

 

«…Чапаеву было приказано не просто обороняться со своими двумя полками, а наступать на Уральск. Эта задача, безусловно, являлась непосильной для слабой дивизии, но Василий Иванович, беспрекословно выполняя приказы штаба армии, решительно двинулся на восток… Главные силы 4-й армии, двигавшиеся на Самару, были оставлены в полном покое… что позволило частям Красной Армии 7 октября 1918 года занять Самару» (рис. 11).

 

Только в конце 1918 и начале 1919 годов Чапаев несколько раз побывал в Самаре в штабе армии, которой в то время командовал Михаил Фрунзе. Впоследствии весной и летом полки чапаевской дивизии участвовали в боях против войск Колчака на востоке и юге нынешней Самарской области. Так что необходимо признать, что в советский период роль дивизии Чапаева перед Самарой была оценена вполне по ее заслугам (рис. 12).

 

Памятник Куйбышеву

В январе 1935 году Самара была переименована в честь умершего за несколько дней до этого советского и партийного деятеля Валериана Куйбышева. А уже в апреле крайком ВКП (б) и крайисполком приняли совместное постановление о возведении в нашем городе Дворца культуры, большой площади и памятника Куйбышеву (рис. 13).

 

 

Работу над скульптурой поручили все тому же Матвею Манизеру, который до этого уже зарекомендовал себя созданием для Самары бронзовых монументов Владимира Ленина и Василия Чапаева.

Однако тогда не существовало единого мнения не только о внешнем облике будущего центра города, но даже и о месте расположения на нем памятника Куйбышеву. Одни авторы предлагали установить статую на высоком пьедестале в центре новой площади, другие хотели вознести ее на крышу Дворца культуры, а то и вовсе вынести памятник на улицу Рабочую.

Первоначально возведение всего комплекса предполагалось завершить в ноябре 1937 года – к юбилею Великого Октября. Однако из-за недофинансирования работ и с неоднократной переделки документации завершить эти работы к 20-летию Советской власти так и не удалось. Хотя здание Дворца культуры уже строилось, окончательный вариант оформления будущей площади и памятника Куйбышеву бюро обкома ВКП (б) утвердило только в декабре 1937 года.

Работы по окончательной реализации проекта начались лишь в мае 1938 года, когда наконец-то были выделены необходимые для этого средства. На месте будущей площади развернулись беспрецедентные для того времени работы по бетонированию и укладке асфальта, которые окончательно завершились только в октябре. Но по поводу размещения на ней памятника Валериану Куйбышеву споры так и не прекратились.

В середине 1938 году Манизеру дали задание, согласно которому статуя должна была стоять на пьедестале высотой не менее 12 метров. Однако по соображениям экономии объем материала сильно урезали, и в итоге монумент оказался на постаменте гораздо ниже проектного. По этой причине голова у каменного Валериана Владимировича сейчас выглядит непропорционально большой, а вся его фигура кажется тяжеловесной и угрюмой (рис. 14).

 

Говорят, что композитор Дмитрий Шостакович, увидевший скульптуру после приезд в наш город во время войны, произнес такую фразу: «Вот передо мной усталый человек, который взобрался на табуретку»…

Памятник Куйбышеву на пахнущей свежим асфальтом площади его имени был торжественно открыт 5 ноября 1938 года. Уже через день у подножия монумента прошло первое официальное мероприятие – военный парад и демонстрация трудящихся. Официальное подписание акта о сдаче в эксплуатацию Дворца культуры состоялось лишь 30 декабря 1938 года.

Что же касается памятника Куйбышеву, то в ходе перестроечных процессов конца 80-х – начало 90-х годов неоднократно поднимался вопросе о его сносе, поскольку он является символом страшной сталинской эпохи, и затем о восстановлении кафедрального собора на месте нынешней площади Куйбышева. Однако в итоге в среде культурной общественности города возобладали разумные тенденции. Сторонников сноса памятника Куйбышеву убедили в том, что нам не стоит уподобляться властям коммунистических времен, которые снесли все памятники царского периода, и вместо них поставили каменных идолов, угодных своей идеологии. Так что памятник Куйбышеву ныне по-прежнему стоит на центральной площади города Самары (рис. 15).

 

Слово о памятниках и скульптурах, которые могут быть в Самаре

Разные времена порождают и разные памятники, это очевидно. Персональные монументы советской эпохи всегда имели ярко выраженную идеологическую направленность. Однако некоторые самарские мемориалы как советского, так и постсоветского времени, как уже существующие, так и проектируемые, нередко вызывают жаркие споры в среде самарской культурной общественности.

Между тем существует внушительный список известных личностей, культурных, научных и технических организаций и структур, а также событий и явлений, достойных того, чтобы в Самаре их увековечили в камне или бронзе. Вот только несколько примеров.

Любой город мира считает честью для себя иметь на своей территории памятник своему отцу-основателю. В центре Москвы, например, возвышается конная скульптура Юрия Долгорукого, а в Тольятти на берегу Волги стоит монумент в честь Василия Татищева (рис. 16).

 

А вот в Самаре памятник основателю города Григорию Засекину был открыт только 12 сентября 2014 года (рис. 17, 18).

 

 

Также необходимо рассмотреть вопрос о памятниках двум главам нашего региона дореволюционного времени – Степану Волховскому (рис. 19)

 

(первый самарский губернатор) и Константину Гроту (рис. 20)

 

(второй самарский губернатор). При этих руководителях Самара получила основные административные, социальные и культурные учреждения и структуры, большинство из которых существуют в нашем регионе и по сей день.

Именно в нашем крае художник Илья Репин (рис. 21)

 

писал этюды для своей знаменитой картины «Бурлаки на Волге» (рис. 22).

 

В настоящее время на набережной реки Волги в Самаре («под Ленинградской») установлена скульптура легендарных бурлаков (рис. 23, 24),

 

 

однако нашему краю необходим также и памятник автору этого эпохального художественного произведения. Он может появиться в Самаре, рядом со скульптурным изображением волжской рабочей артели, но также и в Тольятти, где Репин жил во время приезда в наш край, и в Ширяево, где он писал этюды для своей картины.

В Самарской губернии родились писатели Алексей Толстой (рис. 25),

 

Александр Неверов (рис. 26)

 

и Алексей Ширяевец (Абрамов) (рис. 27).

 

Здесь в разное время жили и работали такие известные деятели литературы, как Лев Толстой (рис. 28),

 

Сергей Аксаков (рис. 29),

 

Дмитрий Садовников (рис. 30),

 

Николай Гарин-Михайловский (рис. 31),

 

Александр Солженицын (рис. 32),

  

 Эдуард Кондратов (рис. 33),


  

 

Константин Федин(рис. 34),

 

и многие другие.

Наш великий писатель Лев Толстой в период работы над романом «Анна Каренина» часто приезжал в Самару, а также в свое самарское имение в Бузулукском уезде. Здесь им были написаны отдельные главы этого романа, и потому, на мой взгляд, необходимо рассмотреть вопрос об открытии в нашем городе скульптуры в честь главной героини этой книги Льва Толстого. Вопрос о месте для ее установки нужно еще дополнительно исследовать и решать отдельно.

В первой половине ХХ века в нашем городе жил и работал профессор Самарского университета Павел Преображенский (рис. 35),


  

один из возможных прототипов главного героя повести Михаила Булгакова (рис. 36)

  

«Собачье сердце». За свою нелояльность к марксистской идеологии он в 1918-1919 годах отсидел три месяца в Самарской губернской тюрьме на улице Ильинской (ныне Арцыбушевская), перед бывшим зданием которой и предлагается установить памятник профессору Преображенскому.

В Самаре необходимо также создать памятник героям книги Александра Неверова «Ташкент-город хлебный» - Мишке Додонову и Сережке Карпухину (рис. 37),

  

он же – памятник Поволжскому голоду 1921-1922 годов. Местом расположения такого памятника может быть площадь перед железнодорожным вокзалом, откуда самарцы в период города уезжали в Ташкент за хлебом.

Заслуживают знаков памяти также герои книги Аркадия Гайдара (рис. 38)

  

«Тимур и его команда» (рис. 39),

  

по которой в Куйбышеве в 1938-1939 годах проходили съемки одноименного фильма. Такая скульптура может быть установлена в районе Барбошиной Поляны, где в дачном поселке и происходили съемки фильма.

В течение 1943 года легендарный советский диктор Юрий Левитан (рис. 40)

  

из студии Куйбышевского радиодома, находившегося на улице Красноармейской, 17, читал сводки Совинформбюро, начинающиеся словами «Говорит Москва». Первоначально предполагалось, что он переедет в эвакуацию в Куйбышев осенью 1941 года, однако в связи с неготовностью в это время радиоцентра у села Семейкино (объект № 15) (рис. 41)

  

Левитан в 1941-1942 годах работал в Свердловске. Сам факт, что в 1941-1943 годах Левитана не было в Москве, в течение многих лет являлся государственной тайной. В связи со сказанным предлагается по указанному адресу в Самаре установить памятник Юрию Левитану.

Именно в Самаре-Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны проходил лечение после тяжелого ранения на фронте летчик Алексей Маресьев (рис. 42).

  

Именно здесь он восстанавливался после тяжелой операции, заново начинал ходить, а потом с протезами ног учился летать на самолете. Предлагается установить памятник Алексею Маресьеву у здания бывшего госпиталя, где он лечился.

Много лет в просвещенной среде Самары говорится о необходимости сооружения мемориала под условным названием «Безымянным строителям Безымянки». В нем следовало бы увековечить память о сотнях тысяч неизвестных рабочих и служащих Управления Особого Строительства, руками которых в годы войны была возведена эта историческая часть нынешней Самары, ее промышленные предприятия, вся инфраструктура, социально значимые объекты и прочее (рис. 43).

  

Именно благодаря работе Управления Особого Строительства Безымянка была обустроена и в 1942 году вошла в городскую черту областного центра. Всего за пять военных лет население Куйбышева выросло с 350 до 600 тысяч человек. Считаю, что памятник «Безымянным строителям Безымянки» в Самаре может быть установлен на пересечении улиц Гагарина и Победы.

Вполне заслуживает персонального памятника и руководитель Управления Особого Строительства – старший майор госбезопасности Александр Павлович Лепилов (рис. 44)

  

(его звание соответствует армейскому званию генерал-майора). Некоторых при этом останавливает тот факт, что Лепилов служил в рядах НКВД – организации, за которой в российском обществе многие десятилетия держится мрачная репутация. Однако автором предлагается увековечить память не репрессивному сталинскому ведомству, а конкретному человеку-созидателю. Лепилов руководил строительной организацией, которая в течение всего лишь шести лет буквально с нуля в неосвоенной местности возвела мощные предприятия, жилые кварталы и всю городскую инфраструктуру Безымянки. Ныне это крупнейший промышленный район Самары, фактически целый город в городе.

В качестве исторической параллели необходимо сказать, что другому генерал-майору, также служившему в структурах НКВД (МВД), а именно – Ивану Комзину (рис. 45),

  

который строил Куйбышевскую ГЭС и воссоздавал перенесенный из зоны затопления Ставрополь, в Тольятти ныне поставлен памятник, и в честь его названа улица. Так что скептикам следует напомнить народную пословицу о том, что не место службы красит человека, а человек место.

Вне всякого сомнения, установки памятника в нашем городе заслуживает Владимир Орлов (рис. 46),

  

один из наиболее успешных руководителей Куйбышевской области советского времени. Рука об руку с ним в те же годы работал Алексей Росовский (рис. 47),

  

председатель Куйбышевского горисполкома. Именно стараниями этих выдающихся личностей в областном центре началось строительство метрополитена, шоколадной фабрики, множества других промышленных, социальных и культурных объектов, а в Тольятти в это же время приступили к возведению Волжского автозавода.

Нельзя не сказать и о знаменитых конструкторах авиационной и ракетной техники, работавших в Самаре - Дважды Героях Социалистического Труда Дмитрии Козлове (рис. 48),

  

Сергее Королеве (рис. 49),

  

Викторе Литвинове (рис. 50)

  

и Николае Кузнецове (рис. 51).

  

В их честь, а также в честь других покорителей Вселенной, родившихся или много раз бывавших на самарской земле, следует создать отдельный мемориал в районе нынешнего Музея космоса. Среди таких героев – наши земляки Алексей Губарев (рис. 52),

  

Олег Атьков (рис. 53),

  

Сергей Авдеев (рис. 54)

  

и Олег Кононенко (рис. 55),

  

а также шестеро первых космонавтов, после полета проходившие реабилитацию в Куйбышеве – Юрий Гагарин (рис. 56),

  

Герман Титов (рис. 57),

  

Андриян Николаев (рис. 58),

  

Павел Попович (рис. 59),

  

Валерий Быковский (рис. 60)

  

и Валентина Терешкова (рис. 61).

  

Однако вместо этих памятников на площадке перед самарской ракетой «Союз» несколько лет назад по неизвестной причине появилась лишь похожая на куклу непонятная фигура в скафандре, уже прозванная в народе «космопупсом» (рис. 62).

  

Комментарии, как говорится, излишни.

В целом у просвещенных самарцев часто создается впечатление, что иные памятники и скульптуры, находящиеся в городском общедоступном пространстве, на наших площадях, улицах и набережных, порой появляются здесь достаточно случайно и не слишком продуманно.

Ныне не просматривается никакой обоснованной системы в увековечивании исторических событий, явлений, организаций или отдельных личностей, внесших наиболее яркий вклад в развитие и процветание Самары и Самарского края в целом, в решение его наиболее важных хозяйственных, социальных и культурных проблем. Во многом выбор сюжетов для созданных в последние годы скульптур, особенно малых форм, можно считать случайным. Этот выбор чаще всего оказывается основанным не на подлинных исторических и культурных приоритетах Самары, а на пристрастиях и вкусах отдельных людей, и в первую очередь высокопоставленных чиновников и должностных лиц.

На мой взгляд, необходимо направить этот процесс в плановое, научно обоснованное русло, чтобы тем самым постепенно формировать для жителей и гостей Самары тот облик нашего города, которого он заслуживает как один из ведущих промышленных, научных и культурных центров России и всего мира (рис. 63).

  

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара