При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Украденные реликвии

© 2014 И.Л. Павлович1, О.В. Ратник2

 

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный университет, г. Самара;
2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара, г. Самара.

 

(Опубликовано в сборнике «Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием», Самара: ПГСГА, 2014, - 449 с. , С. 304-316).

 

Миллионы лет тому назад геологические силы сформировали на северо-западе Самарской области уникальный ландшафт, настоящую жемчужину, известную сегодня под именами Рачейские Альпы (Рачейский бор) [8].

Данный район относительно благополучно пережил и разрушительную эпоху промышленной революции. Более того, он даже органично вписался в нее своей уникальной продукцией – живицей, что должным образом и было оценено специалистами. Вот как характеризовали этот район СССР в восьмидесятые годы ХХ столетия.

«К западу от Сызрани, почти на границе с Ульяновской областью, там, где реки Уса и Рачейка сотни лет размывали древние песчаники, превращая их в желто-розовые пески, поднялся замечательный лесной массив, привлекающий к себе свежестью и красотой пейзажа, чистотой родников, обилием грибов». [8]

В другом источнике читаем. «В Рачейском бору находятся комплексные памятники природы, на которые оформлены охранные свидетельства: Моховое и Узилово болота, несколько кварталов бора, скальные останцы и глыбы окаменевших деревьев. В Старой Рачейке обязательно надо запланировать дневку для радиальных выходов к некоторым памятникам природы» [2] (рис. 1-5).

Исторически сложилось так, что данная территория большую часть ХХ века находилась в относительной транспортной изоляции. Дорога из Самары в эти места даже в один конец неблизкая – более 200 км. Заезжих горожан там было мало, и приезжали они сюда ненадолго, по своим сугубо прагматичным делам (например, собирать грибы или ягоды). И практически всю последнюю четверть ХХ века наблюдался лишь отток из этого района сельского населения, переезжающего в крупные города. Возможно, что вышеуказанные обстоятельства самым непосредственным образом способствовали сохранению уникальных самобытных местных верований.

Ситуация сильно изменилась на рубеже XX и XXI веков. В этот момент, с одной стороны, резко выросла транспортная мобильность городского населения (да и сама его численность существенно выросла), с другой – через средства массовой информации, а также через Интернет была широко растиражирована информация об уникальных красотах этих мест. Направление людских потоков изменилось. И по вновь проложенным/отремонтированным дорогам сюда хлынул огромный неорганизованный поток горожан. В Рачейские Альпы поехали многие - кто на вновь приобретенные дачи, кто просто на «природу» на выходные, кто на шашлыки.

Грустным итогом этого процесса явилось следующее.

Первое. Всего лишь в течение одного десятилетия здешние леса буквально заполонили быстро растущие кучи мусора. Не зная, как выразить свои эмоции от дикой природы, приезжие разукрасили многие фрагменты скал различными надписями, граффити и даже просто цветными пятнами, благо современная техника позволяет все это творить, особо себя не утруждая.

Второе. Приезжие горожане, мало знакомые с местной историей и этнографией, и более того - «разогретые» СМИ, своей массовостью и напором в значительной степени трансформировали, а во многом и уничтожили местный самобытный фольклор. При этом сами приезжие «охотники за необычным» возвращались сильно разочарованными. Ничего интересного они не услышали и не увидели, просто зря прокатались. Что вполне закономерно. Ведь они просто не знали – как спрашивать и что смотреть.

Данную реакция разочарования приезжих, а также «замыкание в себе», а порой даже и отказ местных жителей от своих первоначальных рассказов/сообщений авторы подробно обсуждали в ходе личной переписки с одним из ведущих российских фольклористов, доктором филологических наук А.А. Панченко (г. Санкт-Петербург, Институт русской литературы). Последний не видит в данной ситуации ничего необычного, находя реакцию «аборигенов» на внешнее информационное давление со стороны более массовой культуры вполне классической.

Вот что он написал авторам в одном из своих писем: «Во-первых, многие люди, живущие в России, испытывают (зачастую не без оснований) повышенную тревогу, сталкиваясь с приезжими горожанами (в том числе и с фольклористами). Если при первом интервью такой человек ведет себя более открыто, и ведет беседу более спонтанно, то повторный опрос на ту же тему вызывает у него тревогу, он не может до конца понять, почему к нему привлечено столь пристальное внимание, и зачем его просят рассказать заново то, что он уже однажды рассказывал… Во-вторых, многое зависит от того, как интервьюер распорядился информацией, полученной в ходе опроса. Если он тем или иным образом привлек к информанту излишнее общественное внимание (скажем, материалы опроса были опубликованы в СМИ), то вполне естественно, что последний будет негативно относиться к последующим опросам и интервью».

Третье. Под натиском приезжих горожан данный район понес и весьма ощутимые материальные потери. Здесь речь идет о массовом вывозе фигурных камней – конкреций, а также жерновов и их заготовок, находившихся в местных лесах. Прежде всего, конечно речь идет о ныне печально известном урочище «Белая лошадь» (более подробно речь о нем пойдет ниже), но его разрушение явилось только вершиной айсберга.

Самарский фотограф, парапланерист-краевед Виктор Пылявский, много времени уделявший изучению данного района и посетивший его самые труднодоступные уголки, неоднократно сообщал авторам, что в период с 2012 по 2014 годы наблюдал массовый вывоз из урочища фигурных камней и жерновов.

Это явление Виктор Пылявский объяснял следующим образом. Часть населения Сызрани, Тольятти, Самары восприняло откуда-то появившийся слух о том, что если установить «рачейский камень» на своем огороде или приусадебном участке, то можно получать из года в год завидный урожай. Этот слух быстро распространился по всей области, вследствие чего за местными конкрециями началась настоящая охота. Под горячую руку попали и заготовки жерновов, и даже сами жернова. Но самое страшное, что этим поверьем сразу же воспользовались предприимчивые деятели, организовавшие сбор и вывоз камней уже целыми грузовиками.

Как отмечает Виктор Пылявский, ранее довольно многочисленные фигурные и обработанные камни ныне стали в местных лесах большой редкостью.

Вот что принесла в Рачейский бор современная городская культура.

К счастью, первым исследователям, в том числе и авторам данной статьи, удалось, пусть ненамного, но всё же опередить этот поток, и на протяжении последних двух десятилетий активно поработать в этих местах. В ходе проведённых исследований у авторов сложилось стойкое убеждение, что история Рачейских Альп изучена еще недостаточно хорошо.

Например, совершенно неясен вопрос о «старом татарском поселении». Вот что о нём пишет местная исследовательница Галина Журловая: «Название села Смолькино, по официальной версии, произошло из-за обилия смолокурен в окрестностях села (чувашское название Аса-Пусе, то есть родники реки Уса). Когда-то здесь было татарское поселение (впервые оно упоминается в документах 1733 года), следы которого ныне остались в виде кладбища на ближайшем бугре. Позже это село опустошила эпидемия холеры, и в итоге сохранившиеся его остатки были сожжены, чтобы не допустить дальнейшего распространения мора» [1].

Важно отметить, что еще в 1985 году одной из первых быличек современного городского фольклора, ставшей известной авторами, явился пересказ современной легенды о существовании на северо-западе Самарской области ныне неизвестного древнего города. Важно отметить, что наличие подобного города совершенно не вписывалось в классическую концепцию истории, принятую в настоящее время для данного региона. Долгое время эта быличка считалась специфическим новоделом, порождением эпохи перестройки. Но сравнительно недавно авторам стало известно о существовании «Топографического описания Симбирского наместничества» составленном в 1780 году надворным советником Т.Г. Маленицким, упоминающем легендарный каменный город в местах, ныне называемых Рачейскими Альпами. Тогда советник Т.Г. Маленицкий города так и не нашел, но видел «камни с изображенными на них фигурами солнца и луны» [5].

Следует указать, что в данном районе в настоящее время авторам известен/обнаружен, по меньшей мере, один объект с нанесенными на его поверхность солярными символами. Местные жители называют его «Бабай-тюале». На снимке у камня «Бабай-тюале» запечатлены историк-краевед Олег Ратник (справа) и журналист Михаил Кроз. Справа от центра на фотографии вынесены увеличенные фрагменты вершины камня «Бабай-тюале», слева его предполагаемый аналог, ныне находящийся на территории Чувашии (рис. 6).

Авторы также считают, что, возможно, современная быличка о неизвестном городе в какой-то степени может подпитываться/перекрываться/замещаться местными быличками о «каменных избах/домах», скрывающих вход в протяженные тайные подземелья.

Некоторые из этих «каменных изб/домов» авторы осматривали лично. На снимке историк-краевед Олег Ратник осматривает фрагмент скалы, именуемый местными жителями «Каменный дом» (рис. 7).

С сожалением приходится констатировать, что уже сегодня ряд «каменных изб/домов», а также некоторые местные пещеры, носят следы самодеятельных неумелых раскопок. В частности, это касается одной из пещер, находящейся у истоков реки Усы и приписываемой местными легендами Степану Разину. Там рухнула «крыша-козырек», кем-то подкопанная, а также произошли другие сильные обрушения. Так что теперь продвижение в глубины горы требует проведение основательных крепежных работ и значительной выемки грунта. Еще одна из ныне раскапываемых пещер в августе 2014 года едва не похоронила неких других незадачливых диггеров, что едва не привело к повторению достопамятной трагедии Сокских штолен, но уже в Рачейском бору.

О том, что история данного района изучена еще недостаточно, свидетельствуют также и недавно открытые тут штольни. Эти объекты самарские знатоки пещер случайно обнаружили в 2012 году. Вот что рассказал о них известный самарский спелеолог, председатель Самарской спелеологической комиссии Михаил Бортников: «Когда мы начали проводить поквартальные исследования, то обнаружили подземные полости, о которых в последние десятилетия нигде не было никакой информации. То есть об этих объектах население просто-напросто забыло, они полузасыпались грунтом и заросли деревьями, травой, кустарником. И вдруг мы на них наткнулись – сначала на один, потом на второй, третий… Более того, мы уже получили неопровержимые доказательства, что это не природные подземелья, а рукотворные штольни, которым наверняка уже более сотни лет. Мы предполагаем, что эти горные выработки появлялись для каких-то культовых целей. Вполне возможно, что здесь искали конкреции сливных песчаников – обтекаемые монолиты причудливых форм – для совершения языческих обрядов. Эта версия гораздо более правдоподобна, поскольку здешние рудники не очень похожи на те, которые используются для добычи песка. Хотя песок здесь хороший, кварцевый» [10].

В 1989 году И.Л. Павлович, находясь в данном районе, услышал от местных жителей оригинальную быличку. В ней сообщалось, что рядом с селом Смолькино в лесу есть особая поляна с «ритуальными камнями». На этой поляне для местного населения наибольшую значимость имел камень иногда местными именовавшийся как Самеле/Смеле, что значит «каменный конь», иногда говорили просто - «Белая лошадь», без упоминания собственного имени. Данный камень задействовался ими в старинном ритуале вызывания дождя, осуществлявшимся в этой местности в особо засушливые годы [4].

Несколько поколений смолькинцев приходило сюда с просьбами о благополучии: молили о дожде в засуху и о хорошем урожае. С незапамятных времен ритуальное посещение поляны возлагалось только на самых уважаемых людей села. При этом добираться туда они должны были обязательно пешком, неся с собой угощение и родниковую воду для «купания/омовения» каменных изваяний, взятую непременно в урочище «Семиключье». Сохранилась история, что раньше даже председатель местного колхоза специально выделял полотенца для омовения и продукты для приношения в дар «коню» [9].

Необходимо указать, что в этой быличке упоминалась связь «Белой лошади» и еще одного местного культового объекта - лесного урочища Семиключье. Оно и сегодня известно своими чистыми родниками [8]. Вода в них в любой сезон года имеет температуру пять градусов по Цельсию. Авторы, после консультации с известным самарским спелеологом, кандидатом физико-математических наук Д.Ф. Китаевым, пришли к выводам, что, скорее всего, эти родники запитываются водой из какой-то большой подземной полости. Данный факт косвенным образом подтверждается местными верованиями, в которых говорится: «В глубине, в карстовых пустотах, здесь протекает большая подземная река» [3].

Известно, что фигурные камни на культовой поляне уже страдали от рук человека. Во второй половине двадцатых годов ХХ столетия, в угаре борьбы с религиозным мракобесием, на камни уже «натравливали» лесорубов. Но тогда организовано покончить с «поляной камней» не получилось. Хотя в индивидуальном порядке вандалы разбили кувалдами немало камней. Но после того, как среди «активистов» пошла череда несчастных случаев, камни трогать перестали.

Еще через полвека было отмечено, что к валунам, наведываются «обследователи» со вполне определенной целью – использовать валуны в качестве строительного материала. Чтобы этого не произошло, эти скалы тогда предполагалось передать под охрану лесному ведомству» [8].

Долгое время данное место скрывалось от чужаков, в связи с чем непосредственно на поляну с ритуальными камнями авторы попали только в июле 2000 года. (Отдельные наиболее интересные фрагменты истории знакомства и поиска авторами урочища «Белая лошадь» представлены в статье И.Л. Павловича «Древние капища и современный туризм». [7]).

Вот что авторы первоначально увидели в этом урочище: «На лесной поляне стояло несколько глыб-конкреций кремнистого (сливного) песчаника, подвергнутых в большей или меньшей степени ручной обработке. В центре поляны располагался большой камень, своим обликом воспроизводящий контуры лежащего на животе коня/лошади. По его поверхности были четко прочерчены линии, вырисовывающие конскую упряжь - седло, стремя, уздечка (рис. 8, 9).

Камень, называемый «Конь/Лошадь», находился в окружении ряда других фигурных камней-конкреций. Пять из них имели явно выраженные следы обработки и носили собственные названия – барашек, олень, жеребенок, всадник/воин, баба. Остальные камни на этой поляне местные называли просто «лягушками». Эти конкреции практически не были обработаны. Представляется, что форма, размеры, а главное – порядок размещения камней на поляне, в том числе относительно центрального камня «Коня/лошади», были заданы не случайно.

Удалось установить, что сама «каменная лошадь» была повернута относительно севера на 1500, что соответствует проекции Млечного Пути на поверхность Земли в данном районе. Ориентация камней фигурной группы, задаваемая граничными камнями «жеребенок» (220) и «всадник» (250), совпадала с проекциями звезд Бета и Гамма Малой Медведицы в данную точку Земли в середине апреля, что могло отмечать время начала весенней страды.

Вторая группа камней, определяемая тремя большими «лягушками», имела следующие углы расхождения (отсчитываемые от центрального камня «Коня/лошади»): 600 - проекция звезды Альфа Лиры (Вега) в конце мая; 650 - проекция звезды Альфа Тельца (Альдебаран) – в начале декабря, и Альфы Льва (Регул) – в конце февраля; 800 - проекция звезды Альфа Орла (Альтаир) – середина июля. Расчеты по астро-топологической ориентации камней по просьбе авторов провели кандидаты технических наук С.А. Самаров и кандидат физико-математических наук Д.Ф. Китаев.

В ходе поездки 2000 года поляна и все находившиеся на ней конкреции были сфотографированы. Сама поляна и ее ближайшие окрестности авторы запечатлели на профессиональную видеокамеру.

Любопытно отметить, что на поляне урочища «Белая лошадь» были сделаны и другие открытия. Например, небольшой каменный сосуд. Внутри него находилась плотно набитая растительная труха. Возможно, что когда-то в этом сосуде хранились ритуальные травы (рис. 10).

Необходимо отметить, что не увенчались успехом все попытки авторов вывезти в этот район для оценки обнаруженных объектов представителей профессионального историко-археологического сообщества, причём как столичных, так и региональных. Ехать на местность специалисты дружно отказывались, как, впрочем, и работать с накопленными фото- и видео материалами. Главная мотивация отказов – большая занятость специалистов и невключение этих объектов в планы работы.

В ноябре 2008 года «ритуальная поляна с камнями» была показана по одному из областных телеканалов. Практически сразу после демонстрации данного сюжета камни с поляны пропали. Авторы считают, что все они оказались вывезены неустановленной группой лиц в неизвестном направлении. Поскольку данные камни не были официально зарегистрированы, и не находились на учёте в какой-либо организации, их официальный поиск правоохранительными органами не производился [9].

Вместе с тем после пропажи камней интерес к ним в регионе парадоксально усилился, в том числе и в туристическом плане. Появилось множество желающих посетить это место.

Областные «специалисты» задним числом даже включили эти камни в Энциклопедию Самарской Губернии (см. статью «Каменная лошадь» на нашем сайте [11]).

ООО «Медиа Корпорация «Русь ТВ» Самара по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния», сняла целый фильм «О чем молчат камни», посвященный культовым камням Поволжья [6]. Он вышел в прокат в сентябре 2012 года.

В заключение хочется сказать, что современный человек обычно соприкасается с необычным через литературу, музеи, кино, телевидение. Однако наибольшее удовлетворение, эмоциональный подъем, он получает при прямом контакте, чаще всего в туристических поездках и в самодеятельных походах. Вместе с тем выше приведенная история – яркий пример того, как за весьма короткое время народная быличка «материализовалась», а потом вновь ушла в духовную сферу. Уникальный этнографический материал ныне оказался во владении неких частных лиц, без каких-либо гарантий его дальнейшего сохранения, с потенциальной угрозой полного уничтожения. Но интерес к этому месту сохраняется, формируя устойчивый туристический поток, и данный факт, несомненно, требует для него организации каких-то охранных мероприятий, а также банального разъяснения необходимости бережного отношения к следам языческой культуры на территории нашей малой Родины (рис. 11-15).

 

Литература

1. Журловая Г. Но прошлое в нас не уснуло… Из истории села Старая Рачейка, Сызрань, 2004, 276 с.

2. Криволуцкая Л.К. По Куйбышевской области. По родным просторам, М.: Физкультура и Спорт, 1987, -176 с., (С.78).

3. Купание «Каменного коня» В лесах, где живет Кереметь [Текст], [Электронный ресурс] // Режим доступа http://thursday.narod.ru/litera/horse.htm (дата обращения 02.07.2014)

4. Локтева Н.Д. В лесах, где живет Киреметь// областной журнал «Самара и Губерния», №1 (март), 2002, [Текст], [Электронный ресурс] // Режим доступа http://sgubern.ru/journal/article.php?AID=7260 или http://administraziya.ucoz.ru/index/0-10 (дата обращения 03.07.2014 г.).

5. Масленицкий Т.Г «Топографическое описание Симбирского наместничества» 1780 г. [Текст] стр. 68-69, [Электронный ресурс] // Режим доступа: Maslenitskiy_T.G._Topograficheskoe_opisanie_Simbirskogo_namestnichestva._1780_g.pdf (дата обращения 04.07.2014 г.).

6. О чем молчат камни [видеофильм/видеозапись] / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния», фильм вышел в прокат в сентябре 2012 года.

7. Павлович И.Л. Древние капища и современный туризм // журнал Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 4 (7-8) 2014, С. 3-10.

8. Памятники природы Куйбышевской области. Куйб. кн. издательство, 1986, - 158 с.

9. Украли идолов. В чувашском селе осквернена языческая святыня, «Хронограф» областной аналитический еженедельник [Текст], [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://chronograf.ru/articles/?num=143&a=3193 (дата обращения 30.07.2014 г.).

10. Шабалина И. Горы, сосны и глас веков // Самарские известия №99 (6288) от 08.06.2012, электронная версия http://samarskieizvestia.ru/document/13976 (дата обращения 08.07.2014 г.).

11. Энциклопедия Самарской Губернии // Каменная лошадь [сайт, tvsamara], [Текст], [Электронный ресурс] // Режим доступа [Текст]http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=10&id=134 (дата обращения 03.07.2014 г.), видеосюжет об урочище «Белая лошадь», продолжительность 1 мин 44 секунды.


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу