При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Каменные болваны

Информационные фантомы, или неучтенный страницы истории Среднего Поволжья?

 

Данная работа является продолжением исследований автора, частично отражённых в статьях: «Куда делись каменные бабы, или как вернуть утраченные знания», «Неучтённые природные памятники и некоторые проблемы, связанные с их сохранением», «Фольклорный материал как источник информации о местных достопримечательностях», а также главка в книге «Легенды Самарского Заречья. Маяки времен».

Первым в окружении авторов тему каменных болванов стал разрабатывать в начале 90-х годов ХХ столетия самарский краевед и этнограф Кирилл Серебренитский. Тогда в фонде самарской приходской библиотеки он обнаружил «Исторические заметки о Самарском крае», в 1860 году опубликованные исследователем А.Ф. Леопольдовым в одном из журналов МВД (ч. ХLII, кн. 6 - 1860). В заметке сообщалось: «Самарская губерния - граница, оконечность Азии. Дикие племена одно за другим проходили по здешнему краю, и после себя оставили только слабые следы своего пребывания. История не сохранила нам почти никаких заметок о дикарях, некогда здесь кочевавших… Хотя они кое-где испестрили необозримые степи курганами и дали названия некоторым рекам и урочищам, но время мало помалу сглаживает бугры с лица земли, а названия некоторых рек и урочищ остались в тёмных преданиях народов, наследовавших кочевья первобытных обитателей…

От древних времён тут остались кумиры больших размеров, или, по простонародному выражению, каменные бабы, болваны. Их находили на пространствах, занимаемых ныне Николаевским и Новоузенским уездом, и далее к северу. Долго стояли они среди обширных пустынь, и рука любителей древностей не касалась их…

Эти бабы представляли женскую фигуру в сидячем положении, высеченную из дикого камня или известняка. Головы их несоизмеримо велики, в сравнении с туловищем, на них заметен человеческий убор, довольно похожий на повязки (кички), употребляемый и поныне, волосы на висках и с боков представлены в виде плёток, но ниже шли две косы, соединяясь внизу. Груди необыкновенно большие и висячие, живот также большой, выдающийся вперёд, ноги едва обозначены рельефом на пьедестале, сложены ниже пояса. Руки придерживали какой-то четырёхугольник.

Другой род истуканов представлял, по-видимому, мужчину с непокрытою головою и также в сидячем положении, без рук и без ног; голова круглая, на лице заметны места глаз и ушей, но без носа. Вокруг головы обруч, от чего голова представлялась в виде скуфейки; пониже половины туловища высечен пояс выпукло; ниже пояса камень без всякой отделки. Длина болванов от 2,5 до 3 аршин, толщина около аршина, весу в них от 25 до 30 пудов.

Археологи читали их изображениями покойников; но едва ли это верно, ибо фигура везде одинакова. Вероятно, это были символические изображения, составляющие необходимую принадлежность гробниц.

Русские видели в каменных бабах для себя какие-то страшилища, проходя мимо их, они творили молитву и крестились, веря, что в них живут нечистые духи… Но время истребило суеверие, а также русские, перестав наконец страшится истуканов, свезли их в селения и положили под здания, или на лежни у ворот для сидения… Теперь их нет на степях, и в памяти народной осталась одно только слабое и тёмное об них воспоминание».

В начале 80-х годов ХХ столетия в областном архиве Самары (в то время город именовался Куйбышев) автор (с подачи известного в своё время куйбышевского краеведа архивариуса Валерия Семеновича Блока) ознакомился с папкой материалов, собранных ещё в начале ХХ века действительным членом императорского общества археологии и этнологии Ф.Т. Яковлевым. Относительно каменных болванов Ф.Т. Яковлев записал: «Местные рассказывают о фигурных камнях болванах, отмечающих особо целебные родники. Здесь их называют Вứла Мокошь, что означает тучи собирающие, воду отворяющие.

Вполне возможно, что именно такой фигурный камень был обнаружен в ходе авторской поездки в июле 2009 года (рис. 1).

(Подпись к фото 1. Поисковик Борис Кильменев осматривает предполагаемого каменного болвана Вứла Мокошь, Самарская Лука июль 2009 г.)

Говорят, их много в окрестностях реки Сок… Болваны частенько покидали свои постаменты и ходили за людьми. Чем очень пугали местных крестьян…

Насколько местная вера в подобные события была сильна, свидетельствует тот факт, что крестьяне неоднократно жаловались властям на эти безобразия, и просили их оградить и защитить. Они так надоели властям своими жалобами, что сюда сначала прислали священников, а потом, для вразумления крестьян, ещё и отряд казаков. Казаки, особо не вникая в суть проблемы, проехались по окрестным деревням и всех жалобщиков перепороли нагайками. После чего жалобы самым удивительным образом прекратились».

Кирилл Серебренитский пытался проверить данную информацию, но нашёл только следующую запись («Самарские Епархиальные ведомости». 1871 г. Неофициальная часть. Год пятый, Самара Средне-волжская губернская типография, с. 244-245): «При речке Чёрной, берущей своё начало из трёх довольно больших лощин и впадающей в р. Сок… верстах в двух от деревни Берёзовки [деревню Берёзовку и Чёрновку разделяет 18 верст, и обе они образованы переселенцами из села Раковка] пролегает старинный Уфимский тракт, известный в здешней местности под именем болванной дороги. Это название старожилы объясняют тем, что дорога была некогда охраняема от набегов кочевников сторожевыми пикетами, сами же места этих пикетов были обозначены столбами, фигуры которых несколько походили на человеческие…»

В конце ХХ века известный сибирский археолог Андрей Буровский в своих «Историях о необычном» зафиксировал свидетельство: «Местные (жители Хакассии) говорят, что каменные истуканы способны сами по себе передвигаться и даже нападают на людей… Дед, плотно сложив обе ноги, стал переваливаться, медленно продвигаясь…

Я ясно представил себе, как огромный камень передвигается, раскачиваясь, торчит над кустами своей обработанной головой…

Ещё местные помнят: «Пальцем на истукана нельзя показывать, а то он ночью придёт, спрашивать будет – зачем тыкал».

(А.М. Буровский - сибирский писатель-историк, один из лучших современных авторов, выступивших в жанре отражения современного фольклора. Именно ему принадлежит цикл рассказов о неизвестном «Сибирская Жуть» (Красноярск – М. 2000 – 2007 и «Необъяснимые явления. Это было на самом деле» (М. 2015).

В ходе летней поездки 2009 года Виктору Пылявскому с воздуха удалось обнаружить одного из подобных опрокинутых каменных болванов, или в просторечии - каменную бабу. Обратите внимание: древнее изваяние обезображено, имеет множество сколов, и почти всё оно покрыто самыми гадкими надписями.

В заключение стоит напомнить, что ещё в начале ХХ века в степях России были известны несколько сотен каменных баб. Сегодня по музеям и непосредственно на местности их, скорее всего, наберется не больше полусотни. Более того, и к огромному сожалению, сегодня отношение местного населения к историческим памятникам ужасно.

С этим нужно что-то делать, но вот только что? Вопрос остаётся открытым (рис. 2).

(Подпись к фото 2. Поисковики Максим и Борис осматривают «классического каменного болвана», Самарская Лука июль 2009 год).

И.Л. Павлович.

 

Литература

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2001. Легенды волжских подземелий. Самара, изд-во ООО «НТЦ». 148 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2002. Миражи над Жигулями. Самара, изд-во ООО «НТЦ». 124 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2003. Тайна и легенды самарских подземелий. 2-е изд., испр. И доп. Самара, изд-во ООО «НТЦ». 252 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2005. Играющие тени (Современные мифы Поволжья: загадки, поиски, гипотезы). Самара, изд-во ООО «НТЦ», 268 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2009. Неизвестная Самара. Рассказы, не вошедшие в городскую историю. Самара, изд-во «Книга». 143 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2010. Легенды Самарского Заречья. Там, где упала звезда. Самара, изд-во «Книга». 180 с.

Павлович И.Л., Ратник О.В. 2011. Легенды Самарского Заречья. Маяки времён. Самара, изд-во «Книга». 182 с.


Просмотров: 44


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара