При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Заволжский исторический вал

Ученые самых различных специальностей выдвинули множество гипотез, объясняющих происхождение многих старинных тайн, преданий и былин Самарского края. При этом выясняется, что ряд древних загадочных сооружений нашей области тесно связан с легендарными цивилизациями, которые тысячи лет назад существовали на просторах Великой Русской равнины. Одним из таких загадок считается Заволжский исторический вал (рис. 1).

Невероятных масштабов стена

Согласно одной из многочисленных гипотез, Среднее Поволжье в глубокой древности стало последним оплотом представителей некоей великой расы, жившей на востоке Русской равнине несколько тысяч лет назад. Однако под натиском кочевых племен они были вынуждены уйти со своих коренных мест. Теснимые врагами, беглецы в конце концов пришли на берега Волги, где надежно укрылись в труднодоступных пещерах и горных ущельях, основав здесь подземные поселения.

Исследователи из самарской неправительственной организации «Авеста» в течение многих лет организуют экспедиции по обследованию ряда аномальных точек, связанных с этими древними легендами. О таких феноменах рассказывают руководители «Авесты» Игорь Павлович и Олег Ратник (рис. 2).

- Во время одной из наших экспедиций мы обследовали обширную местность на границе Красноярского и Кинельского районов Самарской области, где хорошо видны остатки циклопического объекта, в исторической науке известного как «Заволжский исторический вал». Этими словами современные российские историки именуют некое грандиозное сооружение, которые в наши дни выглядит как земляная насыпь, вдоль подножия которой тянется хорошо заметный ров. Сейчас эта насыпь имеет высоту до пяти метров и семь-десять метров в ширину, а глубина рва колеблется от одного до трех метров. Но мы предполагаем, что в момент своего возведения Заволжский исторический вал имел куда более впечатляющие размеры, вполне сравнимые по масштабам с античными «чудесами света» (рис. 3-10).

Это вовсе не какой-то археологический объект местного значения, как можно вначале подумать. Дело в том, что следы упомянутого грандиозного сооружения прослеживаются по всему российскому Заволжью – от Астраханской области до Татарстана, после чего эта земляная стена поворачивает на восток и теряется где-то в предгорьях Среднего Урала. Но в любом случае размеры Заволжского исторического вала не могут не поражать: в общей сложности его длина составляет не менее двух с половиной тысяч километров.

Многие фрагменты этой величественной цепи ныне занесены на географические карты ряда российских регионов Средней Волги и Южного Урала. В частности, в Самарской области Заволжский исторический вал четко прослеживается на левом берегу Волги, в степях в районе устья реки Чагры, близ границы с Саратовской областью. Затем эта гряда идет через Пестравский, Красноармейский и Волжский районы, однако здесь сохранились только его отдельные фрагменты, практически полностью разрушенные временем. А вот на участке между Самарой и Красным Яром, в частности, у села Водино, исторический вал ныне заметен лучше всего, и здесь он имеет наибольшую высоту, а тянущийся у его подножия ров – наибольшую глубину.

Экспедиция «Авесты» в течение ряда лет обследовала сохранившиеся до сегодняшнего дня участки этого сооружения, особенно в тех местах, где тело Заволжского исторического вала в результате дорожных работ оказалось рассеченным поперек – например, у села Водино Красноярского района, где был устроен карьер по добыче самородной серы (рис. 11).

Отмечено, что в разрезе вал имеет хорошо заметную трапецевидную форму. Кроме того, здесь и по сей день сохранились навалы из бутового камня, которым древние строители когда-то укрепляли основание своего циклопического сооружения. Осмотром и отбором проб с данных участков экспедиция пока и ограничилась, хотя известно, что с территории Красноярского района исторический вал уходит дальше на север Самарской области, а затем в Татарстан и Башкортостан.

 

Кто же его построил?

Нельзя сказать, что до сегодняшних дней российские историки, археологи и ученые других специальностей совсем никак не изучали этого гигантское даже по современным масштабам сооружение. Просто официальная наука пока что не обращает на Заволжский исторический вал особого внимания, поскольку считается, что это всего лишь остатки русских оборонительных укреплений против кочевников, возведенных в XVIII веке по указам российских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Однако многие археологические материалы опровергают указанную точку зрения. Хотя в русских архивах действительно есть сведения о строительстве небольшого числа укреплений в Заволжье в те времена, все же следует полагать, что при освоении степных пространств в XVIII веке русские переселенцы всего лишь реконструировали Заволжский исторический вал, уже существовавший к тому времени. Здесь по сей день сохранились остатки реданов – земляных укреплений, на которых в то время устанавливалась артиллерия (рис. 12, 13, 14).

Доводов в пользу этой точки зрения тоже имеется немало. Однако в доказательство гораздо более древнего происхождения вала можно привести хотя бы вот такие аргументы.

Во-первых, уже давно подсчитано, какое количество рабочих рук необходимо для строительства подобной земляной насыпи высотой хотя бы в несколько метров и длиной в две с лишним тысячи километров, а также прилегающего к ней рва. И оказалось, что даже если бы дружно взялись за лопаты все без исключения переселенцы, приехавшие в Заволжье в XVIII веке, в том числе грудные младенцы и глубокие старики, то все равно они так и не смогли бы построить вал таких размеров, по крайней мере в течение полувека. И при этом непонятно, почему ни в архивах, ни в преданиях не сохранилось никаких сведений о возведении такого колоссального укрепления, которое по размерам можно сравнить разве что с Великой китайской стеной!

Второй аргумент более серьезный. Как уже говорилось, официальные историки полагают, что исторический вал строили русские поселенцы для защиты от степных кочевников. Однако стоит только взглянуть на это сооружение - и мы увидим, что тянущийся вдоль него ров обращен вовсе не на восток, а… на запад! Стало быть, народ, который строил эти укрепления, защищался не от нашествия восточных племен (например, монголо-татар или ногайцев), а от нашествия каких-то других варваров, приходящих с запада!

 

Исчезнувшая цивилизация

Последние археологические сведения говорят о том, что Заволжский исторический вал был возведен некой могущественной и многочисленной расой огнепоклонников (по всей видимости, зороастрийцев) примерно во II тысячелетии до нашей эры, то есть около четырех тысяч лет назад. Эти данные вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, загадочного города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этой древней и до сих пор еще таинственной цивилизации. При этом последними исследованиями доказано, что Аркаим, как это ни парадоксально выглядит, строился по той же схеме, что и другие древние легендарные поселения. Среди них, например, загадочная Атлантида, внутреннее устройство которой было описано в трудах античных авторов (рис. 15).

По всей видимости, уже в те времена аркаимцы хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне знаний этой расы. Наверняка именно этот весьма развитый для тех времен и очень многочисленный народ и построил тысячи лет назад Заволжский исторический вал, который должен был играть роль оборонительных сооружений при набегах с запада диких европейских племен - скорее всего, германских и угро-финских.

Но по неизвестной нам пока причине Аркаим буквально в один день прекратил свое существование. Очень быстро с просторов Восточно-Европейской равнины исчезла и построившая этот город могущественная и таинственная цивилизация. Остатки древнего народа, как предполагается, укрылись в пещерах на территории современной Самарской Луки, основав здесь загадочную подземную расу. Оснований для такой версии немало: ведь легенды о неких «пещерных жителях» фольклористы записывали в этих местах еще в XIX веке.

О том, что эти «пещерные люди» представляют собой «осколки» некоей древней цивилизации, можно найти подтверждение в работах известного астролога Павла Глобы (рис. 16).

Вот что он пишет: «Между Волгой и Уральскими горами родился и жил Заратустра (рис. 17)

– мудрейший философ и реформатор древности. С его именем связывают древнейшую земную цивилизацию, ныне забытую. Однако о ней по сей день помнят древние пещерные монахи, иногда выходящие к людям из своих подземелий».

 

Подземные старцы

Фольклористы подтверждают, что в разных уголках Среднего Поволжья до наших дней сохранились сказания о так называемых подземных старцах. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. И при этом у аномальщиков есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе «В лесах» П.И. Мельникова (Андрея Печерского) (рис. 18):

«Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого озера Светлояр, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности (рис. 19).

При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.

Конечно же, сейчас ученый мир пока не располагает достоверными сведениями о существовании в подземельях Самарской Луки какой-то особой человеческой расы (рис. 20).

Но разве приведенные выше легенды, а также археологические находки не могут быть поводом для интереса будущих исследователей?

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу