При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Блуждающие огни

© И.Л. Павлович, ведущий инженер, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет», г. Самара (Россия).

© О.В. Ратник, преподаватель истории высшей категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара», г. Самара (Россия).

 

(Опубликовано в сборнике: «Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции». – Самара: ПГСГА, 2015, 304 с., С. 193-203).

 

На территории Среднего Поволжья, в двухстах километрах к северо-западу от города Самара, находится уникальная ландшафтная территория, именуемая «Рачейскими Альпами». Часть ее населения и сегодня является хранителями весьма самобытной мифологии. О некоторых местных быличках, преданиях, легендах говорится в статье на нашем сайте «Украденные реликвии», а также в статье «Древние капища и современный туризм», опубликованной в № 4 (7-8)/2014 журнала «Austrian Journal of Humanities and Social Sciences». [11, с. 3-10] (рис. 1-3).

Но одна местная быличка заслуживает особого отдельного рассмотрения.

27 июля 2006 года, в 20 часов 18 минут вечера в ходе обследования скальной гряды в окрестностях села Смолькино, авторы наблюдали летающий/блуждающий светящийся объект. Тогда в юго-западной части уже темнеющего небосклона в течение нескольких секунд появился небольшой красный шар, за которым тянулся яркий хвостик. В какой-то степени это напоминало быстро летящую в небе комету. Его размер оценить было сложно, поскольку оставалось неизвестным точное расстояние до «огонька».

При полном безветрии объект быстро удалялся в юго-западном направлении. За время его нахождения в поле видимости авторов удалось сделать лишь один фотоснимок, да и тот был произведен практически на пределе чувствительности восприятия фотоаппарата.

Три года спустя, 25 июля 2009 года в окрестностях села Большая Каменка, примерно в 2 часа 05 минут ночи, авторы вновь наблюдали в небе яркий светящийся блуждающий объект (или световое пятно), с угловым размером примерно в однокопеечную монету. Этот объект не двигался по прямой, а совершал движение по весьма сложной траектории (имитирующей что-то вроде изломанной объемной восьмерки). Объект быстро менял свою высоту и положение относительно линии горизонта, при этом меняя яркость своего свечения, а также и свои наблюдаемые размеры.

Первое, что тогда пришло на ум – в небе находится вертолет с работающим прожектором. Машина поднята в воздух пилотом, который теперь там столь залихватски куролесит, закладывает косые восьмерки на крутых виражах. Данное наблюдение продолжалось достаточно долго, так что Игорь Павлович смог найти фотоаппарат и сделать ряд снимков.

Первые два из них были сделаны, когда объектив был просто направлен в сторону объекта, в темноте тот не ловился в окошечко видоискателя. Последний снимок был сделан, когда объект удалось поместить в центр кадра.

Поскольку на мониторе фотоаппарата на первых двух кадрах вообще ничего не было видно, а на третьем кадре объект смотрелся лишь как яркая точка, съемка была прекращена. Тем более, что через какое-то время сам объект умчался в северном направлении.

Важно отметить, что оба этих раза съемка ночных объектов производилась на фотоаппарат марки SONY DSC-W-100, имеющий формирователь изображений цветной ПЗС 9,10 мм (тип 1/1,8). Число задействованных пикселей 8068000. Покадровая съемка велась в автоматическом режиме при соблюдении штатных настроек фотоаппарата.

Позже с помощью специальной программы было выполнено сравнение изображений, сделанных в 2006 и 2009 годах. Проведенный анализ показал, что с вероятностью в 86% авторами был запечатлен, скорее всего, один и тот же объект, хотя и при различных условиях съемки. И это очень хороший показатель вероятности. Для проверки качества работы программы было произведено сравнение зафиксированного изображения выше описанных объектов и летящего в ночи светящегося «китайского фонарика» (траектория его полета была прямой точно по направлению ветра). Последние сравнение дало идентичность изображений оцениваемое всего в 7%. Для дополнительной проверки работоспособности программы было произведено сравнение первого и второго кадров, сделанных один за другим в июле 2009 года. Их вероятность идентичности составила - 99,97%, что вполне понятно, поскольку сравнивалось изображение одного и того же объекта, фиксируемого одним и тем же фотоаппаратом с минимальным разносом их фиксации по времени.

Можно утверждать, что с высокой долей вероятности авторам удалось по меньшей мере дважды наблюдать на территориях, расположенных достаточно далеко друг от друга, один и тот же уникальный объект.

Следует отметить, что на компьютере заснятый объект довольно хорошо просматривался. На экране можно было различить сложный трехслойный объект, где синее круглое ядро, окружено красными и зелеными нитями. К сожалению, полученные при максимальном разрешении распечатки, выполненные даже в цветном исполнении, снимки не обладают должной четкостью, а при черно-белом исполнении его печать дает лишь мазню. Впрочем, данный объект представлен на цветной вкладке-распечатке в двух авторских книгах - «Легенды Самарского Заречья. Маяки времен», Самара, 2011 год, и «Легенды Самарского Заречья. По следам неизведанного», Самара, 2012 год. Так что же это мог быть за объект?

В ходе опроса местного населения (а в селе Смолькино главным образом проживают чуваши) авторы отметили, что многие (особенно те, кто хоть раз по тем или иным причинам бывал ночью на окрестных болотах), видели в небе блуждающие огни [13, с. 145-147]. При этом огни не вызывали большого удивления, а просто воспринималась как летучая нечисть. Она даже получила здесь собственное имя звучащее как «Патавка-бусь»/«Пата-кабуся». [12, с. 34-35].

Авторы не знают, что точно означает это имя или прозвище. Вместе с тем принимавший участие в первых авторских исследованиях данного района самарский этнограф Кирилл Серебренитский по данному вопросу даже специально консультировался с чебоксарскими этнографами. Он выяснил, что, скорее всего, данное имя составное и складывается из двух разносмысловых слов. Первая его часть - «патавка», в современном чувашском языке совершенно нераспространенно и ныне малопонятно. [19]. Вероятно ему наиболее близко по звучанию слово «пудовка», означающее старинное чувашское пудовое ведро, а вторая часть имени - «бусь», или «пусь», в чувашском языке имеет значение «исток», «начало» [1, с. 152].

А если еще учесть, что данный объект чаще всего наблюдался при движении в воздухе, то получается, что имя «Патавка-бусь» следует истолковывать как «Летучая голова», имеющая форму старинного пудового ведра, и находящаяся в начале или у истоков чего-то.

В ближайшем от села Смолькино поселке Старая Рачейка также неоднократно видели в небе странные блуждающие огни, но предпочитали именовать их не «Патавка-бусь», а просто «летун».

Местная исследовательница Галина Журлова записала следующую историю: «Помнит Ольга Максимовна толпу людей, идущих за дедушкиным гробом. Скучала по нему, плакала. Видела его во сне. Пока не пришла монашенка Дуня: «Чему радуетесь? Вас «летун» навещает! Летит по небу яркий шар, да шасть к вам в трубу!» Стали наблюдать. Однажды комната ярко высветилась.

Ольга спит, улыбается, разговаривает во сне. «С кем это ты ночью говорила?» - спрашивает Дуня-монашенка. «А ко мне дедушка приходил», - отвечает та. Тогда и повесили ей на шею ладанку. Больше Ольга деда не видела» [5, с. 59].

Уже упоминавшийся выше этнограф Кирилл Серебренитский считает, что в данной местности образ «Патавка-бусь» подменил собой образ злого духа древних верований чувашей, именующийся «Албаста». О последнем в «Энциклопедии чувашских сел Самарской области» говорится: «Албаста/Алпаста является к женщинам, лишившимся по какому-либо случаю своих любимых мужей, родителей или детей, и тоскующим о них. Он является к ним в виде любимых ими лиц, производит такое сумасшествие» [23, с. 270].

Вместе с тем авторы видят несомненную близость местных представлений о Патавке-бусь со сказаниями о таком чувашском волшебном существе, как «летящий огнь», именуемым «Куйкорот»/«Кайгар»/«Куйгорож» (в чувашском языке слово «куй» означает «змея», а «корот» – «сова») [6]. Также есть сходство с легендами о летунах/огненных змеях, более известных по мордовским и русским преданиям [10, с. 238-239; 13, с. 135-150].

Но вместе с тем в преданиях о «Рачейском летуне» имеется ярко выраженная местная специфика. Например, здесь еще в начале девяностых годов рассказывали следующее: «Если в наших местах кого-то убивали, и не хоронили согласно предписаниям определенного обряда, то в деревню мог прилететь Патавка-бусь. Вот как это описывали: «Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая, к хвосту все тоньше. Летит прямо в деревню… Там он порой «еритứцет» мертвеца, а затем, поводив умершего по окрестностям, уводит на болото. Больше того умершего никто и не когда не видел…»

«Еритứцет» - странное и редкое слово/понятие. Что же оно означает?

М.Н. Власова, ведущий исследователь русских суеверий, знает это слово, и трактует «еритứцет»/«еритứцетит» как «ныне редко распространенное народное утверждение, означающий дарованную мертвецу способность ходить по смерти». [3, с. 143]. Зачем Патавке-бусь нужны/требуются мертвецы, местные жители не раскрывают, или же сами уже просто не знают.

Общепринято, что Патавка-бусь обычно блуждает в небе, но где же он живет или находится в то время, когда не летает? В одном из вариантов ответов на этот вопрос речь идет о Моховом болоте, странным образом сохранившемся здесь реликте давно минувшей ледниковой эпохи [14, с. 80-83].

По другой версии, место его жительства – это скалы, или «дома Патавки-бусь». Здесь указываются на отдельные, и при этом различные участки местных скал, именуемые каменными домами/избами [11, с. 4]. По преданиям, все эти избы соединены между собой разветвленной системой подземных проходов, по которым может свободно перемещаться летун. Подтверждение этим рассказам нашел О.В. Ратник, когда осматривал камень «Йубейде-Тяуле» (птица-камень). На его вершине он нашел вертикальный колодец с гладкими стенами, ведущий в небольшую пещеру у основания камня, расположенную как бы под «клювом большой птицы головы» [9, с. 63].

В начале 90-х годов ХХ столетия авторы совместно с группой единомышленников, среди которых был и опытный самарский спелеолог, кандидат физико-математических наук Д.Ф. Китаев, потратили немало времени на поиск, идентификацию и предварительные исследования местных «каменных домов/изб». Действительно, в некоторых из них имеются промоины и щели, ведущие в потайные глубины земли, но большинство этих проходов крайне извилисты и узки. Там внутри имеется множество выступов и изгибов. Психологически находится в них страшно, а перемещаться по этому лабиринту - настоящий подвиг. Вместе с тем интересно отметить, что местами песчаник, образующий эти скалы, имеет следы напоминающие оплавление с последующим быстрым застыванием, что привело к образованию в этих щелях гладкой, почти стеклянной поверхности.

Связано ли это оплавление с подземным движением «летунов», или какими-то естественными геологическими процессами, пока до конца не ясно.

Важно отметить, что, по легендам, эти подземные ходы тянутся от Рачейской гряды (или истоков реки Уса) до пещер Шелехметской гряды (это не менее 70 километров), где огненный шар предстает уже в образе огненного колеса, и совмещается с древним божеством Авсень/Аусин/Овсень [22, с. 258]. При этом следует учесть, что в районе Шелехметской гряды даже сегодня сохранились соответствующие топонимы - Аусин овраг/Аусин камень [1, с. 63].

Считается, что, когда «летун» странствует в подземельях, в проходах под скалами, то «овраги гудят, поют… и в распадках сильный ток воздуха ощущается».

Местные жители считают, что Патавка-бусь осознанно не подпускает людей к своим подземным владениям. В этой связи представляет интерес местная байка о шайке разбойников. Однажды, спасаясь от преследователей, они имели глупость укрыться внутри одного из таких домов-пещер - и больше их никто и никогда не видел. Хотя справедливости ради следует сказать, что, согласно другой быличке, перед уходом в Сибирь одну из ночей отряд Ермака провел именно в таком каменном доме/избе, ныне именуемым пещерой Степана Разина [11, с. 4].

Работая в районе Рачейских Альп, авторам удалось узнать несколько любопытных особенностей, приписываемых местным летунам. Например, обычно огненные шары здесь появлялись ночью, но когда летом бывают сухие грозы, то они могли появиться и при полуденном солнце. Считалось, что голубой шар – молодой, а красный шар – старый. Старые не опасны. Шары могут двигать холмы, менять течение рек, пробуждать родники, или наоборот - уводить воду. Порой они тушат лесные пожары. Иногда случается, что два шара сходятся и начинают «давить» друг друга, а иногда они и вовсе молниями «пуляются».

В контексте вышеизложенного интересно рассмотреть ещё одну, крайне интересную, и при этом практически не воспроизводимую ныне историю о том, как в 1997 году, как бы охраняя свою территорию, Патавка-бусь в небе над «Рачейскими Альпами» уничтожил военный вертолет, скорее всего, приняв того за соперника. Все три члена экипажа винтокрылой машины погибли [15, с. 3].

3 августа 1997 года военный вертолет МИ-24 столкнулся с «блуждающим летуном», после чего современная боевая машина словно прошла сквозь сито, полностью потеряла горизонтальную составляющую скорости, а затем камнем упала на землю. Удар был такой силы, что сейсмический толчок фиксировался даже на расстоянии в 30-40 км от места катастрофы. Аналогов подобных аварий во всей мировой практике можно пересчитать по пальцам. Машина была исправна, её системы в норме, погода стояла хорошая. Что же с ней случилось – непонятно. Это странная и страшная история. Но вполне можно понять, почему данный сюжет не разрабатывается и не тиражируется специалистами. Слишком уж он не вписывается в современную воздушно-авиационную концепцию. Но вот почему эту историю практически позабыло или не хочет вспоминать местное население – объяснить сложнее.

Известен рассказ о появлении Патавки-бусь в этих местах во время лесных пожаров 70-х годов, буквально уничтожавших леса Ульяновской области. Тогда он появился из земли, в темной задымленной ночи, осветив лес яркой синей вспышкой. В месте его выхода образовалась длинная глубокая траншея. Большие деревья, росшие в этом месте, оказались выворочены с корнем и разбросаны в разные стороны. Некоторые стволы были обуглены, словно по ним прогулялся электрический разряд, начиная от верхушек и заканчивая высвободившимися корнями. Но метеорологи утверждали, что в этот день никаких гроз в этих местах просто не было. При этом пожарные отметили благотворную роль этого шара. Тогда бушующий пожар дошел до этой траншеи, остановился, а затем угас, словно потерял свою силу. При этом немалая часть леса оказалась не пострадавшей от огня.

Одно из последних зафиксированных сообщений о появлении в этих местах огненных шаров, связанных с лесными пожарами, датируется 20 июля 2005 года. Тогда со стороны Теренгульского района Ульяновской области появился красный шар диаметром около 5 или 6 метров. При полёте шар испустил зелёный луч, что вызвало возгорание травы на одном из полей [21, с. 8].

Еще с одной особенностью Патавки-бусь местные жители связывают некоторые формы окрестного рельефа. Так, один из фрагментов выровненного участка скальной гряды считается «следом» частых пролетов здесь огненных шаров Патавка-бусь. Это место здесь именуется Савран-лог. В Поволжье слово «Савран» чаще всего употребляется в значении «крутиться» [1, с. 146]. В этом месте люди испытывают весьма необычные эмоции. В данной связи Савран-лог соотносится с урочищем Винедусь, находящемся на Самарской Луке (Вероятно, более правильное название этого урочища - «Вене пусь», что переводится с эрзянского как «ночной шум», и означает место, где некто или нечто часто шумит по ночам). Здесь люди также часто испытывают сильные и весьма необычные эмоции, а также наблюдают появление летающих огненных шаров [9, с. 63].

Действительно, в местечке Савран-лог различные исследователи, и в том числе авторы данной статьи, зафиксировали весьма необычные ощущения. Вот описание одного из них, датируемое июлем 2000 года: «Было полнейшее безветрие. Ярко светило солнце. Сосны стояли совершенно неподвижно. Неподвижен был и кустарник – не колыхался ни один листочек, ни одна верхушка, ни одна веточка. И при этом слышался шум, которого просто не могло быть в этом месте и в это время. Шумели неподвижные сосны, причем шумели так, словно их ломал неистовый ураган. И было еще одно ощущение, что будто бы совсем рядом могучие морские волны налетают на скалы, разбиваются мельчайшими брызгами, после чего густыми шапками несутся вглубь материка. И это ощущали практически все участники данного похода. Казалось, еще немного, всего несколько шагов - и за линией крайних сосен откроется безграничный водный простор. И с каждым пройденным метром, волнующееся море ощущалось все явственнее, а разгоряченные лица ощущали соленую водную пыль… Потом мы словно бы миновали какую-то незримую границу - и всё это развеялось, вернув ощущения людей в привычную реальность…»

Еще одно место Рачейских Альп также весьма тесно связанно с «летуном». Местный лесник Иван Алексеевич показал авторам тогда еще свежий «провал у питомника», образовавшийся на том месте, где сравнительно недавно из-под земли поднялся/выскочил «летун». Этот провал несколько раз огораживали, но он активно расширялся, и при этом раз за разом обрушивая установленную ограду.

Чуть дальше, в нескольких километрах от «провала у питомника», находился еще один, более древний «провал летуна». Последний к настоящему времени уже достиг невероятных размеров, и зарос большими деревьями. По местным преданиям, именно в этом провале некогда исчез целый «свадебный поезд».

Вот как сегодня здесь описывают эту историю: «Со смолькинскими карстами связана и одна из местных легенд, страшноватая и таинственная, как и все остальные. О том, как когда-то давно в яму, разверзшуюся внезапно на дороге, рухнул целый свадебный поезд - молодые, гости и лошади с телегами. Несколько дней из-под земли слышались стоны, а потом всё стихло. Не знаю, правда ли это, но у дороги к Алёшкину, возле лесного питомника действительно есть карстовая воронка, заросшая лесом. Многие смолькинцы помнят, что ещё лет двадцать назад в её центре был глубокий провал - колодец метров 15 глубиной, а потом его затянуло песком. И дорога там делает резкую петлю - так, словно раньше пересекала место провала…

О том, почему провалился под землю свадебный поезд, старики говорят почти одинаково: проклял их кто-то - может быть, неудачливый соперник, а может, и недоброжелатели… Мало ли завистников у чужого счастья? В силу проклятия чуваши вообще очень верят; в старину, например, в семейных ссорах старались не употреблять бранных слов, чтобы не притянуть злые силы, обходились безобидными оскорблениями: ты зерно, ты рожь, ты овёс… Верили, что словом можно причинить серьёзный вред и даже убить: проклянёшь - и человек станет болеть и умрёт, а то и вовсе земля его живым возьмёт, или в камень обратится…» [7].

Поросший лесом провал и сегодня внушает тоскливое чувство. Впрочем, последняя местная легенда, с точки зрения автора, находится в несомненной сюжетной связи с легендой о «черном провале» района урочища Левент, находящемся в десятках километров к востоку от Рачейских Альп, уже на территории, ныне называемой Самарской Лукой.

Вот что говорится в «Энциклопедии чувашских сел Самарской области» про одну из легенд урочища Левент: «Некогда в Березовом Солонце проживал богатый крестьянин, некий Леонтий, имевший сына и дочь. Чтобы не делить свое богатство, он решил женить сына, а дочь отвез в Кармалы. Возмущенный действием Леонтия, кто-то из гостей будто бы сказал: «Сёр саттар сана» («Чтоб ты провалился сквозь землю»). И тогда свадебный поезд будто бы действительно провалился. И на том месте образовалась яма, и заросла лесом. Однако память людей об этом жива. Теперь это место считается «нечистым» [23, с. 175].

Кирилл Серебренитский на основе анализа местного материала, учитывая несомненную схожесть двух вышеприведенных преданий, находит здесь параллели с некоторыми поверьями жителей северо-запада России. Там сохранилась «память» о том, что огненные шары это не естественные существа, а творения рук «умелых» людей.

«Летающие, огненные шары есть вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны творят силой своей воли. Они направляют его на человека, и шар, рассыпавшись о свою жертву, вызывает опасные заболевания» [3, с. 269].

Развивая данную тему, Кирилл Серебренитский склонен в какой-то степени разделить гипотезу о том, что огненные шары в народном сознании воспринимаются как некая вторичная, довольно редко наблюдаемая форма посмертного существования человека. «В преданиях четко прослеживается цепочка: человек + нечто дающее смерть в особой форме, затем трансформация человека сначала в колдуна, а потом и в огненный шар» [4, с. 377].

Как уже говорилось выше, в «Рачейских Альпах» огненный шар часто поднимается из ям-провалов, иногда при этом их и образуя. Последнее роднит данный персонаж с другим Летуном, более известным на просторах Самарской Луки под именем «Эй-вся» (рис. 4-6).

Об огненных шарах Эй-вся сегодня известно следующее: «Они для людей опасны. Мама рассказывала, что, когда наши ходили в Самару зимой, Эй-вся боялись» [17, с. 210]. Информация об этом персонаже представлена в краеведческом фильме-исследовании «В гости к шишигам» (Самара, 2012 [2]).

Вот еще одно из свидетельств подобного проявления летунов, в свое время обнаруженное и зафиксированное К.И. Серебренитским: «Тетя Нюра еще в детстве знала, что шишиги шныряют в темноте в пустых банях, в заброшенных сараях, на склонах оврагов – на границе человеческого жилища и на грани обыденного человеческого сознания… И всегда они могут прорваться в нашу повседневную жизнь – если в ней что-то сдвигается с места, если сознание потрясено… Так, например, когда умер ее шурин, молодой мужик, неожиданной и странной смертью посреди дороги, прямо за рулем автобуса, над домом Лариных летал в сумерках рассыпчатый огненный змей, его видела сама тётя Нюра, а соседи даже хотели пугнуть из ружья, чтобы не повадился…

В 1956 году (другая рассказчица) Клавдия Федоровна Боголюбова заночевала в лесу у дороги на Ширяево, и видела, как с черных гор полетел большой белый шар, причем показалось, что как бы одна гора раскрылась, и шар бесшумно вылетел изнутри, как из кратера вулкана» [20].

«Местная жительница Евдокия Ефимовна рассказала, как перед её мужем, пахавшим на тракторе ночью в поле, вдруг возникли три огненных стога: маленький, побольше и ещё больше, и постепенно стали пропадать. Многие видели огненные шары, в образе которых, как здесь убеждены, к тоскующим вдовцам и вдовам являются их покойные супруги. Баба Дуся вспоминала, как в молодости они с подругой в сумерках видели, как прилетевший откуда-то огненный шарик, попрыгав немного по земле, скользнул в подпол к соседу, сильно убивавшемуся по недавно умершей жене. Рассказала бабушке, та пошла к соседу, заявила ему напрямик: нехорошими делами занялся… Тот мялся, прятал глаза, и наконец признался: ночью, мол, бабушка-покойница приходила… Об огненных шарах и прочих наваждениях в селе Аскулы рассказывают спокойно, без мистического ужаса и блеска в глазах. На дне оврагов они живут, в ямах провальных у них гнездовья. Отсюда они на поверхность выходят… Если куда молнии бьют, значит, там у них гнездовья… Как говорит баба Таня: «Это всё врáги…» (врáги - ударение на первом слоге). «Бесы?» - «Ну да, бесы. Враги» [8, с. 34].

Вместе с тем многолетняя работа с самарским фольклором позволяет авторам утверждать, что память об огненных шарах–летунах в Поволжье практически полностью утрачена. К некоторым исключениям можно отнести, вероятно, лишь местное поверье о «беседующих» с летунами, взятое М.Н. Власовой у самарского фольклориста Д.Н. Садовникова (1870-1875): «Было хорошо известно, что Огненного Змея привлекало чрезмерное горе вдов. Когда он прилетал, остановить и подчинить его можно было, только сказав: «Тпру!» В некоторых источниках добавляется необходимость перед прилетом змея предварительно воткнуть в землю определенным образом три железных ножа. После этого змей попадал в некоторую зависимость от человека, выполнял его просьбы, открывал тайны Земли и Неба, прошлого и будущего. Отпуская змея, необходимо было разорвать на себе рубашку вниз от ворота, иначе Змей не улетал, а губил остановившего его человека» [3, с. 157].

И еще одно местное свидетельство, некогда в детстве услышанное самарским краеведом Б.В. Кельменевым. Он вспоминал, как его пугали: «Молнии не зови. А то Огневик прилетит, плохо будет». А когда он начинал расспрашивать: «Это как молнии звать? Да кто такой Огневик?», то ответа не получал. Со временем из разговоров старших мальчик узнал, что Огневик - это вроде бы шаровая молния. И если он появляется, то жди большого пожара.

«Раньше Самара часто от них горела», - вздыхали взрослые. «Как налетят они с гор через Волгу, да поднимутся по оврагам – все, считай, города и нет…»

По малолетству тогда ему все это казалось сказками. И только повзрослев, он узнал, что в прошлом Самара не раз выгорала практически дотла. А вот Огневик так и остался для него, впрочем, как и для большинства самарцев, лишь фольклорным персонажем.

Вместе с тем огненные шары и сегодня наблюдаются в небе над Самарой. Например, в ночь с 22 на 23 ноября 2013 года самарец Иван Панченков (повторив наблюдение 2000 года) зафиксировал фотоаппаратом странный объект. По словам наблюдателя, это «нечто» напоминало светящийся шар, который сперва был неподвижен, а затем стал менять свою траекторию. [18]. Подобные проявления характерны и для других районов области. Например, 21 июня 2001 года большой огненный шар видели в окрестностях села Кинель-Черкассы, а 24 мая 2002 года село Верхние Белозерки «посетила» группа огненных шаров. Летая по деревне, они выбивали окна и поджигали деревья [16]. И это свидетельствует о важности любых сведений о подобных объектах.


Литература

1. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара: Изд-во «Самарский университет». 1996. – 192 с.

2. В гости к шишигам [видеофильм/видеозапись] / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» Самара, по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния», фильм вышел в прокат в сентябре 2012 г.

3. Власова М. Н. Новая Абевега Русских суеверий, СПб, 1995, - 380 с.

4. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопед. словарь – Спб. Азбука – 2000, - 672 с.

5. Журлова Г. Но прошлое в нас не уснуло… Из истории села Старая Рачейка, Сызрань, 2004, 276 с.

6. Куйгорож // материал из энциклопедии Википедии [Текст], [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88 (дата обращения 02.10.2014 г.)

7. Локтева Н.Д. В лесах, где живет Киреметь // областной журнал «Самара и Губерния», №1 (март), 2002, [Текст], [Электронный ресурс] // Режим доступа http://sgubern.ru/journal/article.php?AID=7260 или http://administraziya.ucoz.ru/index/0-10 (дата обращения 03.07.2014 г.)

8. Локтева Н.Ю. Аскулы – сердце Самарской Луки // журнал «Самарская Губерния» №1 (10), 2001 г.

9. Мифология Самарского края Путеводителя по Самарскому краю 2002-2003 годов, Самара, Самарский дом печати, 2003 г., - 618 с.

10. Огненный змей Энциклопедия Мифы народов мира, в двух томах, «Советская Энциклопедия», том 2, 1982, С. 238 или Огненный змей // Википедия [Текст], [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E3%ED%E5%ED%ED%FB%E9_%E7%EC%E5%E9 (дата обращения 19.08.2014 г.)

11. Павлович И.Л. Древние капища и современный туризм // журнал Austrian Journal of Humanities and Social Sciences № 4 (7-8)/2014, С. 3-10.

12. Павлович И.Л. Пата-Кабуся – Кто он? // журнал «Свет» №1, 1997, С. 34-35.

13. Павлович И.Л., Ратник О.В. Легенды Самарского Заречья. Там где упала звезда. Самара: ООО «Книга», 2010, - 180 с.

14. Памятники природы Куйбышевской области. Куйб. кн. издательство, 1986, - 158 с.

15. Погибли все: Авиакатастрофа в Сызрани // газета «Ведомости Самарской губернии» № 30 (37), 09.08.1997, С.3.

16. Происшествие в Белозерках // «Пульс Поволжья» №24 (169) 12 июня 2002 г., С.4.

17. Рощевский Ю.К. Народная проза Самарской Луки, Тольятти, 2002, - 340 с.

18. Самарец заснял НЛО // газета «Ведомости Самарской губернии» 14.04.2000, С. 13 и НЛО над Самарой. http://progorodsamara.ru/news/view/158505 (дата обращения 17.11.2014 г)

19. Серебренитский К.И. Мужик – медведь и баба мохнатая. Йубейдэ на горах за поселком Гремячий [Текст], [Электронный ресурс] // http://www.gumilev-center.az/muzhik-medved-i-baba-mokhnataya/ (дата обращения 22.07.2014 г.)

20. Серебренитский К.И. Дэрэде и Подземная Страна Змей [Текст], [Электронный ресурс] http://www.gumilev-center.ru/dehrehde-i-podzemnaya-strana-zmejj/ (дата обращения 02.10.2014 г.)

21. Траву у села Смолькино подожгли инопланетяне? // газета Комсомольская Правда 07.09.2005, самарская вкладка, С. 8.

22. Фаминцын А.С. Божества древних славян, изд. «Алетейя», СПб, 1995 – 364 с.

23. Энциклопедия чувашских сëл Самарской области. Историко-этнографические материалы/ Автор-составитель В.Е. Симаков: Учебное пособие. Самара: Изд-во «НТЦ», 2008, - 404 с

24. PROГород. НЛО над Самарой 20 мая 2014 г, комментарии «блогера Вадимыча» к представленному материалу [Текст] http://progorodsamara.ru/news/view/164970 (дата обращения 10.09.2014 г.) // приведено два видеоролика огненного шара или НЛО.


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара
    Разместить свою рекламу