При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Бестелесные голоса

© И.Л. Павлович, ведущий инженер, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Самарский государственный университет (СГАУ), г. Самара (Россия).

 

(Опубликовано в сборнике «Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием». Самара: СГСПУ; Глагол, 2016, - 480 с., С. 275-284).

 

На рубеже XIX и ХХ веков в городской культуре европейских народов происходило разделение, а где-то и прямое замещение традиционного и архаичного в своей основе религиозно-мистического фольклора на фольклор оккультно-мистический и оккультно-научный (последний существенно дополняется сначала концепциями научно-фантастической литературы, а позже и творческими фантазиями видового ряда современного кинематографа).

Вследствие этого произошла замена, например, традиционных быличек, повествующих о «нечистой силе», на современные рассказы об НЛО и о контактах с их пилотами - энлонавтами. Указанное замещение описано в работе бывшего директора Академии космической медицины СССР (город Новосибирск) В. Санарова «НЛО и энлонавты в свете фольклористики» [13, с. 145-154], а также затронуто в работе К. Юнга «Один современный миф» [16] (рис. 1).

В этом свете нужно отметить, что на территории Среднего Поволжья, и, в частности, в Самарской области до настоящего времени всё ещё сохраняется весьма самобытная мифология. О крайне любопытных местных быличках, преданиях, легендах на этот счёт говорится в статье на нашем сайте «Блуждающие огни».

В данном материале автор обращается к одной из современных волжских быличек – о так называемых бестелесных голосах. Рассказы об этом явлении известны во многих уголках земли с древнейших времен.

Крайне соблазнительно связать подобные описания с хорошо известным физическим явлением, именуемом эхом. Тем более, что один из вариантов греческой легенды о судьбе прекрасной нимфы Эхо прямо на это и намекает: «Она высохла так, что остался только ее голос» [3, с. 247] (рис. 2).

В Японии издревле также известны бестелесные голоса. Там их именуют Уван, Ëкай или бестелесные Навии. Считается, что эти духи селятся в заброшенных храмах/домах, и они обычно не контактируют с человеком.

В средневековых рыцарских сагах и романах весьма красочно описаны сумрачные залы таинственных замков, наполненные бестелесными голосами, выводящими непонятые фразы, и невидимыми руками двигающие самые различные предметы. Таков, например, Шахматный замок Грааля [4, с. 62].

Почти классикой стал отрывок из ирландской саги «Плавание Мак-Дуйна», где приводится следующее описание: «Они [путешественники] плыли, пока не приблизились к гигантскому серебряному столпу. Был он четырехгранный, и каждая его сторона в два удара корабельных весел; чтобы обхватить его, требовалось восемь ударов весел. Ни клочка земли не было подле него - один бесконечный океан. Не было видно ни основания столпа, ни вершины его - так высок был он. С верха столпа спускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и корабль со свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее. Они услышали с вершины столпа голос - мощный, звонкий, звучный, но не могли понять, ни кто говорит, ни на каком языке» [8, с. 45].

Было бы ошибкой считать, что подобные истории можно найти только в далеком прошлом. Интересная история приводится российским исследователем, кандидатом исторических наук, доктором философских наук А.М. Буровским (цикл «Загадки Хакасии»): «На Енисее, между Тувой и Хакасией, близ современного поселка Майна, было древнее кладбище. Каждую ночь, ровно в полночь, на кладбище раздавался голос. Откуда он шел, было неясно. Говорил (как бы) мужчина, но возраст его нельзя было определить. Какой-то бесплотный, шелестящий голос, словно бы и неживого существа, бесстрастно произносил что-то вроде: «Теки мордо села поки тева».

Все местные жители прекрасно знали об этом голосе. Знали и археологи, и всегда приводили на кладбище очередного новичка… Этот голос записывали на магнитофон. Язык пытались определить, слова понять. Много раз пытались определить, откуда все-таки исходит этот звук… В 1980 году при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС это кладбище затопили. Теперь в лучшем случае остались только магнитофонные записи» [14, с. 194-198].

На Самарской Луке рассказы о бестелесных голосах тоже известны давно, и в основном они проецируются на один из отвершков Аскульского оврага. Там часто слышно некое неясное бормотание. Но кто «говорит», и что именно говорит - совершенно непонятно: «То лешанка поëт, за стогами прячется» [12].

К сожалению, эти рассказы малоинформативные. Впрочем, последнее характерно для большинства сообщений о необычных явлениях Самарской Луки (например, рассказы о появляющейся багровой стене или о темном столбе [12]).

В начале ХХ века самарский исследователь Ф.Т. Яковлев записал: «На пчельнике часто слышны какие-то неопределенные звуки, и туда никто не ходит, потому что это место нечисто… Кто-то стонет, плачет, а никого нет…» [17].

Уже в конце ХХ века самарский этнограф Кирилл Серебренитский зафиксировал былички о бестелесных голосах, звучащих в майтуганских туманах. Там в темные безлунные ночи порой появляется призрак старого разбойничьего скита, и даже сегодня можно услышать странные бестелесные голоса, зовущие куда-то случайного путника, что-то нашептывая ему в ночи.

Какие-то звуки, похожие на эти бестелесные голоса, автор слышал лично. Это произошло в ходе поездки с одной из московских съемочных групп в урочище Вавилов дол. Любопытно отметить, что там тоже есть заросший лесом овраг. И в какой-то момент обычные лесные звуки – шелест листвы, скрип стволов и постукивание ветвей, сменилось размытым шумом, характерным для современной городской улицы – обрывки каких-то разговоров, гул проезжающих разномастных автомобилей. А самое интересное было в том, что эти звуки не просто воспринимались на слух, но и устойчиво фиксировались.

В рамках рассматриваемой темы автор также рекомендует обратить внимание на рассказ писателя А.А. Бушкова «Веселый женский голос» (цикл «Непознанное»). Конечно, А.А. Бушков - не лучший источник к использованию в рамках разрабатываемой темы, но дух подобных историй он передает замечательно, так что следует учесть и его: «…Где-то почти над моей головой женский голос – громкий, звонкий, молодой – произнес короткую непонятную фразу и умолк. Причем на репродуктор это не походило нисколечко, звучало так, словно над головой у меня, на верхней полке, сидит женщина, она-то и сказала что-то непонятное, едва я оказался рядом. Но ведь нет там никого! … Прошелся я несколько раз взад-вперед. Всякий раз одно и то же: едва ступишь на эту чертову плиту, раздается женский голос: – Антелло калеми орто… Одна и та же фраза, всякий раз… буква в букву, ручаюсь, я ее слышал столько раз, что вызубрил наизусть» [1, с. 97-122] (рис. 3).

Далее следует отметить, что целенаправленный поиск аналогичных материалов в Интернете показывает их крайнюю редкость. Некоторое исключение их «вкрапление» в те или иные художественные произведения.

Выше были отмечены, как бы их правильно назвать, эти несуразности – звуковые призраки, но уже в рамках ранее упомянутого явления профессор А.М. Буровский вскользь упомянул, что подобные явления были описаны в художественной литературе и для радио-эфира. Здесь А.М. Буровский имеет в виду отрывок из повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век»: «Есть такой любопытный эффект… Если включить бортовой приемник на автонастройку, то рано или поздно он настроится на странную передачу. Среди тишины и шорохов эфира, раздается голос, спокойный и равнодушный, и повторяет одну и ту же фразу на «рыбьем» языке. Много лет его ловят, и много лет он повторяет одно и то же… Я слышал это, и многие слышали, но немногие рассказывали. Это не очень приятно вспоминать… Эфир пуст - даже помех нет, лишь слабые шорохи. И вдруг раздается этот голос…

Существуют записи, над расшифровкой которых многие бились и бьются сейчас, но, по-моему, все это бессмысленно…» [2].

Для правильного восприятия дальнейшей информации следует сделать небольшое отступление. В настоящее время считается, что обычно современный человек просто не способен непосредственно воспринимать радиоволны/радиосигналы. Конечно, здесь речь идет лишь о допороговых мощностях излучения. Поскольку, окажись человек в фокусе излучающего локатора, он просто поджарится, непосредственно ощутив радиоизлучение.

Но современная цивилизация уже довольно давно подарила человеку такое изобретение, как радиоприемник. И стоит ли удивляться, что современный фольклор обогатился целым рядом рассказов о таинственных сигналах или даже о целых передачах. К сожалению, большая часть информации о них сохранилась лишь в художественных произведениях (таких например, как роман Алексея Толстого «Аэлита», 1922 год), или в кратких газетных сообщениях об опытах Николы Теслы, его конкурента Гульельмо Маркони и ряда других изобретателей. Все они утверждали, что в начале ХХ века получали некие внеземные сигналы, которые не смогли расшифровать.

Следует указать, что, поскольку автор не является специалистом в области радиосвязи (а получить хорошую консультацию непосредственных специалистов по данной теме не удалось), то в данной статье представлена лишь информация о неопознанных радиоголосах, а не обо всей известной совокупности зафиксированных радиосигналах непонятной природы (типа «Вау», «Блу», и т.д.).

В этой связи интересна следующая малоизвестная история: «Летом 1903 года в Гималаи направилась экспедиция англичанина Дж. Томсона. В частности его интересовали проблемы дальности распространения радиоволн. И вот однажды, находясь на высоте около пяти километров, Томсон, надев наушники, вдруг услышал в них человеческую речь. А ведь прошло всего восемь лет с момента изобретения радио, и для излучения радиоволн использовались практически лишь искровые радиопередатчики, позволявшие передавать сообщения только азбукой Морзе. А речь и музыка появились в эфире гораздо позже… Язык, на котором велась принятая Томсоном передача, был совершенно непонятен. Отрывистостью слов и сочетанием гласных он напоминал китайский или вьетнамский языки, но один из членов экспедиции, владевший китайским, не смог разобрать ни единого слова. К сожалению, когда на следующий день экспедиция двинулась дальше, неизвестная радиостанция исчезла и лишь на обратном пути, когда они снова оказались на старом месте, удалось перехватить загадочную последовательность слов вторично. Еще более странным оказалось то, что передача велась на коротких волнах, совершенно в те времена не освоенных. Продолжив наблюдения, Томсон обнаружил и другую радиостанцию, вещавшую на том же самом языке. У исследователя создалось впечатление, что между двумя передатчиками ведется устойчивый радиообмен! Началом передачи служили три музыкальных звука, похожие на удары гонга или колокола.

После возвращения с Гималаев Томсон напечатал статью о своем открытии в научном журнале Королевского общества. Статья, естественно, вызвала огромный интерес. Поскольку автор сообщил длину волны, на которой работали таинственные радиостанции, ученые в разных странах пытались принять эти сигналы. Ими были обнаружены и другие неустановленные радиостанции, работающие в коротковолновом диапазоне» [15].

Впервые о «призрачных голосах эфира» в Поволжье (конечно, без этого их красивого названия), автор услышал где-то в середине 80х годов ХХ столетия (уточняю - именно услышал, а не узнал из СМИ или рунета).

Поступали эти сообщения обычно от людей, занимавшиеся весьма прозаическим делом - сбором земляники. Поскольку занятие это довольно монотонное и время затратное, многие из «сборщиков» брали с собой малогабаритные переносные радиоприемники. Поэтому люди собирали ягоду и вместе с тем слушали ту или иную радиостанцию. Многие предпочитали музыкальную волну «Маяка» (кажется, что его рабочей частотой была частота 873 кГц). И было замечено, что иногда прием текущей передачи нарушался, и приемник внезапно начинал воспроизводить какую-то тарабарщину. На слух это воспринималось так - размеренный мужской голос, очень настойчиво и быстро, произносит в эфире некий набор слов на незнакомом языке. Характерная особенность приема – громкость звучания приемника при этой передаче резко возрастала. Сегодня данное явление раздражающе привычно. Оно характерно для эпохи рекламы, когда аппарат начинает громко орать на рекламной паузе, но совершенно не известное в тихие и застойные годы долгого брежневского правления.

Как долго продолжалась подобная передача, сказать сложно, поскольку раздраженный неожиданной помехой, владелец приемника обычно либо начинал вращать колесико настройки, переходя на другую волну, либо чертыхнувшись, просто выключал свой звуковоспроизводящий аппарат…

Для данного исследования важно, что происшествие запоминалось.

Несколько позже что-то подобное прорисовалось в рассказах об исследованиях «границы» места (в других вариациях это прямо называлось рубежом), в определенных кругах получившей название «зона биологической защиты» Самарской Луки. Там при пересечении этой, ничем не выраженной на местности границы, животные (причем даже домашние – например, коровы) начинали вести себя крайне агрессивно, и зачастую даже нападали на человека.

Рассказчики также упоминали, что вблизи или при прохождении этой границы порой нарушался радиоприем - возникал «визжащий шум». А иногда из динамиков начинал звучать какой-то маловразумительный, но, что важно в рамках рассматриваемой темы, многократно повторяющийся набор слов.

Можно предположить, что именно эти истории были записаны, литературно обработаны, а затем гармонично вошли составной частью в сюжет книги «Метро 2033. Безымянка» Сергея Палия: «Другие считают, будто возле Рубежа стоят заградительные отряды, которые уничтожают любого, кто к ним приближается. Исполняется, мол, приказ нового правительства: не выпускать из опасных зон заразу… Самое распространенное мнение: Рубеж — аномальная зона, возникшая после катастрофы. Уже на расстоянии одного километра от условной линии сильно искажается и тонет в помехах радиосигнал, а у людей возникают галлюцинации и сильное недомогание. Ходоки-очевидцы утверждают, будто бы при подходе к Рубежу видны столбы дрожащего воздуха, а если погода хорошая, то можно услышать голоса, твердящие раз за разом один и тот же набор из цифр и букв, который, на первый взгляд, кажется бессмысленным: «ККВРКЗ-ЗО-игла-19-09». Один знакомый полковник бывших РВСН как-то обмолвился, что это транслируется вариант секретного кода для запуска ядерных ракет…» [7, с. 5].

Поскольку автора интересовали все проявления необычного, то, отправляясь на поиски одного из фольклорных объектов Самарской Луки - «мраморного колодца», он также брал с собой приемник. Кажется, что это был приемник VEF-204 или другая его разновидность. Насколько помнится, тогда услышать «таинственный голос» из эфира не удалось, но вот странные сигналы типа «бас-сверчок», забивающие значительную часть эфира, в этом районе слышать пришлось неоднократно. При этом иногда этот непонятный сигнал длился от получаса до двух часов кряду [6, с. 95-97].

Так как все эти радио-призраки фиксировалось в густонаселенном и технически насыщенном регионе, были предприняты отдельные попытки разобраться с этой помехой. Были зафиксированы (и даже записаны на бобинные магнитофоны, хотя судьба этих записей автору неизвестна) помехи с длиной волны около 300 метров (по ряду причин исследователи стали её называть БС-помехой). Для этой помехи характерным является эффект выключения - в течение многих минут её громкость не меняется, а потом она скачком замолкает. Помеха бывает разной длительности - от минуты до часа, причем, чем ближе к моменту своего исчезновения, тем помеха короче (рис. 4).

Более того, имелись сообщения позволяющие связать появление «радио-призраков» с апериодически появляющимися лучами/столбами света неясной природы (например, предполагается, что это волшебные подземные огни хозяйки Жигулевских гор [6, с. 92-95]). Также их связывают с появлением значительных областей поляризации света наблюдаемых через поляризационные светофильтры.

Позднее с похожим эффектом автор сталкивался в районе камня Аусина и в окрестностях Стрелы Тохтамыша. Следует указать, что к этому времени техническое оснащение исследовательских групп сменилось. Всё с собой просто таскать невозможно, и ранее использовавшийся приемник остался в прошлом, а ему на смену пришли портативные радиостанции российского производства, обычно работавшие в диапазоне частот 140 - 450 МГц.

На Стреле Тохтамыша было обнаружено два типа помех. Первый перекрывал FM диапазон (от 80 до 100 МГц). При этом возникал нарастающий свист, забивающий прием стандартных радиостанций.

Вторая разновидность (лично для автора более интересная) проявлялась на портативных радиостанциях или переговорных устройствах. Во время использования этих устройств в некоторых местах апериодически появлялся «паразитный сигнал», блокировавший связь следующим образом. Все начиналось с многократного повторения последних разборчивых слов, переданных вызывающим, которое шло с нарастающим темпом. Через какое-то время на передачу начинало наслаиваться какое-то «кваканье», а затем либо воцарялась «ватная тишина», либо все забивалось звуком, напоминающим «визг» большой дисковой пилы, вгрызающейся в древесину.

Иногда эта помеха могла держаться часами, а потом исчезать и вновь «возвращаться» где-то с интервалом минут в семьдесят. Между собой исследователи называли такой сигнал «пересмешником».

Имеются сообщения, что порой одновременно с этими помехами наблюдался целый ряд различных визуальных эффектов (например, смена освещенности, фиксируемая не только зрительно, но и на видеокамеру).

Много позже автор узнал, что подобное «явление» известно и в среде энтузиастов-исследователей, и оно даже получило собственное имя «свистуны».

«Свистуны» - многократное повторение, с нарастающей скоростью воспроизведения, какой-то фразы (или отдельного слова) - эдакий радиоаналог звукового эха. Известен ли какой-либо естественно-физический процесс, способный породить вышеописанное явление, или же здесь требуется привлечение сложной, по меньшей мере, четырехэлементной технической системы: приемник, поймавший сигнал, запоминающее устройство, трансформатор сигнала и передатчик, вновь и вновь излучающий в эфир искаженный сигнал – неясно.

Много подобных сигналов, всколыхнувших Интернет было замечено в январе 2010 года (и это было еще до знаменитой жары и пожаров того лета). Начался обмен мнениями. И тут на почтовый ящик автора пришли сообщения, что на Земле существуют некие «радиостанции-призраки», которые иногда называют «номерными радиостанциями» (если кому интересна эта тема, могут более подробно посмотреть об этих объектах неплохую статью в «Википедии»).

Большую часть времени «номерные радиостанции» молчат, трещат, жужжат, пищат, свистят или наигрывают по кругу несколько нот какой-нибудь мелодии. Меньшую часть времени они ведут передачу непонятных сообщений, состоящих из чисел, отдельных фраз, слов или букв фонетического алфавита, которые появляются на определённых частотах и в определённое время.

Все эти передачи ведутся на разных языках (среди которых есть парочка «мертвых»), вещающих бесцветными голосами разного пола (иногда голос бывает детским). Часто голосовые передачи имеют отчетливые признаки электронной генерации.

Слухов об этих «радиоголосах» ходит множество. Вместе с тем удивительно другое. Автор весьма долгое время работал с широким спектром материалов о необычном, но лишь в 2010 году узнал про существование «номерных радиостанций-призраков».

Более того - ведущие исследователи «фантастического реализма» Луи Повель и Жак Бержье в своей основополагающей работе «Утро Магов» [10], указывают: «Среди нас могут толпиться великие призрачные». И затем они довольно подробно рассматривают механизмы взаимного общения этих сущностей, происходящего внутри нашего общества. Исследователи даже пишут о серии загадочных посланий, вышедших в объявлениях «Таймса» и в сообщениях, переданных посредством картин и скульптур, но ни слова, ни полслова не говорят о загадочных «номерных радиостанциях», о которых в эпоху написания книги они просто не могли не знать. Или все-таки они почему-то не решились их упомянуть?

Тема рассказов о бестелесных голосов в Поволжье была бы неполной, если бы автор не упомянул еще и о «телевизионных призраках».

Долгое время после наступления эпохи телевидения жители Самары (тогда город еще именовался Куйбышев) могли смотреть только одну телевизионную программу. Местное телевидение на втором канале включалось не каждый день, причём только после семи вечера и всего на пару часов. Поэтому на втором канале большую часть времени либо кружили помехи, либо в лучшем случае здесь выставлялась настроечная таблица. Вместе с тем у самарских старожилов сохранились воспоминания, что порой некоторые телевизионные приемники ловили весьма неожиданные передачи. К сожалению, подробные описания их не сохранились.

Исключение составляют лишь два видеоряда. Первый демонстрировал какое-то большое, вероятно, производственное помещение, с большими коробами (они почему-то воспринимались как большие станки с ЧПУ) и движущимися между ними шарнирными манипуляторами. Людей в этом помещении никогда не бывало. Данная картинка (с минимальными изменениями в кадре) транслировалась довольно долго. И обычно, немного посмотрев на эту скучищу, случайные зрители телевизор выключали. Больше всего это напоминало случайное подключение городской вещательной сети к какому-то служебному каналу промышленного телевидения, или было чем-то похожим на Вайомингский инцидент в Чикаго 22 ноября 1987 года. Вместе с тем остается только гадать, было ли что-то подобное в городе Куйбышев в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ столетия, и кому это могло потребоваться.

Второй сюжет так и не отождествленных телепередач с реалий сегодняшнего дня можно описать как электронный клип. Под ту или иную музыку электронный луч по черно-белому экрану неожиданно начинал рисовать замысловатые узоры. Важно, что и в первом, и во втором случае картинка на экране телевизора имелась, а вот звука не было.

Было бы наивно предполагать, что подобные не отождествленные телепередачи запомнились только волжанам. В Интернете можно найти несколько аналогичных историй. Например, работающий под ником VA3ZNW И. Григоров пишет: «Давно, в детстве, мне лет пять было, я много времени проводил на даче, с бабушкой, на берегу реки Мзымта (кстати тоже фактически ущелье), село Молдовка… Сижу однажды я, смотрю телевизор (старенький УНТ-47), ну как обычно дети смотрят урывками, отвлекаются на игрушки и т.д. В комнате никого не было. Вдруг я услышал, что передача прервалась какой-то необычной музыкой, которая сразу привлекла моё внимание. Я просмотрел весь клип и прослушал весь музыкальный ряд, потом началась всякая ерунда, и я продолжил свои прежние занятия, но музыку и клип запомнил (я запоминал стихи со второго раза, да и сейчас на память не жалуюсь). Каково же было моё изумление - когда года два назад я увидел по телевизору музыкальную передачу «Воздух», на ТВ-6, в которой как утверждал ведущий, состоялась премьера клипа группы «Мумий Тролль». В этой песне я узнал ту мелодию, что слышал в детстве, и узнал тот самый клип, потому что он был чёрно-белый в оригинале, а не только в воспроизведении по-старому УНТ-47» [11].

В последнее время список быличек Среднего Поволжья, повествующих о «бестелесных голосах», в связи с массовым распространением сотовых телефонов пополнился еще и рассказами о так называемых «имитаторах». В этих рассказах имелись уже привычные упоминания о непонятных фразах или серых шумах, но адресат при таких подключениях не определялся. Вместе с тем известны и более сложные истории. Суть их сводится к тому, что абонент получает звонки, а в ряде случаев даже имеет более или менее связанную беседу с лицом из группы ему привычных контактов (номер абонента определяется автоматически). А потом выясняется, что предполагаемый собеседник данного звонка не делал, и о состоявшемся разговоре ничего не знает. Вариант, что он закрутился и забыл, в принципе возможен, но косвенно опровергается отсутствием фиксации данного вызова в памяти его сотового телефона. Впрочем, последнее тоже не является стопроцентным доказательством, поскольку вызовы могут быть удалены. Но это уже целая цепочка действий, совершаемых непонятно ради чего (Следует указать, что общее число радиотелефонов тогда было незначительным, в соответствии с чем вероятность широкого тиражирования бестелесных голосов в подобных проявлениях крайне низка, хотя и известна в мире как «таинственные электронные голоса», указанные в работах европейского исследователя К. Раудива) (рис. 5).

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время автор не берется утверждать, что все проявления аудио, радио или телерадио звучания бестелесных голосов имеют единую природу.

При внимательном рассмотрении данной темы автора также просто поражает отсутствие информации о подобных «сигналах-призраках», поступающих от каких либо официальных структур (например, из теле- или радиовещательных центров), хотя они по роду своей деятельности не могут не иметь таких сведений. Ведь такие центры обладают современным радиооборудованием и штатом профессиональных специалистов. Вместе с тем из литературы известно, что «профессиональные летчики, как и профессиональные ученые, не слишком склонны к афишированию своих наблюдений странных объектов и явлений… Тем важнее и интереснее сообщения профессионалов, когда они все же решаются переступить через свои (впрочем, вполне понятные) опасения» [9, с. 32].

В заключение хочется указать, что в современном народном фольклоре все эти былички играют весьма заметную роль, и, следовательно, заслуживают самого пристального внимания в краеведческих разработках.

 

Литература

1. Бушков А.А. Другая улица, М:. Эксмо, 2014, - 320 с. // или смотреть рассказ на сайте http://www.litmir.net/br/?b=202911&p=17 (дата обращения 09.12.2014 г.).

2. Голос пустоты / сайт Аномалия http://anomaly.su/node/1371 (дата обращения 21.10.2015 г.).

3. Мифологический словарь, Минск, Университет, 1989, - 255 с.

4. Мэттьюз Джон. Традиция Грааля. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997, - 160 с.

5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Некоторые былички о блуждающих огнях сохраняемых населением Самарской области // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции – Самара: ПГСГА, 2015, - 304 с., С. 193-203.

6. Павлович И.Л., Ратник О.В. Легенды Самарского Заречья. Там, где упала звезда. Самара: ООО «Книга», 2010, - 180 с.

7. Палий С. Метро 2033. Безымянка, М.: АСТ, Астрель, 2011, - 352 с.

8. Плавание святого Брендана // журнал «Техника Молодежи», № 11, 1979.

9. Платов Ю.В., Рубцов В.В. НЛО и современная наука, М.: Наука, 1991, - 176 с.

10. Повель Луи, Бержье Жак. Утро Магов, София-Киев, 1994, - 480 с.

11. Радиосигналы из прошлого / радиолюбительский портал http://dxportal.ru/drugie-novosti-radiolyubitelya/21972-radiosignaly-vo-vremeni.html (дата обращения 13.11.2014 г.).

12. Рощевский Ю.К. Народная проза Самарской Луки // Тольятти, 2002, - 340 с. или сайт Лука Онлайн / Былички / Рощевский Ю.К. Нехорошее место 2 и 3 http://lukaonline.ru/publications/bylichki/104/ (дата обращения 23.10.2015 г.)

13. Санаров В. НЛО и энлонавты в свете фольклористики. «Советская этнография», № 2, 1979, С.145-154.

14. Сибирская жуть: Сборник рассказов / Составитель А.А. Бушков – Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, - 448 с.

15. Тайная радиопередача / сайт Загадки современности http://neveroyatniymir.blogspot.ru/2013/03/taynaya-peredacha.html (дата обращения 06.11.2014 г.).

16. Юнг К. Один современный миф о вещах, наблюдаемых в небе, М.: Наука, 1993, - 192 с.

17. Яковлев Ф.Т. Предания самарской губернии, Гордеев дол // архив ГБУСО «ЦГАСО» Ф.Р.558, оп.1, д.248

 

P.S. Уже после формирования данной статьи мне попался крайне любопытный материал А.В. Колтыпина (представлен на сайте А. Колтыпина как дополнение к статье «Длинноухость как признак божественности» http://www.dopotopa.com/abelov_kak_udlinit_ushi.html (дата обращения 10.12.2015 г.), дополнение к статье А. Белов «Как «удлинить» уши»)

Кандидат геолого-минералогических наук, президент «Общества по изучению тайн и загадок Земли» А.В. Колтыпин на своем сайте «О древнейшей (допотопной, мифологической) истории человечества» http://www.dopotopa.com/home.html размышляет:

- Мне пришлось как-то в одном КБ иметь дело с некими звуковыми искусственно созданными устройствами, с закрученными ходами, наподобие раковин, и камертонами. Эти устройства отсекают ненужные частоты и усиливают нужные, лучше воспринимаемые ухом. Когда некоторое время прислушиваешься к шуму и разнообразным звукам, которые самопроизвольно возникают в ухе под воздействием этих устройств, то ухо, а вернее мозг (слуховая кора) начинает вычленять из шума некоторые слова и даже отдельные фразы. При должной настройке психики можно при этом получать существенные словесные подсказки на задаваемые вопросы. В конце концов даже можно вступить в некий диалог неизвестно с кем. Ты задаешь вопросы вслух, при этом рождается звуковая волна, и в уши через какое-то время отражается эхо в виде вполне узнаваемых слов, которые воспринимаются как ответы на вопросы. И таким образом можно вести диалог довольно таки долго, получая максимум информации. Становится даже интересно самому, потому что создается ощущение, что ты получаешь новую информацию, и в самом деле ведешь диалог с кем-либо. Можно узнать таким образом много нового. Потом я самостоятельно попытался сделать звуковые устройства, подобные этим. Эффект не был таким сильным, но он тоже присутствовал.

В конце концов, если все время «навострять уши», то можно приучить себя слышать ту информацию, которая тебе необходима, и среди уличного шума, и среди обрывков фраз и звуков, гудящих машин, шороха шагов. Слуховая кора мозга начинает автоматически вычленять из шума нужное, и выстраивает все это в связанный внутренний диалог. Вот таким образом можно научиться вести внутренний диалог, и явно слышать ответы на свои вопросы.

© 2014-. Историческая Самара.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Продвижение сайта Дизайн сайта
Вся Самара