При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.

Проект «Тавра»

(Неизвестная страница истории космической Самары)

 

Данная статья является развитием темы, затронутой в авторском докладе «Учтённые и неучтённые природные памятники Среднего Поволжья как важный элемент современной экологической культуры», представленном на VI Международной научной конференции (Прага, 2018) [16, С.57-68], а также доклада «Некоторые психологические проблемы, связанные с выявлением природных и природно-исторических памятников на территории Самарской области», представленном на LXX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 2017) [15, С.36-49].

В вышеуказанных докладах было начато рассмотрение проблемы выявления, фиксации и сохранения природных, а также природно-антропогенных памятников, разрабатываемой в рамках такого направления, как экологическая психология, произведён анализ психологических особенностей восприятия уникальных ландшафтов и антропогенных памятников/объектов различными группами населения.

 

Откровение писателя-фантаста

Многолетний опыт работы с данной темой позволяет автору утверждать, что чаще всего специалисты-функционеры, в отличие от энтузиастов-исследователей, склонны считать большую часть сообщений о вновь открытых объектах/явлениях, тем более «нагруженных» весьма большим коэффициентом странности, просто реально несуществующими.

Отсюда их игнорирование, замалчивание и отторжение. Более того, порой в отношении к «информатору» следуют социально-психологические санкции, в лучшем случае проявляющиеся в виде насмешек или подозрений в целевой мистификации, а в худшем – в виде многочисленных обвинений в мистификациях. Вместе с тем работа с информацией показывает, что в современной культуре важную роль играют не только малоизвестные объекты/явления, но и личностные рассказы/сообщения.

В последнее время ряд специалистов стал признавать наличие не только официальной истории, но и ее разновидностей. Например, журналист В. Новиков указывает: «Элитные кланы имеют историю, существенно (в большей или меньшей степени) отличающуюся от канонической. В ней не только по-иному трактуются события (да и сама подборка событий весьма различна), но иначе течёт время и группируются смыслы. Ощущение «параллельной истории» (перцепции) выявляется еще в раннем детстве (особенно через семейные предания и родовые архивы)… Наряду с обычным фольклором существует и элитный фольклор» [10, С.2].

Вот яркий пример иной истории. Весной 1986 года город Куйбышев (ныне город Самару) посетил писатель и литературовед А.И. Мирер. Наибольшую известность ему принесла фантастическая повесть «Дом скитальцев», он работал над ней с 1969 по 1992 г.г. Во время встречи с членами молодежного клуба «Летящее крыло», А.И. Мирер ответил на множество вопросов и рассказал довольно много любопытного [13, С.4]. Особенно воображение слушателей тогда потряс рассказ писателя о боевых космических спутниках, уже не один год кружащихся над планетой, и готовых по первому сигналу с Земли обрушить на её поверхность целый каскад атомных бомб. Среди прочего А.И. Мирер поведал: «Ходят слухи, что один или даже два старых боевых спутников перестали отвечать на команды с Земли, и по какой-то причине сменили орбиту. Словно получив энергию извне, они стали по спирали удаляться от планеты, а потом и вовсе затерялись в космическом пространстве». Что стало с ними потом? Где и в каком состоянии они находятся сейчас? Ответить на эти вопросы сложно. Но вырисовывался замечательный сюжет, на основе которого можно было построить весьма неплохую повесть. В свою очередь писателя интересовали малоизвестные страницы космических проектов, некогда разрабатывавшихся в городе Куйбышев. К сожалению, в то время участники «Летящего Крыла» не обладали нужной информацией. В 2001 году А.И. Мирер умер, и ничего похожего на этот сюжет не написал.

Долгое время данный рассказ казался чистой фантастикой. Но в 2007 году автору попалось в руки переводное издание книги Дора Штурмана и Сергея Тиктина «Современники», построенное на ранее не публиковавшихся мемуарных воспоминаниях «отца водородной бомбы» академика А.Д. Сахарова, где сообщалось: «В 1967 году с космодрома Байконур впервые была запущена станция с ядерными боезарядами на борту. Эта станция была предназначена для нанесения удара из космоса по крупным городам и объектам в США. Запуски подобных объектов продолжались до 1971 года» [27].

Это весьма любопытное подтверждение давнего рассказа А.И. Мирера. А чуть позже автор посмотрел американский фильм «Ковбои в космосе». Его сюжет построен на полёте американского космического корабля «Спейс Шаттл» к старой боевой советской автоматической космической станции, до сегодняшнего дня хранящей ядерные ракеты на своем борту. Далее в фильме говорится, что планете грозит катастрофа невиданных масштабов. Получено сообщение, что старый советский спутник связи может неконтролируемо рухнуть на землю, а технология его настолько устарела, что разобраться в ней могут только несколько старых американских астронавтов.

Совершается запуск. Американский космический корабль выводится на орбиту к советскому спутнику «ИКОН». Выйдя в космос, астронавты обследуют спутник и обнаруживают, что он — вовсе не спутник связи, а пусковая платформа для ракет с ядерными боеголовками. Представитель России в проекте сознаётся, что «ИКОН» является секретным советским проектом в рамках создания системы возмездия на случай ядерной войны. Если спутник сойдёт с орбиты, то его старая ЭВМ расценит это как знак того, что СССР уничтожен, после чего запустит ракеты по крупным населённым пунктам США. Вот такой необычный сюжет и такая интересная перекличка со старыми рассказами, а также, возможно, и с сюжетом, некогда задуманным А.И. Мирером.

В 90-х годах ХХ столетия автор, прорабатывая местный фольклор, довольно много ездил по территории Самарской области, а также прилегающим к ней территориям. И нередко проложенный маршрут пересекал «следы» каких-то начатых, и явно незавершенных проектов. Взору открывались почти готовые объекты – дамбы, акведуки, разнообразные бетонные сооружения и так далее, безмолвно свидетельствующих о каких-то давно забытых и ныне совершенно не учтённых страницах отечественной истории (рис. 1).

Важно отметить, что местные жители практически не обращают на эти окрестные диковины внимание, да и ничего о них толком и не знают. Однако в отдельных случаях все же встречаются отсылки на какие-то малоизвестные или вообще неизвестные проекты (некоторые из этих проектов упомянуты в авторской книге «Легенды самарского заречья. Маяки времён» [14]).

Важно отметить, что местный фольклор затрагивал и космическую тематику. Известно, что трудовые коллективы самарских предприятий по праву гордятся своим участием в космических программах. Проделанной работе, достижениям и свершениям в этой сфере посвящено множество публикаций, кинофильмов, радиотелевизионных передач, памятников, а также музейных экспозиций [4]. И кажется, что в этой теме просто не может оказаться каких-либо неизвестных страниц. Но скорее всего, это не так. На чем собственно базируется данное утверждение? (Рис. 2).

 

Космические мифы

Грандиозный масштаб, а также пресловутая секретность в немалой степени способствовали как информационному отражению космической тематики, так и формированию соответствующей мифологии. Мифологические представления, при всей сложности своей конкретизации, что собственно это такое, являются неотъемлемой частью современной культуры человечества. Сегодня практически невозможно найти такую отрасль деятельности человека, которая не была бы затронута мифологическими сюжетами. В этом плане не стала исключением и сформировавшаяся сравнительно недавно космонавтика.

Как элемент современной мифологии, сравнительно широкое распространение получили, например, следующие сюжеты: а) Юрий Гагарин не был первым космонавтом Земли (подробнее смотри, например, А. Первушин «Космонавты Сталина» [18], кинофильм «Первые на Луне» (Свердловская киностудия [19]), б) советским луноходом управлял смертник [5], в) американские астронавты не посещали Луну [23], г) развитие космонавтики и космические исследования специально тормозится [26, С.170-210], и так далее, и тому подобное.

При этом директор кинокартины «Первые на Луне» (Свердловская киностудия) Татьяна Устюжанина рассказала, что в недавно открытых документах Госархива РФ утверждается, что еще в 30-х годах на заводе «Уралхиммаш» был создан первый космический корабль, который стартовал к Луне в 1937 году, и именно советский экипаж благополучно высадился на её поверхность.

Рассмотрим подробнее, на чём, собственно, базируются данные мифы.

Первое - это устойчивое недоверие значительной части населения к официально провозглашенной версии истории, а также к задаваемому ей оценочному суждению происходивших событий/информации (тезис/утверждение - «… нас обманывают»).

Второе. Отдельные исследователи, работающие с другими альтернативными версиями истории, выстраивают совершенно иную последовательность событий («…на самом деле было так»). При этом порой некоторые из них занимаются целенаправленной дезинформацией.

Третье. Изустная народная молва, или «сарафанное радио», крайне специфически перераспределяет информацию («…а вы знаете, что…»).

Например, в вопросе первенства Гагарина в космосе (его полёт состоялся 12 апреля 1961 года) задействованы все три вышеуказанных направления. Более того: третье направление прежде всего активно задействует территорию Среднего Поволжья, где, собственно, во многом и проходило становление советской космонавтики.

Можно предположить, что в какой-то степени именно самарцы/куйбышевцы могут стоять у истоков мифа о «предтечах Гагарина», поскольку среди многочисленных местных быличек долгое время передавался рассказ о приземлении (произошедшем ранее знаменитого Гагаринского полета) в окрестностях города Куйбышева «неучтенного» космического спускаемого аппарата с человеком на его борту.

Долгое время этот рассказ можно было относить к образцам чистой личностной фантазии, или былички. Но в 2003 году в серии «Военно-историческая библиотека» вышла книга Антона Первушина «Битва за звезды. Космическое противостояние», где сообщалось следующее: «9 марта 1961 года стартовал корабль-спутник «ЗКА» № 1 с собакой Чернушкой и манекеном, получившем прозвище «Иван Иванович», на борту. Полёт проходил по одновитковой программе, аналогичной той, которая планировалась для полёта человека. Все этапы полёта прошли нормально, и спускаемый аппарат совершил посадку в 260 км от города Куйбышев» [17, С.45]. Вот вам и вымысел, вот и простая народная быличка!

В одной из своих работ «космическая журналистка» Валентина Полетаева сообщает: «Говорить в открытой печати о космических «изделиях», которые обрели свою долгую и благополучную судьбу в Куйбышеве-Самаре, стали ведь только в конце 80-х годов. К тому времени прошёл пик общественного интереса к космосу. Вообще интерес сходил на нет. И во многом, думаю, из-за принципов освещения наших космических побед, которые сложились в самые первые дни после гагаринского полёта. В ходу был такой канонизированный шаблон, по которому политически грамотные и морально устойчивые космонавты благополучно стартовали, дружно работали на орбите и успешно приземлялись в заданном районе; безымянные создатели самой лучшей и самой надёжной в мире космической техники активно и плодотворно сотрудничали, стремясь к успеху общего дела, а весь советский народ радостно приветствовал наши новые космические победы… И вот этот жанр «социалистической космической сказки» существовал очень долго. Лет двадцать. До тех пор, пока безупречно правильные и беспроблемные люди в скафандрах не надоели даже самим журналистам. Ну и потом было много попросту закрытых тем» [24].

Ещё один намёк на возможность существования неизвестных страниц космической истории - это участие самарцев/куйбышевцев в так называемом лунном проекте. (В настоящее время вопросов к этой странице истории космонавтики больше, чем хотелось бы [5, 11]).

Ещё более перспективным представляется обнаружить неизвестные страницы космической истории в деятельности куйбышевского предприятия ККБАС (тема «Чёрное солнце» [14]), и трагической гибели 4 февраля 1981 года его главного конструктора И.А. Бережного, который тогда был взорван в Москве в своём служебном автомобиле.

 

Следы строительства

Автору неизвестно, какое название проект «Тавра» носил в реальности, если, конечно, он вообще реально существовал. Впервые автору о нём сообщил самарский краевед Б.В. Кильменев, большую часть жизни проработавший в авиационно-космической отрасли. Именно к этому незаслуженно забытому человеку можно отнести слова Германа Степановича Титова, который, вспоминая начало отечественных космических полётов, в 1999 году говорил Валентине Полетаевой: «История уходит вместе с нами. Упустишь момент — и всё, человек ушёл. И унёс с собой кусочек какой-то, который просто никто не восполнит» [24]. И это действительно так!

Долгое время данный рассказ не обрабатывался и не публиковался. Была надежда обнаружить какие-либо письменные документы или опубликованные мемуарные воспоминания, которые можно было бы соотнести с проектом «Тавра». Но время шло. Ветераны уходили. Архивы подчищались…

Летом 2018 года Самару посетила группа, возглавляемая доктором филологических наук, профессором московского центра социальной антропологии О.Б. Христофоровой. Среди множества тем приезжих интересовали и малоизвестные космические проекты, тем или иным образом связанные с Самарой-Куйбышевым. Именно они с большим интересом отнеслись к рассказу о проекте «Тавра», и настоятельно рекомендовали его обработать и опубликовать.

Согласно сведениям, собранным Б.В. Кильменевым, проект «Тавра» (сам он переводил данное название с чувашского как «Круговерть», что в общем-то и отражает суть проекта), был нацелен на развитие пилотируемой космонавтики, базирующейся на большом числе маневренных космических самолётов или космопланов, относительно недолго находящихся на дежурстве на орбите Земли (рабочее название космопланов - «Красная звезда»). Соответственно на предприятиях отрасли планировалось обеспечить выпуск весьма значительного числа подобных машин, почти непрерывно одна за другой стартующих, патрулирующих высокие орбиты, после чего управляемо совершающих посадку, а затем вновь транспортируемых к стартовым платформам, там вновь заправляемых и опять уходящих на орбиту.

Как в своё время выяснил Б.В. Кильменев, проект «Тавра» предусматривал создание двух разнесённых специализированных комплексов: «стартовый» - где-то на юге в Астраханской области, и посадочный - в Куйбышевской области, а конкретнее - в степях Пестравского района. На первом этапе «связь» между комплексами должна была обеспечиваться строительством отдельной железнодорожной линии. На втором этапе, при постепенном значительном увеличении числа пусков», предполагалось строительство судоходного канала Куйбышев – Каспийское море. Впоследствии идея создания такого канала вроде бы вновь «всплыла» при разработке лунного проекта. Канал должен был обеспечить надёжную и относительно дешевую транспортировку супертяжелой ракеты Н-1 с завода-изготовителя, а конкретнее - из города Куйбышева, на южные стартовые позиции, в удалённые степи близ Байконура. При этом букву «Н» трактуют как «носитель» или «наука», хотя возможен и намёк на водород, задействованный как ракетное топливо.

В районе посадки орбитальных самолетов также планировалось создать:

- не меньше трех всесезонных посадочных полос длиной около 6 км, шириной до 120 метров, обеспеченных системой прогрева и влагоосушки;

- специализированный диагностический центр, способный оперативно оценить техническое состояние приземлившегося космоплана. Если хорошее, то по железной дороге он вновь направлялся на стартовые позиции. Если нет, то опять же по железной дороге его должны были перевезти в Куйбышев на специализированное предприятие для оперативного ремонта или демонтажа;

- специализированный медицинский центр, а также реабилитационный санаторий для пилотов (правда, в то время о характере воздействия космического пространства на человека имели весьма смутное представление);

- весь комплекс прикрывался отдельной системой ПВО, поскольку данный объект мог стать одной из главных целей для уничтожения в ходе первой атаки потенциального противника.

На основе данной информации Б.В. Кильменев предположил, что еще в конце 50-х годов ХХ столетия некоторые элементы данного проекта были приняты к воплощению в реальность, и работы по ним активно продвигались [3, С.53-55]. Как можно понять из вышеизложенного, «Тавра» был весьма грандиозным проектом, задействовавшим множество людей и самые разнообразные ведомства. Вот только почему-то он, в отличие от других проектов, практически не оставил явных следов ни в технической литературе, ни в СМИ, ни в мемуарных воспоминаниях.

С другой стороны, четверть века спустя, в эпоху современного Интернета, можно заметить, что действительно отдельные элементы представленного выше проекта совпадают (или, возможно, были напрямую заимствованы) с деталями некоторых других, полностью или частично реализованных проектов. В частности, речь идет о проекте «Буря» (орбитальный самолет «Красная звезда» вышеописанного проекта «Тавра» довольно сильно напоминает изделие «Ла-350», эскизная разработка которого была завершена в 1955 году в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина [2]), проекте «Звезда» (орбитальный самолет «Ту-136», который разрабатывался в ОКБ А.Н. Туполева с 1960 по 1963 годы [8]), о проекте «лёгкий космический самолёт», или ЛКС-1 (он разрабатывался в ОКБ-52 В.Н. Челомея с 1960 по 1966 годы [9]), а также о проекте «Спираль» (космический самолёт, он же изделие «Бор» с другим весьма пренебрежительным наименованием - «Лапоть», работы над которым интенсивно шли с 1965 по 1976 годы [11]). Коллаж возможной взаимоувязки разработок вышеуказанных проектов «Буря» (верхняя часть вставки) и «Спираль» (правая часть вставки) с одной из «местных диковин» - элемента заброшенного бетонного комплекса, исследованного самарским краеведом В. Бычковым в 2006 году (рис. 3).

 

Это был реальный проект

Рассмотрим отмеченные выше проекты подробнее. По свидетельствам, собранным в настоящее время из открытых источников, представляется, что предварительная эскизная часть данного проекта могла начаться ещё в середине 50-х годов ХХ столетия. В это время лидерство в достижении космического пространства между высотным/орбитальным самолетом и ракетой были далеко не очевидны [3]. Сложная и весьма кропотливая работа в СССР велась в обоих направлениях. Конечно, сегодня мы уже знаем, что в том негласном соревновании победили ракеты. В частности, их успеху способствовало создание весьма сложных систем автоматического управления полётом, а также систем наблюдения и связи. Всё это смогло относительно эффективно заменить человека на космических орбитах на беспилотные спутники. Поскольку возвращение последних на Землю не являлось острой проблемой (или решалось значительно проще, чем возвращение человека), то в какой-то степени задача осуществления космических полетов упрощалась.

Хотя представленный выше проект «Тавра» довольно близок к проекту «Буря», последний скорее всего являлся вполне самостоятельной разработкой, поскольку был нацелен на создание целого семейства боевых крылатых ракет [17]. Сообщается, что в описываемую эпоху их стартовые позиции активно строились в окрестностях села Владимировка в Астраханской области (подробнее смотри снятый по заказу правительства Москвы в 2007 году документальный фильм «Тайны забытых побед. «Буря» - приказано уничтожить!» [25]).

Еще одним косвенным свидетельством в пользу реальности проекта «Тавра» может служить выбор мест посадок для первых космических кораблей. Вот что на этот счёт известно сегодня.

Сайт «Самара. Губерния» в статье «Космическая эра в самарской истории» сообщает: «Подготавливая и рассчитывая первый запуск человека в космос, конструкторы со всей ответственностью пытались предусмотреть каждую деталь, рассчитывая и место приземления легендарной ракеты. Местом штатной посадки «Востока» изначально был определён Пестравский район Куйбышевской области. В сельские больницы приехали московские медики, а на случай оказания экстренной медицинской помощи завезли контейнеры с кровью. Формировались поисковые группы, на куйбышевском аэродроме «Кряж» тренировались врачи-парашютисты…» [6]

Сайт журнала «Новости космонавтики» в разделе «Баллистика полёта «Востока», точка посадки» сообщает: «Южная часть Куйбышевской области тогда была определена как место штатной посадки космического корабля «Восток». При определении места исходили из того, что поблизости должно быть много населённых пунктов, в каждом из которых в то время находились спецгруппы московских медиков. А в местные райбольницы на случай экстренной хирургической помощи даже были завезены запломбированные контейнеры с кровью нужных групп - для космонавта № 1 и его дублера. В пригороде Куйбышева, на военном аэродроме «Кряж», тренировались московские врачи-парашютисты, которым предстояло в случае необходимости десантироваться на место приземления» [1] Там же есть сообщение и о «предтече» Гагарина: «Рабочий день 10 марта 1961 года Александр Сергеевич Мурысев [в то время – первый секретарь областного комитета КПСС – И.П.] начал с поездки на Кряжский аэродром, где его познакомили с двумя строго засекреченными персонажами. Собачка Чернушка и манекен «Иван Иванович» накануне приземлились в Татарии, были доставлены куйбышевскими поисковиками на Кряж, «переночевали» там в одном из кабинетов, и готовились к отправке в Москву» [1].

Можно также рассматривать версию, что некоторые сообщения из космической тематики являются фальсификацией истории, или чьей-то личной фантазией. Фальсификация истории – термин, в последнее время получивший широкое распространение, и вместе с тем он не совсем корректный, поскольку главным образом предполагает сознательное искажение исторических событий (впрочем, здесь допускается и неосознанное мифотворчество). Данное объяснение самое простое. Вместе с тем принятие данного допущения отправляет исследователя прямиком в область практически чистой психологии («Вот взял и выдумал. А зачем собственно? Да кто его знает зачем…»), или целевого прагматического обмана, с совершенно непонятной выгодой.

Вместе с тем с позиции когнитивистики «искажение информации, или обман, может трактоваться как поступательное искажение действительности, поскольку с точки зрения когнитивной науки всякая информация, поступившая на обработку, концептуализированная и категоризованная, становится частью картины мира, вне зависимости от своей достоверности.

«Узнать что-либо обратно» невозможно: информация, ставшая частью картины мира, остается значимой даже после того, как субъект убеждается в недостоверности некоторых сведений» [12, С.138-144].

В настоящее время многие специалисты сходятся в убеждении, что «для целого поколения именно полёт Гагарина стал долго действующим антидепрессантом, толчком к новым достижениям в других сферах… Именно космическая гонка была эпицентром противостояния советской и западной ИДЕЙ: победы и поражения в ней определяли исход битвы за будущее человечества… Советская система в психологическом плане была весьма непростой конструкцией. Она базировалась на подавлении у граждан сильнейшего из биологических императивов – личного эгоизма. В обмен на отказ от биологически мотивированного стремления к обильному личному благосостоянию предлагалось совместное движение к великим целям, которое являлось основанием общественного договора и важнейшим психологическим компенсатором подавленному личному эгоизму» [28, С.203-210].

 

Информационный фантом

С точки зрения автора, в разработке темы проекта «Тавра» самой интересной является гипотеза, что здесь имело место проявление в народном фольклоре информационного фантома.

До настоящего времени крайне неясным и спорным остаётся вопрос: насколько исторический процесс развития мира линейно последователен, и насколько протекающие в нём события являются жестко детерминированными (утверждение: «Господь в кости не играет»), а насколько возможно его вариационное ветвление (утверждение «А почему собственно, Господь не может порой сыграть в кости?»).

Еще в последние годы существования СССР появилось несколько работ, пытающихся ответить на данный вопрос и рассматривающих развитие мира по законам квантовой физики. В частности, над этой темой много и плодотворно работал физик, и по совместительству военный историк С.Б. Переслегин [20, С.19]. В своих работах он попытался разделить бытующие представление об истории следующим образом:

- история текущей базовой реальности описывается совокупностью событий/фактов, как они представляются большинству наблюдателей (исследователей). Понятно, что она не единственна, и в действительности представляет собой конгломерат частных «историй», совпадающих во всех ключевых (для сознания данного конкретного социума) точках;

- история «отражений» или «фантомов» - это «вытесненная форма» текущей реальности, своеобразное «бессознательное исторического процесса». Эти «миры» отличаются от Базовой Реальности в конечном числе частностей. И они могут быть верифицированы индивидуальным сознанием, то есть в них могут жить отдельные люди (совершенно не обязательно – историки-исследователи), но не данная культура целиком. При этом всякая «Альтернатива-отражение» стремится стать Текущей Реальностью и оказывает соответствующее воздействие на Универсум, путем обмена квантами межтеневого взаимодействия… [21, С.502-526]

В одной из своих работ «Возращение к звёздам» С.Б. Переслегин пишет: «Есть лишь Текущая Реальность, которую конструирует мозг, дабы упорядочить процесс рождения/уничтожения исторических состояний. Эта Текущая Реальность ничем не лучше (и не хуже) любой другой вероятностной реализации. Она вполне субъективна; калибрует исторический континуум и выделяет Текущую Реальность сам человек. Сознательно. Своими решениями и поступками он либо утверждает сделанный выбор, усиливая калибровку, либо ставит его под сомнение. Конечно, Текущая Реальность, которая сама по себе является структурной системой, обладает некоторой устойчивостью. Но эта устойчивость не безгранична. Если сомнения перейдут некоторое пороговое значение, калибровка сменится скачком. Мы потеряем одну историю и обретем другую. «Смена калибровки» в истории есть аналог квантового туннельного эффекта в физике. И реальна она настолько же, насколько реален туннельный эффект» [22, С. 284].

Продолжая тему, С.Б. Переслегин пишет: «Следует помнить, что литература, обращенная в прошлое, способна переформатировать реальности. Дело в том, что, критически анализируя минувшее, она и настоящее ставит под сомнение. А квантовые свойства истории в том и заключаются, что, усомнившись в Текущей Реальности, можно сменить эту Реальность. Тогда, насколько можно судить по аналогии с теорией тоннельного перехода, одно общество скачком сменится на другое – с другой историей и другими идентичностями» [22, С. 286].

В рамках данной концепции приведенная выше история проекта «Тавра» может являться квантом межтеневого взаимодействия, или, другими словами классическим информационным фантомом.

Важно отметить, что отказ от целого ряда космических проектов кардинально изменило направленность развития жизни на планете Земля. «Совершенно немотивированно, минимум на полвека, лунные программы оказались свёрнутыми, и уже готовое к первым шагам внепланетной экспансии человечество неожиданно самозапирается на Земле. Пассионарный заряд потенциальных пионеров космоса пытаются утилизировать в сноуборде, фристайле, виндсерфинге, мотогонках, маунтинбайке и пр. Это чревато тем, что в замкнутом земном пространстве скапливается большой заряд нереализованной пассионарной энергии, обладающий огромной скрытой разрушительной мощью. Если добавить к этому, что эволюция всегда «ненавязчиво» исправляет отклонения от заданных ею императивов, то социосистема в целом приобрела все предпосылки для потери ею устойчивости.

Если уж кто и «делает предложения, от которых невозможно отказаться», так это эволюция. Поэтому, если человечество заперлось на Земле в результате трюка американской и советской элит, то вскоре из общефилософских соображений его ожидает настоящий системный (не только экономический) кризис, такой, что мы даже не успеем понять, что же это было. Поэтому крайне благоразумно было бы опомниться, покаяться, и, засучив рукава, приняться наверстывать упущенное» [7].

Народную память, опирающуюся на личные воспоминания, можно уподобить угасающему костру, где под пеплом остывающей золы, ещё какое-то время тлеют горячие угли. И при благоприятном стечении обстоятельств костёр может разгореться вновь. Вот тогда человечество вновь вернется на космическую дорогу.

Игорь ПАВЛОВИЧ, ведущий инженер Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (Самарский университет).

E-mail: i_g_o_r_ip@mail.ru

 

Литература

1. Баллистика полёта «Востока», точка посадки / Сайт журнала Новости космонавтики http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic11160/?PAGEN_1=2 (Дата обращения: 03.10.2018 г.).

2. «Буря» (ракета), космический проект / Сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0) (дата обращения: 28.09.2018 г.).

3. Емельянов О.Н. Разработка воздушно-космических самолётов СССР в период 1950-1960-х гг. / О.Н. Емельянов, Е.В. Фёдорова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2016, Т.10. № 52, С.53-55.

4. Из Самары в космос. Ракета для первого космонавта планеты http://samaratoday.ru/news/16255 (дата обращения: 28.09.2018 г.).

5. Кадман А. Луноходом управлял смертник? http://www.vseprokosmos.ru/aparat60.html (дата обращения: 02.10.2018 г.).

6. Космическая эра в самарской истории / Сайт «Самара. Губерния» http://www.sgubern.ru/articles/4802/6045/ (дата обращения 03.10.2018 г.).

7. Лунная мегапостановка. Блог Александра Оноприенко http://www.aonoprienko.ru/?p=36 (дата обращения: 02.10.2018 г.).

8. Наследники «Бурана» (космический проект СССР) http://www.xliby.ru/istorija/bitva_za_zvezdy_2_kosmicheskoe_protivostojanie_chast_ii/p1.php (дата обращения 28.09.2018 г.).

9. Неизвестный космос. Лёгкий космический самолёт (ЛКС) Челомея. Военное обозрение. https://topwar.ru/34232-neizvestnyy-kosmos-legkiy-kosmicheskiy-samolet-lks-chelomeya.html (дата обращения: 03.10.2018 г.).

10. Новиков В. Огонь по штабам. Как раскалывают национальную элиту. Газета «Завтра», № 18 (702), май 2007, С.2.

11. Овчинников В.В. Неизвестные летательные аппараты. Проект «Спираль» / Машиностроение и инженерное образование. М.: Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - № 2 (3). – 2005, - С.76-80.

12. Павлова А.А. Дискурсивные механизмы искажения информации / Вопросы когнитивной логистики № 3(028) – 2011, С.138-144.

13. Павлович И.Л. Будущее в настоящем. Интервью с писателем А.И. Мирером / газета «Полёт». – Куйбышев: КуАИ, - 20 апреля 1986 г (13 (1088).

14. Павлович И.Л. Легенды самарского заречья. Маяки времён / И.Л. Павлович, О.В. Ратник. – Самара: ООО Книга, - 2011. – 184 с.

15. Павлович И.Л. Некоторые психологические проблемы, связанные с выявлением природных и природно-исторических памятников на территории Самарской области / В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(70). – Новосибирск: СибАК, - 2017. – С. 36-49.

16. Павлович И.Л. Учтённые и неучтённые природные памятники Среднего Поволжья как важный элемент современной экологической культуры / Ecological education and ecological culture of the population: materials of the VI international scientific conference on February 25–26, - 2018. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. С.57-68.

17. Первушин А. Битва за звёзды-2. Космическое противостояние. Часть 1. – М.: Изд. АСТ, - 2003. – 320 с.

18. Первушин А. Космонавты Сталина. Межпланетный прорыв Советской империи. – М.: Эксмо, Яуза, - 2005. – 512 с.

19. Первые на Луне, кинофильм, сайт «Википедия» [Видеозапись]

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) (дата обращения: 30.09.2018 г.).

20. Переслегин С.Б. Мы попали не в ту историю // Огонёк – 1999, № 27 С.19.

21. Переслегин С.Б. Альтернативная история как истинная система / Приложение к книге: Маси К. Вторжение которого не было, АСТ, «Terra Fantastica», - М., СПб, 2001, - 560 с, С.502-526.

22. Переслегин С.Б. Возвращение к звёздам - М.: АСТ - 2010 – 576 с.

23. Покровский С.Г. Попасть на Луну американцы не могли https://refdb.ru/look/1237964.html (дата обращения 11.04.2017 г.).

24. Самара в космосе. Интервью с В. Полетаевой http://news.samaratoday.ru/news/142295/ (дата обращения: 28.09.2018 г.).

25. Тайны забытых побед. «Буря» - приказано уничтожить! https://rutube.ru/video/4ebe20dfc3fba2a9ba0f1cc04a68d14c/ (дата обращения 28.09. 2018 г.).

26. Хэнкок Г. Тайны Марса. История заката двух миров / Г. Хэнкок, Р. Бьювэл, Дж. Григзби. – М.: Вече, 2000. – 400 с.

27. Штурман Д. Современники / Дора Штурман, Сергей Тиктин, - Иерусалим: изд-во. «Лира», - 1998. – 479 с.

28. Язов С.А. Пилотируемая космонавтика и общественное сознание, основные тренды в отражении СМИ / С.Я. Язов, Е.П. Лукьянова // Серия «Политология. Религиоведение». Известия Иркутского государственного университета, - Иркутск – 2013, № 2 (11), ч.1 – С.203-210.


Просмотров: 124


Авторизация через социальные сервисы: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Отправляя данные через форму, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности


    © 2014-. Историческая Самара.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
    Продвижение сайта Дизайн сайта
    Вся Самара